Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания, выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье, любят разного рода экскурсии, посещение театров, музеев, интересные игры.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной информации из окружающего мира

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 327.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Исходя из таблицы, мы вывели следующие результаты (см.Таблицу№16)

Таблица 16

Распределение критериев выбора одноклассников по значимости:

 

экспериментальная группа

показатели

успешная учебная деятельность

1 место

взаимная симпатия

2 место

нравственные качества

3 место

ситуативная деятельность

4 место

привлекательный внешний вид

5 место


 

 

Вывод:

Наибольший удельный вес 1 место в группе занимают показатели, связанные с учебной деятельностью. Значимость этого критерия понятна: учеба является ведущим видом деятельности, а в условиях школы – центральным событием повседневной жизни ребенка.

На 2 месте стоит взаимная симпатия. Выбор по ситуативности действий на 4 месте.

Дети экспериментальной группы уже выше ставят нравственные качества они на 3 месте; ну а привлекательный внешний вид занимает уже 5 место.

После всех проведенных нами диагностических заданий, проанализируемпрактическую работу. Для этого составим сравнительные таблицы диагностики.

Сводная таблица результатов диагностики«Социометрическая методика Р. Жиля» (см.Таблицу№17).

Таблица 17

«Социометрическая методика Р. Жиля»

 

В этой сравнительной таблице мы видим, что результаты контролирующей диагностики были значительно лучше констатирующей. Можно говорить о том, что наша практическая часть работы дала положительный результат. Это значит, что нами подобранный комплекс игр с правилами и перспективное планирование были точно, правильно, и грамотно определены. Конечно, на первых этапах дети почти не общались друг с другом, им было не интересно. Но после нашей продолжительной и успешной работы, дети смогли усвоить некоторые навыки общения, они стали ближе общаться с одноклассниками, взаимодействовать, помогать, стали придумывать сюжеты некоторых игр и включаться в игру.

Далее составим сводную таблицу результатов диагностики «Анкетирование. Методика Л.И. Вассермана» представлено в таблице (см.Таблицу№18):

Таблица 18

«Анкетирование. Методика Л.И. Вассермана»

 

 

Из данной таблицы, можно сделать вывод: на констатирующем этапе дети выше ставили привлекательный внешний вид (3 место), нравственные качества были на последнем месте (5 место). С помощью игр, направленных на развитие коммуникативных качеств, на взаимодействие, на сотрудничество, мы смогли показать детям на примерах игр, что нравственные качества в друге превыше всего. Друг должен быть- добрым, отзывчивым, искренним и т.д. И поэтому, на формирующем этапе, при проведении этой диагностики, дети уже отмечали все положительные качества друга. Это еще раз говорит о том, что наши игры подобраны правильно.

Таким образом, данные, полученные в результате нашего опытно– экспериментального исследования, свидетельствуют о том, что запланированная коррекционно–развивающая работа дала положительный результат. Игры с правилами действительно являются эффективным средством формирования положительных межличностных отношений, если ведется целенаправленная работа (это мы описывали в параграфе 2.2). В игре с правилами должно быть организованно содержательное общение педагога с детьми; так же в ходе самой игры воспитатель должен создавать проблемные ситуации;далеевоспитателем создаются ситуации, требующие установление связей и взаимоотношений между детьми. Это и подтверждает гипотезу.

 

Заключение

 

Свою работу мы начали с рассмотренияспецифики общения младшего школьника с ЗПР. Для младшего школьника общение со сверстниками выступает в качестве эмоционального элемента и соотносится с понятием процесса взаимодействия. Важную роль в формировании межличностных отношений играет социально-психологическая атмосфера в детском коллективе. Младшие школьники с ЗПР больше всего ценят в одноклассниках- сочувствие, сопереживание, безопасность общения.

Также мы изучили особенности организации игр с правилами для детей младшего школьного возраста с ЗПР. Для воспитания детей с ЗПР нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Это игры с правилами. Игра с правилами– групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные. Сложность игры должна возрастать по мере улучшения состояния детей с ЗПР. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, слегка усложнив задачу.

Так же, раскрыли процесс формирования положительных взаимоотношений младшего школьника с ЗПР средствами игр с правилами. Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослыми, и лишь затем становятся произвольными. Для детей с ЗПР, в младшем школьном возрасте очень важно: формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наше опытно–экспериментальное исследование подтверждает выдвинутые теоретические предположения. При подборе игр с правилами, необходимо: чтобы было организованно содержательное общение педагога с детьми в игре; чтобыв ходе игры воспитатель создавал проблемные ситуации; ивоспитательдолжен создавать ситуации, требующие установление связей и взаимоотношений между детьми. Таким образом, младшие школьники с ЗПР овладевают положительными межличностными отношениями в игре с правилами при соблюдении вышеперечисленныхпедагогических условий.

 

Литература

 

  1. Альманах психологических тестов. - М.:»КСП», 1995,400с.
  2. БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Божович Л.И.–Спб:Питер, 2001, – 480с.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР/Белопольская Н.Л. –М: «УРАО», 2009,– 148с.
  4. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей школьного возраста. /Велиева С.В. –С.– П.: «Речь»,2007,–240с.
  5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников./ Венгер А.Л, Цукерман Г. А.– М: «Владос»,2007,–160с.
  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. Ред. Воронковой В.В. – М: «Школьная пресса»,1994, – 256с.
  7. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. /Школьная пресса ,2002, – №2, – с.19.
  8. Выготский Л. С. Основы дефектологии/ Выготский Л.С.–М: СПб:Лань,2003, – 654с.
  9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога/ Головин С.Ю.–М: АСТ, 2001, – 800с.
  10. Дети с ЗПР./под ред. Т.А Власовой, В.И.Лубовского, Н. А Цыпиной–М: «Педагогика»,1984.–256с.
  11. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР. Уроки общения.учеб. пособие/Залесская О.В., Казанцева О.В.–М: «Школьная пресса»,2005.–28с.
  12. Защиринская О.В. Психология общения младшего школьника: психодиагностика.учеб. пособие/ ЗащиринскаяО.В., Наследов А.Д.– М: СПб,2006,– 239с.
  13. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. / Злобина Е.Г. – К: «Наукова Думка»,2006,– 115с.
  14. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и сомато-психические расстройства у детей/Под ред. Исаев Д. Н.–СПб: «Речь», 2005, – 400с.
  15. «Игра с правилами». Сайт: Раннее развитие детей:[Электронный ресурс]–\http://www.razumniki.ru/igra_s_pravilami.html.
  16. «Как сохранить психологическое здоровье: возрастные особенности учащихся». Сайт: Центр Психологической Поддержки гимназии №1272:[Электронный ресурс] –\http://psiholog.zo1272.edusite.ru/p113aa1.html.
  17. Колотыгина Е.А. Особенности эмоционального развития младших школьников./ Колотыгина Е.А.//Дефектология–2008.–№1.–66–70с.
  18. Крупецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. / Крупецкий В.А –М.: «Просвещение»,1976. –328с.
  19. КуницынаВ.В.,Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение./ Куницына В.В, Казаринова Н.В.– СПб.: Питер, 2001. – 544с.
  20. Ломов Б. Ф.Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии/ Ломов Б.Ф- М.: Наука, 1975, с.124-135.
  21. Локтева О.С. «Игра как метод формирования положительного отношения младшего школьника к учению». Сайт: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:[Электронный ресурс] –\http://festival.1september.ru/articles/412415/.
  22. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии./ Малер А. Р. –М: «Аркти»,2002, – 176с.
  23. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. //Под ред. Марковой Т. А.- М.: «Просвещение»,1982, – 206с.
  24. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред.Смирновой Е.О.–М.–В., Московский психолого–социальный институт,2001, – 240с.
  25. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений/ Кузнецова Л.В, Переслени Л.И, Солицева Л.И; / под ред. Кузнецовой Л.В.– 5 изд.,стер.,–М: ИЦ «Академия»,2008,– 480с.
  26. Петрунек В. П. Младший школьник./Петрунек В. П., Таран Л.Н. –М: «Педагогика»,1994, – 239с.
  27. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. Обучение детей с нарушениями развития/Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Пузанова Б.П.– М.: Издательский центр «Академия», 2001, – 272 с.
  28. Прутченков А.С. Социально– психологический тренинг межличностного общения.учеб. пособие/Прутченков А.С –М: «Новая школа»,1991.–45с.
  29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми:учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений./Дубровина И.В, Андреева А. Д, Данилова Е.Е–М:ИЦ « Академия»,1998,–160с.
  30. Психология развития. Словарь под.ред.А.Л Венгера. «Вертикальное развитие»:[Электронный ресурс] –http://www.insai.ru/slovar/igra–s–pravilami, заглавие с экрана.
  31. Слепович Е. С. Некоторые особенности общения школьников с ЗПР. Генетические проблемы социальной психологии./Слепович Е.С., Коломинский Я.Л, Лисина М.И.– М: НИИП,1985,– 258с.
  32. Слепович, Е.С. Игровая деятельность детей с ЗПР. учеб.пособие/ Слепович Е.С.– М: «Педагогика»,1990.– 96с.
  33. Специальная педагогика.учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Аксенова Л.И, Архипов Б.А, Белякова Л.И /под ред. Назаровой Н. М..–3изд.,испр.–М:Издательский центр «Академия»,2004.–400с.
  34. Стерн Д.Н. Межличностный мир ребенка./ Стерн Д.Н, Стреблева Е.А. . – М: «Владос», 2005. – 180с.
  35. Сычев И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения./Сычев И.В, Устинова–Баранова Л.А.. – Х: «Томский государственный университет», 2005, – 174с.
  36. Тригер Р.Д.  Психологические особенности социализации детей с ЗПР/Тригер Р.Д. –М, 2008, – 192с.
  37. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР.учеб.пособие/ Ульенкова У.В.–М: «Педагогика» ,1990.– 184с.
  38. Фомина А.Б. Игра в структуре свободного времени детей. Воспитание школьников. / Фомина А.Б. –М: «Педагогика»,2005.–№3.–с.30.
  39. Шипицына Л.М. Психолого–педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Шипицына Л.М.–М.:«Владос», 2004, – 336с.
  40. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: «Проспект», 2000,– с.42.
  41. Эмоциональное состояние младших школьников.–Б.: «Николаев», 2004, –с.68.

 

Словарь

Основные понятия:

ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов (Е.С Слепович).

 

Формирование-процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности (О.С Локтева).

 

В.А. Соснин и Е.А. Красникова под межличностными отношениями подразумевали, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций через взаимную оценку. В отличие от общественных, деловых отношений межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную сдержанность (учебник Р.Д Тригер «Психологические особенности социализации детей с ЗПР»).

 

Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной информации из окружающего мира. Игра занимает большое значение в системе физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания(Д.В Менджерицкая).

 

Игра с правилами- групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих (А.Б Фомина).


Информация о работе Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР