Констатирующий
этап исследования-
Цель: определить уровень сформированности
положительных межличностных отношений
младшего школьника с ЗПР.
Для достижения цели нами был
подобран комплекс диагностических методик,
позволяющих выявить положительные межличностные
отношения младших школьников с ЗПР:
Методика №1 «Социометрическая
методика Рене Жиля» [1].
Методика №2 «Анкетирование.
Методика Л.И. Вассермана» [1].(см. Приложение
№1).
Методика
№1 «Социометрическая методика Р. Жиля».
Исследование началось с того,
что детям давался тест с вопросами. Вопросы
касались межличностных отношений в классе,
дети отвечали на них. Затем, все данные
заносились в таблицу, которая называется
«Социометрическая матрица» (см.Таблицу
№2). В этой таблице по горизонтали и по
вертикали расположен полный списочный
состав группы. Обработка данных на этом
этапе заключается в занесении в таблицу
данных о том, кого выбирал, а кого отверг
каждый конкретный член группы. Плюс –
выбор, минус– отвержение.
После заполнения таблицы заполняются
две строчки, в которых производится подсчёт
суммы полученных выборов (с.+;–)- это отрицательные
и положительные выборы, и следующая строчка
этовзаимные выборы т.епредпочитаемые
взаимно (п.+), это те дети, которые выбрали
друг друга по взаимности. Таким образом,
каждый участник становится обладателем
двух баллов. Далее в соответствующей
таблице представлены критерии оценки
результатов (см.Таблицу№3). После подсчета
всех баллов мы считаем результаты и составляем
статусную структуру группы–это социально–психологический
показатель, отражающий положение детей
в системе межличностных отношений (см.Таблицу
№4). Социально–психологический социометрический
статус определяется числом выборов полученных
от сверстников, и свидетельствует о степени
признания в группе, а так же об изолированных
и отвергаемых участниках.
С точки зрения социометрии
эти баллы могут быть рассмотрены как
числовые выражения статуса индивида
в группе, точнее в системе межличностных
предпочтений. В данной таблице также
можно подсчитать, есть ли, и в каком количестве,
у каждого члена группы взаимные выборы
и отвержения.По полученным суммам можно
судить о том, какие члены группы являются
наиболее предпочитаемыми, много ли в
группе людей со средним статусом, есть
ли непопулярные члены группы.Далее мы
делаем вывод статусной структуры класса.
Затемчтобы узнать- положительную социовалентность
(положительные выборы), отрицательную
социовалентность (отрицательные выборы),
и амбивалентность (двойственность отношения
к чему-либо, в особенности — двойственность
переживания, выражающаяся в том, что один
объект вызывает у человека одновременно
два противоположных чувства), мы рисуем
диаграмму и делаем вывод (см.Таблицу №5).
Ещё нам очень важно
определить уровень взаимности детей. Взаимность контактов– важный
социально–психологический показатель
по которому педагог судит о наличии отношений
взаимного расположения–нерасположения
(см.Таблицу №6). Уровень положительной
взаимности коллективных отношений отражает
психологическую совместимость детей
в классе, наличие развитых дружеских
отношений.
Методика
№2. «Анкетирование. Методика Л.И. Вассермана».
Исследование началось с того,
что детям нужно было выбрать из класса
своего лучшего друга/подругу. Далее выдавался
бланк с высказываниями относительно
друг друга (красивый, аккуратный и т.д).
С целью исследования вопроса о критериях
выбора сверстников предлагалось выделить
качества, которыми обладает друг отвечающего
(см.Таблицу №7).
После этого, в таблице выводились
результаты того, как распределились критерии
выбора одноклассников по значимости
(успешная учебная деятельность, внешний
вид и т.д) (см.Таблицу №8). Затем, мы сделали
вывод по констатирующему этапу.
