Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания, выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье, любят разного рода экскурсии, посещение театров, музеев, интересные игры.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной информации из окружающего мира

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 327.83 Кб (Скачать файл)

Так же нами был подобран гендерный подход в организации игр с правилами (см.Приложение №3).Мы считаем, что такие игры стоит проводить для того, чтобы дети научились доброжелательному общению друг с другом, учились общаться правильно. Мы подобрали 5 игр, где мальчики играют с девочками («Ласковое слово»,«Пожелания», «Рыбы, птицы, звери»,«Давайте говорить друг другу комплименты..»,«Колобок»). Целью таких игр является-научение детей доброжелательному общению друг с другом; закрепление знаний о качествах мужественности и женственности;воспитание в детях культуры поведения, вежливости, уважения друг к другу.

Мы подобрали 5 игр, где мальчики играют с мальчиками («Радио», «Шоферы и строители», «Передай движение», «Волшебники»,«Ловишки»). Целью этих игр является-воспитание у детей умения быть наблюдательными; активизация речи детей;развитие у детей делового общения; научение правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища.

И последнее, мы подобрали 5 игр, где девочки играют с девочками («Дотронься до...», «Узнай подружку», «Зеркало», «Запрещенный цвет», «Волшебный цветок»). Целью таких игр является-воспитание культуры взаимоотношений между девочками; формирование у детей понятия о положительных чертах характера девочек;развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Представленные игры с правилами выстроены логично, последовательно в форме индивидуальных и групповых занятий. Учитывая индивидуальные особенности детей, отсутствие интереса, снижение работоспособности и низкий уровень развития внимания и памяти, мы учитываем необходимость правильнойорганизации игр, так же подбора дидактического материала к играм, который соответствует индивидуальным особенностям детей, а так же специфике имеющегося дефекта. Дидактический материал имеет яркий, красочный вид, вызывает интерес, побуждает к действию.

Реализация поставленной цели предполагает ряд педагогических мероприятий организуемых поэтапно. Рассмотрим первую игру, в которой мальчики играют с мальчиками.

 

Конспект игры «Волшебники»

Цель: развитие у детей доброжелательного отношения друг к другу; развитие осознанного восприятия.

Оборудование: носовые платочки, шарф.

Ход игры: Перед началом игры выбирается игровая комната или игровая площадка. Мы выбрали игровую комнату, проветрили ее за 15 минут до прихода детей. Затем мы приглашаем детей поиграть в игру.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Она называется «Волшебники». Мы вам завяжем глаза, а вы должны угадать, кто это подошел.Идем в игровую комнату.

(Паша К. не пошел в игровую комнату, потому что его мама ушла и он расстроился. Илья И. тоже не захотел идти, он остался в классе, писал русский язык, сказал, что не хочет играть.) Далее предлагаем детям сесть в круг на стульяпо желанию.

Воспитатель: Ребята, вы можете сесть на любое понравившееся вам место. (Семён К. отказался играть, он захотел играть в мяч, из комнаты не выходил, но был рядом с нами.Миша М. был не в настроении. Ему мама не купила игрушку вчера, поэтому сегодня Миша был зол, просто бегал по игровой комнате.)Мы предлагаем детям стать волшебниками, выбираем водящего.Воспитатель: Кто хочет быть водящим (волшебником)?

Водящим захотел стать Никита Т., ребята были не против. Кандидату в волшебники мы завязываем глаза, но сначала кладем на глаза стирильный носовой платочек и только потом завязывем глаза шарфом, с целью гигиены. Остальные дети должны подходить к Никите Т. поочереди, а он должен угадать кто это.

Воспитатель: Ребята, мы завязали Никите Т. глаза. Правила игры таковы, водящий имеет право ощупать ваши руки и верхнюю одежду и догадаться, кто из вас к нему подошел.Мы подводим к «кандидату в волшебники» по очереди 3–4 ребёнка.

Воспитатель: Кто хочет быть первым? Первым был Егор П., Никита Т. не смог его угадать.

Воспитатель: Кто следующий? Затем подошел Максим Е. Никита Т. без затруднений угадал его. Никите Т. очень понравилось быть «волшебником». За активное участие в игре Никита Т., Максим Е., Егор П. получили жетоны.

Воспитатель: Никите Т., Максиму Е., Егору П. мы дарим жетоны за участие.

Затем мы выбрали другого «кандидата в волшебники».

Воспитатель: Кто еще хочет стать волшебником? Им захотел стать Максим Е., ребята были не против. Никита Т., Егор П., играли с удовольствием. Максим Е. угадал всех ребят. Потом к игре присоединились Семён К. и Миша М., они начали играть за компанию со всеми.

Воспитатель: Молодцы ребята! Всем понравилось играть? Как вы угадывали своих друзей? (мы обсудили, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.). Максим Е. ответил, что у него не было затруднений угадать одноклассников. «Я запомнил их одежду».

 

Рассмотрим игру, где девочки играют с мальчиками.

Конспект игры «Ласковое слово»

Цель: учить детей доброжелательному общению друг с другом.

Оборудование: воздушный шар

Ход игры: Перед началом игры выбирается игровая комната или игровая площадка. Мы выбрали игровую комнату, проветрили ее за 15 минут до прихода детей. Затем мы приглашаем детей поиграть в игру.

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру, она называется «Ласковое слово». Сейчас мы все сядем на ковер в круг. Мы будем передавать друг другу воздушный шар, и говорить соседу или любому товарищу ласковые слова. У нас одна девочка, сначала давайте каждый скажет ей ласковое слово.

(в игру не захотел  играть Семён К., он просто не  выходил из класса, и Егор П. он расстроился, что Никита Т. ушел в игровую без него).

В игру решил поиграть Паша К. и Илья И.

Воспитатель: Кто хочет? Водящим выбрали Пашу К. Паша К. взял шар, и сказал, что Соня Ч. красивая. Далее он передал шарик  Илье И., Илья И. сказал, что Соня Ч. добрая. Затем шарик попал к Мише М., он сказал, Соня Ч. хорошая. Никита Т. и Максим Е. вышли из игровой комнаты, и стали бегать по школе. Потом мы извсе таки остановили, но они уже не стали играть. Воспитатель: Теперь Соня Ч. скажет ласковые слова нашим мальчикам.

Соня Ч. сделала это с удовольствием.

Воспитатель: Молоды ребята! Всем понравилось? Была ли игра сложной?

Мы награждаем всех за участие в игре воздушными шариками.

После проведения ряда занятий с целью определения эффективности коррекционно–развивающей работы был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Мы проводили методики так же как и на констатирующем этапе. Критерии оценки результатов те же. Для начала распределим учащихся в группу (см.Таблицу№9).

Таблица 9

Распределение учащихся в группу

(на контрольном этапе)

 

Год рождения ребёнка

Экспериментальная группа

2007 г.р.

Паша К.

2006 г.р.

Семён К.

2007 г.р.

Никита Т.

2005 г.р.

Миша М.

2006 г.р.

Соня Ч.

2006 г.р.

Илья И.

2007 г.р.

Егор П.

2007 г.р.

Максим Е.


 

 

Контрольный этап исследования-

По итогам контрольно–оценочного эксперимента были получены следующие результаты (первая диагностика):

Методика №1 «Социометрическаяметодика Р. Жиля» (см.Таблицу№10).

Таблица 10

Социометрическая матрица в экспериментальной группе

(контрольный этап):

Ф.И ребенка

Паша К.

Семён К.

Никита Т.

Миша М.

Соня Ч.

Илья И.

Егор П.

Максим Е.

Паша К.

 

+

+

+

+

+

+

Семён К.

+

 

+

+

+

+

+

+

Никита Т.

+

+

 

+

+

+

Миша М.

+

+

 

+

+

Соня Ч.

+

+

+

 

+

+

Илья И.

+

+

+

+

 

+

Егор П.

+

+

+

+

+

 

+

Максим Е.

+

+

+

+

+

 

(с. +; –)

5+

2–

6+

1–

4+

3–

7+

0–

7+

0–

3+

4–

4+

3–

7+

0–

(п. +)

4

6

3

4

5

2

3

5


 

 

Таблица 11

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень

 

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

 

 

Вывод:

По результатам исследования было выявлено, что уровень межличностных отношений стал значительно выше. Так возрос процент высокого уровня отношений с 25% до 50% (Семен К., Соня Ч., Миша М., Максим Е.). Эти дети хорошо общаются друг с другом. Вместе играют и ходят в игровую комнату.

С 12,5% до 37,5% возрос средний уровень межличностных отношений детей (Егор П., Никита Т., Паша К.), эти дети достигли среднего уровня положительных межличностных отношений. Они общаются между собой, но играют в игры в зависимости от настроения, ситуации и т.д.

Снизился процент низких межличностных отношений и составил с 62,5% и составил 12,5% (Илья И.) от общего количества детей. Илья так же и остался на низком уровне. Он по-прежнему играет в одиночестве. Но на протяжении нашей работы несколько раз он включался в игру, но потом уходил, убегал.

 

Составим по результатам социометрической матрицы статусную структуру класса (см.Таблицу№12).

Таблица 12

Статусная структура класса (таблица):

Экспериментальная группа

Предпочитаемые

5

Взаимно принятые

4

Изолированные

1

Отвергаемые

0


 

 

Далее мы делаем вывод статусной структуры класса. Затем, чтобы узнать- положительную социовалентность (положительные выборы), отрицательную социовалентность (отрицательные выборы), и амбивалентность (двойственность отношения к чему-либо, в особенности— двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства), мы рисуем диаграмму и делаем вывод(см.Таблицу№13).

Таблица 13

Статусная структура класса (диаграмма):

 

 

Вывод:

В данной диаграмме мы замечаем наличие в экспериментальной группе высокостатусных детей и соответственно положительной социовалентности. Положительная социовалентность поднялась с 3 до 5, амбивалентность с 3 до 4, а отрицательная социовалентностьт.е отрицательный выбор остался только у одного ребенка. Это значит, что диагностические результаты, после проведенных нами игр улучшились. В исследованном нами классе взаимность распределилась следующим образом (см.Таблицу№14):

Таблица 14

Распределение взаимности:

Вывод:

Взаимность выборов свидетельствует о переходе отношений детей от просто приятельства и товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.

 

Методика №2 «Анкетирование. Методика Л.И. Вассермана».

Критерии выбора друга/подруги одноклассниками распределились в таблице (см.Таблицу№15).

По проведению второй диагностики, мы получили следующие результаты:

Таблица 15

Критерии выбора одноклассниками друга:

(контрольный этап)

 

критерии выбора

оценочные суждения

количество высказываний

Контрольная группа

привлекательный

Аккуратный (ая)

1

     

внешний вид

Красивый (ая)

5

 

Сильный (ая)

3

     
 

Здоровый (ая)

4

 

Чистый (искренний (яя)) (ая)

4

 

%

48.5

ситуативная

Хорошо играет(танцует)

3

деятельность

Вместе ходим в игровую

3

 

На уроках сидим вместе, рядом

5

 

%

52.4

взаимная

Он/она мне нравится

5

симпатия

Часто бываем вместе

4

 

Он/она считает меня своим другом

2

 
     
 

Он/она хороший (ая)

5

 

%

57.2

успешная

Хорошо учится

7

учебная

Сообразительный (ая)

0

деятельность

Хорошо говорит словами

4

 

Хорошо говорит жестами

7

 

%

64.3

нравственные

Добрый, отзывчивый (ая)

6

качества

Всегда готов (а) помочь

2

 

Честный (ая)

6

 

Общительный (ая)

5

 

Скромный (ая)

0

 

Серьезный (ая)

6

 

Вежливый (ая)

0

 

Я ему (ей) доверяю

6

 

умеет хранить секреты

4

 

%

55.6

Информация о работе Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР