Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).
Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.
Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.
Задачи работы:
Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест Керна – Иерасека.

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5
1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника…….……5
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности…………………….7
1.3 Основные особенности учебной деятельности дошкольника……...11
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада………………………………………………16
2.2 Содержание работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

контрольная по дошкольной педагогике.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

 

 

министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«череповецкий государственный университет»

 

Институт педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования

Контрольная работа

 

по дисциплине: Дошкольная педагогика

студентки (та) Тюхменевой(Ревиной )Кристины Валерьевны

группы 4ЗСДШ31

вариант: 9

тема: Учебная деятельность дошкольника

 

Разработал:           (Ф.И.О преподавателя)

Заведующий кафедрой ДО       Н.В. Иванова

 

Оценка: _____________________

 

Дата __________________________

Фамилия

преподавателя __________________________

Подпись

преподавателя __________________________

Содержание

 

Введение……………………………….………………………………………….3

1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5

1.1 Влияние деятельности  на развитие личности дошкольника…….……5

1.2 Структурные  компоненты учебной деятельности…………………….7

1.3 Основные  особенности учебной деятельности  дошкольника……...11 2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16

2.1. Уровень развития  учебной деятельности у детей  подготовительной к школе группы  детского сада………………………………………………16

2.2 Содержание  работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28

2.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы…………...30

Заключение……………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………...34

 

Введение

 

Проблема развития учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в  рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная  деятельность рассматривается как  синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

Дошкольный возраст — этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).

Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.

Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.

Задачи работы:

  1. Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
  3. Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест  Керна – Иерасека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть

1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника

 

Известно, что  в педагогическом процессе дошкольного  учреждения игра должна занимать ведущее  место. Однако в последнее время  закономерной становится тенденция  увеличения числа обучающих занятий  и сокращения времени для свободной игровой  деятельности . Я считаю, что необходимо вернуться к игре, как центру построения воспитательно-образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия для  развития  игры детей. Они предусматривают следующее: [2]

1 Использование  в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования, игры-фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные).

2 Обогащение  жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, прогулку, художественное слово, наблюдения, беседы и другие.

Особое значение мы придаём созданию предметно-развивающей среды для содействия  развитию  детской игры, чтобы детям было комфортно, уютно, каждый ребёнок мог найти для себя любимое занятие. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его  деятельности , он начинает проявлять себя как творческая  личность . Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям. Ребёнок в процессе самостоятельно выбранной  деятельности  испытывает массу чувств, связанных с переживанием удовольствия и неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности и пр. Повторение этих чувств постепенно формирует качества  личности   дошкольника , его характер и в целом определяет готовность ребёнка к обучению в школе. В создании развивающей среды важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень  развития , интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Однако роль взрослого в самостоятельной  игре детей не ограничивается своевременным  изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой  деятельности . Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем – как партнёр в игре двух-трёх детей. Далее он становится помощником детей в организации игровой  деятельности  и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой  деятельностью , помогая при необходимости советом. Доказано, что игры развиваются в следующей последовательности: [1]

  • младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра-манипуляция предметами);
  • средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра-диалог);
  • Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра (игра-фантазия, сюжетосложение).

Каждый вид  игры отвечает своим целям и задачам  и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы-заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта. В младшем дошкольном возрасте закладывается база для интеллекта – сенсорные способности ребёнка. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать, помимо игрушек, предметы-заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет (или предметы).

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы. Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе  развития  сюжета, соблюдая правила игры. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и др.), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия). Именно в старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для  развития  так важна именно самостоятельная, спонтанная игра, которая к концу дошкольного возраста постепенно всё больше и больше регламентируется: дети уделяют внимание тому, насколько правильно их партнёр разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга.

 

1.2 Структурные компоненты учебной деятельности

 

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных  элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. [6]

И так остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. 

Следующий компонент - осуществление школьником учебных  действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.

Не менее  важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Характеристика компонентов УД

Потребностью  УД является стремление учащихся к  усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).

Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.

Учебная задача - не просто задание, которое выполняет  ученик на уроке или дома, это  цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. [2]

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном  виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.

Мотивы  учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные  задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

Учебные действия

Четвертым компонентом  структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью  которых школьники решают учебные  задачи.

И. Ломпшер  и А. Коссаковски  выделяют в структуре УД следующие учебные действия:

Информация о работе Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста