Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания, выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье, любят разного рода экскурсии, посещение театров, музеев, интересные игры.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной информации из окружающего мира

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 327.83 Кб (Скачать файл)

 

1.2Использование игр с правилами в воспитательном процессе коррекционной школы

 

Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей [37]. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры, как средства воспитания. В различных педагогических системах, игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры:

1. Сюжетно-ролевая игра. Основной  вид игр. В процессе этой игры  ребенок примеряет на себя  различные социальные роли, ставит  себя в социальные ситуации, которые  он мог видеть в реальной  жизни взрослых. К самым распространенным  сюжетно-ролевым играм можно отнести- «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями. 
2. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как: быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры. Очень важные  игры для начинающих познавать мир детей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как- цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа- «Чей это домик?», «Найди одного цвета». 
4. Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные. Это такие игры как- «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры. Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.

Существует еще много видов игр- игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Д.В. Менджерицкая расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие сюжета, которое идет от изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла; в-четвертых, появление в младшем школьном возрасте плана хотя схематичного и неточного, но дающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры; в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к младшему школьному возрасту [22].

Хочется отметить, что у детей с ЗПР очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. При этом игровой замысел отсутствует, т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Так же наблюдаются трудности в формировании образов, представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память.

Предметы для детей с ЗПР не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета. Младшие школьники часто непроизвольно «соскальзывают» с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий. Дети с данной патологией демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой).

Для воспитания детей с задержкой психического развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. Игре с правилами приписывают самые разнообразные функции, как образовательные, так и воспитательные [37], поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры с правилами на развитие ребенка с ЗПР и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для таких детей. Рассмотрим, что же представляет из себя игра с правилами.

Игра с правилами- групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих [14]. Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно–ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку с ЗПР две необходимые способности. Во–первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во–вторых, игра с правилами учит общаться, большинство игр с правилами - это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества- между участниками одной команды. Такое участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее со стороны[14].

Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда дети с ЗПР предпочитают индивидуальные игры (видео–игры, компьютерные игры, настольными игры). Данный вид игр позволяет уйти от сидячего образа жизни, так же онипомогают детям укреплять социальные связи, развивать воображение, способность стремиться и сотрудничать. В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть честными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающимкоманда стремится помочь, чтобы добиться победы. Детям младшего школьного возраста интереснее всего играть в игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.[14].

Приведем пример подвижной игры:

Название: «Гуси-лебеди»

Возраст: от шести лет

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Цель: развитьреакцию и выносливость детей, внимательность,координацию.

Ход: На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2 — 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка». По сигналу — «Гуси-лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси-лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова игры–занятия, игры–упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений [20]. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры– обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила– автодидактизм [20].

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний. В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание [37].

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Дидактическая игра– это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра- это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Приведем пример дидактической игры:

Название: «Угадай, что и где растет?»

Возраст: с 7 лет

Количество игроков:со всеми детьми, или небольшой группой

Место: улица, игровая комната.

Цель:уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память.

Ход: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или водящий) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение (сад, огород).

Правила игры: Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто получает больше фишек.

Примечания: 
1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.

2. Рекомендуем и другой  вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4-5 человек. У каждого - большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней. Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере улучшения состояния детей с ЗПР. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, слегка усложнив задачу. Сами дети с ЗПР не способны использовать все возможности игрушек [31]. Основные типы дидактических игр:

1.Предметные игры– это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2.Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций (складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки– найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках).

3.Словесные игры. Они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

4.Музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь детям с ЗПР принять участие во всеобщем занятии [20].

 

1.3 Формирование положительных  взаимоотношений младшего школьника  с ЗПР средствами игр с правилами

 

В психологии «отношения» обычно рассматривают в двух ипостасях:

во–первых, как «связь, зависимость», а значит – как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с ...),

во–вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение к ...).

Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка с ЗПР при поступлении в школу- это новая система требований, предъявляемых к нему в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.Формирование личности школьника с ЗПР, взаимоотношения его и коллектива, влияние коллектива на его личность во многом определяются структурой коллективов и групп, в которые входит школьник с ЗПР, их направленностью, характером взаимоотношений их членов, зависят от положения школьника в коллективе.

Дети с ЗПР испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания [10]. Они напряжены психологически- эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически-новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что изменяется поведение. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность. Перегрузки, которые испытывает ребенок с ЗПР, приводят к утомлению (состояние, характеризующееся снижением работоспособности). Для уменьшения негативных факторов описанных выше, а также для формирования положительных взаимоотношений младшего школьника с ЗПР используются игры с правилами [14],[15].

Информация о работе Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР