Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания, выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье, любят разного рода экскурсии, посещение театров, музеев, интересные игры.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученной информации из окружающего мира

Файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 327.83 Кб (Скачать файл)

Совместно с психологом должны разрабатываться игровые методики активизации личности школьников с ЗПР в период младшего школьного возраста. Сюда могут входить (на протяжении перового года обучения в школе):

1.Игровые формы сплочения коллектива– игра «Оригинально поздравь одноклассника с Днем рождения, с праздником», игра «Напомни товарищу о его обязанностях», игра «Создай уют и порядок в классе», игра «Праздник мам» и др.

2.Игры, направленные на формирование социально активной личности («Лучший математик класса», «Знаем и любим родной язык» «Мы – знатоки природы»).

3.Игровые методы, моделирующие общение в семье. («Дочки–матери», «Ходим в гости»).

Результатом проведённой работы к концу первого класса должно стать– улучшение взаимоотношения между учащимися, увеличение активности детей в общешкольных и классных мероприятиях, усиление познавательного интереса к предметам, сложившийся классный коллектив и доброжелательные взаимоотношения в нём, образование позитивных малых групп. Во втором и последующих классах младшей школы,учитывая повысившийся уровень развития школьников с ЗПР, процесс формирования межличностных взаимоотношений можно расширить. Например, больше внимания уделять играм по правилам. Необходимо закреплять и углублять достигнутые результаты. Особое внимание нужно уделяться формированию интеллекта, характера, внимательности, позитивных чувств и доброжелательностиу школьников с ЗПР, организованности в процессе проведения игр по правилам в урочное и внеурочное время [31]. В тоже время необходимо управление многими играми для активации процесса формирование положительных взаимоотношений младшего школьника с ЗПР. К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов: выбор игры; предложение игры школьникам; оборудование игры; разбивка на команды и распределение ролей; развитие игровой ситуации.

Основные принципы организации игры:

-отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

-принцип развития игровой динамики;

-принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

-принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

-принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил— от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм–комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным [14].

Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность игр зависит от участия в них педагогов и воспитателей.

Перед педагогом и воспитателем стоят задачи:

-опираться на достижения предыдущего возраста;

-стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

-подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Игра по правилам, требует соблюдения определенных условий.

1.Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2.Обязательные атрибуты игры, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона.

3.Обязательная констатация результата игры.

4.Компетентное жюри.

5.Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Формированию положительного отношения к учению и стимулированию познавательной активности младших школьников с ЗПР в процессе обучения способствует метод дидактических, сюжетно–ролевых и развивающих игр. Ребенок не только переживает события, но и добровольно вступает в те отношения, которые соответствуют его эмоциональным потребностям. При этом он проявляет активность, деловитость, организаторские способности. Желание ребёнка действовать по «правде» так сильно, что в игре он с удовольствием выполняет даже те действия, которые в реальной жизни вызывают у него отрицательное отношение. Именно поэтому, применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей возникло отрицательное отношение к определённой деятельности или форме поведения.

Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Основное значение ролевой игры для развития ребёнка состоит в том, что вхождение в жизнь взрослых эмоционально наполнено, действенно выделены общественные функции и смысл человеческой деятельности [15]. Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует сюжетно– ролевой игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения, дисциплинированности, опрятности, трудолюбия, инициативности, формирования положительного отношения к учению [20].

Существует классификация развивающих игр и игровых приемов, способствующих развитию младшего школьника с ЗПР и формирующие положительные взаимоотношения:

1. Пространственно–ориентационные задания: лабиринты; графические диктанты;

2. Логические задания: развитие математического аспекта мышления;развитие невербального мышления;развитие вербального мышления;аналитические задачи;загадки;загадки–шутки;шарады;кроссворды;ребусы;головоломки;фокусы;

3. Задания на развитие  памяти: развитие визуальной памяти; развитие аудиальной памяти; развитие тактильной памяти;

4. Задания на развитие  внимания: поиск ошибок в тексте; составление картинок.

Приведённая классификация является условной, поскольку все познавательные процессы существуют не в «чистом виде», а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Тем не менее, эта классификация способна облегчить учителю выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

Использование развивающих игр и игровых приёмов в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие личностно–мотивационной сферы школьников с ЗПР [31]. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника с ЗПР к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

Мы выделили следующие условия, при соблюдении которых игры должны были способствовать формированию положительного отношения к учению у обучающихся младших классов. Использование метода игры на уроках в начальной школе обеспечивает эффективность формирования положительного отношения младших школьников к общению благодаря тому, что именно в игре развиваются разные мотивы общения:

1. Мотивы общения:

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически–оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения пели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера [20].

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность- неотъемлемая часть игры- притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство- неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Игровая форма работы способствует тому, что ученики осознают себя действительно субъектами учебной деятельности. Игровые формы уроков позволяют ученикам расти вместе с учителем. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно–рекреативными возможностями. В том и состоит этот феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [20].

Таким образом, проанализировав теоретическую часть проблемы формирования межличностных отношений школьников с ЗПР, можно сделать следующий вывод:

Во-первых: отношения со сверстниками играют центральную роль в становлении личности ребенка. Для младшего школьника общение со сверстниками выступает в качестве эмоционального элемента и соотносится с понятием процесса взаимодействия.Важную роль в формировании межличностных отношений играет социально-психологическая атмосфера в детском коллективе. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме.Младшие школьники больше всего ценят в одноклассниках сочувствие, сопереживание, безопасность общения.

Во-вторых: хочется отметить, что у детей с ЗПР очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Для воспитания детей с ЗПР нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение.Это игры с правилами.Сложность игры должна возрастать по мере улучшения состояния детей с ЗПР. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, слегка усложнив задачу.

В-третьих:очень важна организация и проведение игры. Игра по правилам, требует соблюдения определенных условий.

Если педагог будет использовать развивающие игры и игровые приёмы в учебном процессе, то это окажет благотворное влияние на развитие личностно–мотивационной сферы школьников с ЗПР. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника с ЗПР.

 

Глава 2. Опытно– экспериментальная работа по формированию положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР средствами игр с правилами

2.1 Диагностика уровня развития  межличностных отношений у младшего  школьника с ЗПР

 

Наше опытно–экспериментальное исследование проходило на базе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 20 » города Оренбурга.

В опытно–экспериментальной работе принимали участие 8 человек (7 мальчиков и 1 девочка), учащиеся первого класса. Все ученики дистанционного центра имели поставленный медико–педагогическими комиссиями диагноз расстройства аутистического спектра с задержкой психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания. Кроме данных, полученных при выполнении экспериментальных заданий, были изучены медицинские карты детей, их успеваемость, педагогические характеристики и семейный статус. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы, анкеты, вопросам. Дети указывали, кого бы они пригласили на «День Рождения», рассказывали о своем лучшем друге/подруге. Результаты фиксировались в журнале с вербальными и графическими заданиями.

Цель исследования– выявить эффективность использования игр с правилами как средства формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с задержкой психического развития.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе– проводился констатирующий эксперимент с целью выявления положительных межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

На втором этапе– проводился формирующий эксперимент, целью которого является формирование положительных межличностных отношений младших школьников с ЗПР средствами игр с правилами, а так же уточнение педагогических условий, при которых игра с правилами действительно становится средством.

На третьем этапе– проводился контрольно–оценочный эксперимент с целью определения эффективности использования игры с правилами как средства формирования положительных межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Контрольно–оценочный этап включает в себя реализацию программы обследования констатирующего эксперимента, а так же подтверждение или опровержение гипотезы.

Всех учащихся мы распределили в экспериментальную группу (см.Таблицу №1).

 

Таблица 1

 

Распределение учащихся в группу

(на констатирующем этапе)

 

Год рождения ребёнка

Экспериментальная группа

2007 г.р.

Паша К.

2006 г.р.

Семён К.

2007 г.р.

Никита Т.

2005 г.р.

Миша М.

2006 г.р.

Соня Ч.

2006 г.р.

Илья И.

2007 г.р.

Егор П.

2007 г.р.

Максим Е.

Информация о работе Игры с правилами как средство формирования положительных межличностных отношений младшего школьника с ЗПР