Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа
Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).
Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.
Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.
Задачи работы:
Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест Керна – Иерасека.
Введение……………………………….………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5
1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника…….……5
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности…………………….7
1.3 Основные особенности учебной деятельности дошкольника……...11
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада………………………………………………16
2.2 Содержание работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………...34
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего этапа эксперимента. Использовались:
Контрольный срез проводился с теми же детьми, что и при проведении констатирующего этапа эксперимента.
Первым, как
и на этапе констатирующего
Цель: выявить уровень психического развития детей, развитие глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций, после проведения нами формирующего этапа эксперимента.
Второй мы провели методику "Бусы".
Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух на этапе констатирующего эксперимента.
Третьей нами проводилась методика «Долговременная память».
Цель: определить уровень развития долговременной памяти у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента.
Для обработки полученных результатов контрольного этапа эксперимента, полученные по каждой методике, целесообразно, по нашему мнению, представить в сводной таблице 8.
Таблица 8. Уровни развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы на этапе контрольного эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Методики, тесты, диагностики |
Уровень сформирован- ности к учебной деятельности | ||
Тест Керна - Иерасика |
Методика «Бусы» |
Диагностика долговременной памяти | |||
1 |
Руслан А. |
средний |
средний |
средний |
средний |
2 |
Влад Б. |
средний |
средний |
средний |
средний |
3 |
Алина Б. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
4 |
Ромас В. |
средний |
средний |
средний |
средний |
5 |
Кристина Д. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
6 |
Фёдор З. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
7 |
Фёдор К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
8 |
Кирилл К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
9 |
Настя К. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
10 |
Арсений К. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
11 |
Катя К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
12 |
Полина М. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
13 |
Юля М. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
14 |
Варя М |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
15 |
Вика Р. |
средний |
средний |
средний |
средний |
16 |
Даша С. |
средний |
средний |
средний |
средний |
17 |
Кирилл Ч. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
18 |
Ангелина Я. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Высокий уровень |
7 человек, что составляет 39% |
7 человека, что составляет 39% |
4 человека, что составляет 22% |
39% | |
Средний уровень |
11 человек, что составляет 61% |
10 человек, что составляет 56% |
12 человека, что составляет 67% |
56% | |
Низкий уровень |
0 человек, что составляет 0% |
1 человек, что составляет 5% |
2 человека, что составляет 11% |
6% |
После повторного проведения диагностических методик, мы выяснили, что у большинства дошкольников на этапе контрольного эксперимента уровень развития учебной деятельности стал значительно выше.
Детей с высоким уровнем развития учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 4 человека, что составляло 22%, на этапе контрольного эксперимента - 7 человек, что составило 39%.
Детей со средним уровнем развития учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 11 человек, после проведённой нами работы по формированию предпосылок учебной деятельности, на контрольном эксперименте было выявлено 10 человек.
Детей с низким уровнем развития учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 3 человека, на этапе контрольного эксперимента, с низким уровнем развития предпосылок учебной деятельности остался один ребёнок.
В ходе анализа и сравнения нами была отмечена положительная динамика, которая отражена нами в таблице 9.
Таблица 9. Динамика развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Уровень развития |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Высокий |
4 ребёнка, что составляет 22% |
7 детей, что составляет 39% |
Средний |
11 детей, что составляет 61% |
10 детей, что составляет 55% |
Низкий |
3 ребёнка, что составляет 17% |
1 ребёнок, что составляет 6% |
Вывод: таким образом, на основании полученных нами результатов, у нас есть все основания утверждать, что наша гипотеза получила подтверждение: если систематически и последовательно проводить игровые занятия, направленные на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук с детьми, то это будет способствовать развитию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Проведённое нами исследование показало, проблема развития учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. В рамках проделанной нами работы мы смогли проанализировать такие основополагающие понятия как «учебная деятельность», и дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента сначала был установлен исходный уровень развития учебной деятельности у старших дошкольников. Результаты обследования детей подготовительной к школе группы показали, что в результате проведённой диагностики у детей преобладают высокий и средний уровни развития учебной деятельности. Высокий уровень присутствует у 22%, средний уровень у 61% детей. Низкий уровень развития учебной деятельности присутствует у 17% детей. На этапе формирующего эксперимента мы апробировали содержание работы по развитию учебной деятельности. Были подобраны различные игры, с помощью которых мы целенаправленно смогли повлиять на развитие учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры были направлены на развитие глазомера, способности к подражанию, развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук.
После повторного
проведения диагностических методик
на контрольном этапе
Таким образом, анализ полученных результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что реализация работы по развитию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, создаёт условия для более эффективного их развития.
Список используемой литературы
1.Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. – М.: Педагогика, 1986г.
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Педагогика, 1993г.
3.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4.
4.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
5.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. Гл. XIX Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях. – М., 1999.
6.Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970
7.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976.
8.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
9.Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» М.: Аркти, 2001г.