По проведению первой диагностики,
мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Социометрическая матрица в
экспериментальнойгруппе
(констатирующий этап):
Ф.И ребенка |
Паша К. |
Семён К. |
Никита Т. |
Миша М. |
Соня Ч. |
Илья И. |
Егор П. |
Максим Е. |
Паша К. |
|
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
Семён К. |
– |
|
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
Никита Т. |
– |
+ |
|
+ |
– |
– |
– |
+ |
Миша М. |
+ |
– |
+ |
|
– |
– |
– |
+ |
Соня Ч. |
– |
+ |
– |
– |
|
– |
– |
+ |
Илья И. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
|
– |
+ |
Егор П. |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
|
– |
Максим Е. |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
|
(с.+; –) |
2+
5– |
4+
3– |
6+
1– |
2+
5– |
2+
5– |
2+
5– |
1+
6– |
6+
1– |
(п. +) |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Таблица 3
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Вывод:
По результатам исследования
было выявлено, что высокий уровень показали
два ребенка, что составило 25% из общего
количества детей, (Максим Е., Никита Т.)
детидостаточно неплохо общаются со сверстниками;
в классе у каждого из них есть лучший
друг/подруга (у Максима Е. лучший друг–
Семён К., у Никиты Т.– Паша К.). Эти дети
очень ярко называют лучшие качества друга
(аккуратный, красивый, хорошо танцует
и т. д.); играют в предложенные игры.
12,5% детей, это один ребенок
(Семён К.) имеет средний уровень развития
межличностных отношений. Семён К.мало
играет со сверстниками. У Семёна К. лучший
друг– Паша К. Не предлагает игры, но может
включиться в игру с другими детьми.
62,5% детей (Паша К., Егор П., Илья
И., Миша М., Соня Ч.) показали низкий уровень.
Эти дети не играют ни в какие игры, они
предпочитают одиночество. Илью И. не интересует
ни какая мотивация, он всегда один, ему
так «удобнее». Паша К. редко играет, но
зарядку делает со всеми, его состояния
зависят от настроения. Егор П.очень часто
плачет как с причиной, так и без.Например,
когда в игровую комнату не пришел Никита
Т., Егор П. очень расстроился. Миша М. и
Соня Ч. всегда только бегают, или гуляют
в одиночестве.
Составим по результатам социометрической
матрицы статусную структуру класса.
Таблица 4
Статусная структура класса
(таблица):
Экспериментальная группа |
Предпочитаемые |
3 |
Взаимно принятые |
3 |
Изолированные |
2 |
Отвергаемые |
0 |
Вывод:
Наличие в экспериментальной
группе изолированных детей, мы интерпретируем
с точки зрения особенностей развития.
Дети с ЗПР эмоционально расторможены,
отсюда дети чаще идут на нарушение социальных
норм ради привлечения внимания к себе;
у них чаще проявляется негативизм в отношениях;
снижена контактность и общительность;
они менее сдержаны в поведении.
Таблица 5
Статусная структура класса
(диаграмма):
Так, в исследованном нами классе
взаимность распределилась следующим
образом:
Таблица 6
Распределение взаимности:
Вывод:
Взаимность выборов свидетельствует
о приятельских отношениях детей друг
с другом.
По проведению второй диагностики,
мы получили следующие результаты (см.Таблицу
№7):
Таблица 7
Критерии выбора одноклассниками
друга:
(констатирующий этап):
критерии выбора |
оценочные суждения |
количество высказываний |
Экспериментальная группа. |
привлекательный внешний вид |
Аккуратный (ая) |
3 |
Красивый (ая) |
3 |
|
Сильный (ая) |
2 |
Здоровый (ая) |
3 |
|
|
|
Чистый (искренний (яя)) (ая) |
1 |
% |
48.0 |
ситуативная деятельность |
Хорошо играет(танцует) |
3 |
Вместе ходим в игровую |
0 |
|
На уроках сидим вместе, рядом |
2 |
% |
33.4 |
взаимная симпатия |
Он/она мне нравится |
1 |
|
Часто бываем вместе |
1 |
|
Он/она считает меня своим другом |
4 |
|
Он/она хороший (ая) |
4 |
|
% |
50.0 |
успешная |
Хорошо учится |
3 |
учебная |
Сообразительный (ая) |
1 |
деятельность |
Хорошо говорит словами |
3 |
|
Хорошо говорит жестами |
4 |
|
% |
55.0 |
нравственные |
Добрый, отзывчивый (ая) |
2 |
качества |
Всегда готов (а) помочь |
1 |
|
Честный (ая) |
2 |
|
Общительный (ая) |
2 |
|
Скромный (ая) |
1 |
|
Серьезный (ая) |
2 |
|
Вежливый (ая) |
1 |
|
Я ему (ей) доверяю |
1 |
|
умеет хранить секреты |
1 |
|
% |
38.9 |
Полученные результаты мы представили
в таблице (см.Таблицу №8):
Таблица 8
Распределение критериев выбора
одноклассников по значимости:
экспериментальная группа |
показатели |
успешная учебная деятельность |
1 место |
взаимная симпатия |
2 место |
привлекательный внешний вид |
3 место |
ситуативная деятельность |
4 место |
нравственные качества |
5 место |
По результатам опроса мы вывели
следующие результаты:
Наибольший удельный вес 1 место
в группе занимают показатели, связанные
с учебной деятельностью. Значимость этого
критерия понятна: учеба является ведущим
видом деятельности, а в условиях школы
– центральным событием повседневной
жизни ребенка.
На 2месте стоит взаимная симпатия.
Выбор по ситуативности действий на 4 месте.
Так, дети экспериментальной
группы выше ставят привлекательный внешний
вид он на 3 месте, это связано с тем, что
у детей с ЗПР происходит некое отставание
в формировании нравственных ценностей
в сознании, отсюда нравственные качества
занимают 5 место.
По результатам обследования
выявлено, что положительные межличностные
отношения детей с ЗПР значительно отстают.
Дети хорошо знают друг друга, могут включиться
в игру, пригласить играть. Но это делают
не все, кто–то проводит время только
в одиночестве. Мальчики не хотят общаться
с девочками, девочки в то же время не хотят
общаться с мальчиками.
Таким образом, данные констатирующего
этапа определяют необходимость проведения
коррекционно–развивающей работы по
формированию положительных межличностных
отношений младших школьников с ЗПР.
2.2 Содержание
и методика формирования положительных
межличностных отношений младшего
школьника с ЗПР средствами
игр с правилами
Цель: подобрать комплекс игр с правилами
направленных на развитие положительных
межличностных отношений младшего школьника
с ЗПР.
Анализ констатирующего эксперимента
показал необходимость проведения коррекционно–развивающей
работы. Для реализации цели нами было
разработаноперспективное планирование
игровой деятельности (1-й класс) (см.Приложение
№2). Мы считаем, что перспективное планирование
необходимо в работе с такими детьми. Нами
подобранные игры расписаны на каждый
месяц по неделям, мы описываем сколько
раз в неделю проводится игра и сколько
раз в день. Мы очень четко прописываем
цель, так как это воспитательный процесс,
а раскрытие и понятие цели в играх- необходимо.
Нам важен инвентарь, педагог должен быть
подготовлен к играм, он должен заранее
продумать, что нужно для игры и заранее
подготовить оборудование. Так же педагог
должен знать ход игры, какие правила расписаны
в игре, и должен уметь понятно, доходчиво
и доступно объяснить игру детям. Важную
роль играет организация игр и условия
организации. Дети с ЗПР не проявляют интереса
к играм, поэтому нужно уметь преподнести
игру, рассказать, зачем в нее играть, создать
мотивацию, ну и конечно, хотя бы пару раз
поощрить ребенка за участие или победу.
Перспективное планирование состоит из
10 игр с правилами. Игры проводятся на
перемене, в свободное время, на индивидуальных
занятиях и на прогулке.