Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).
Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.
Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.
Задачи работы:
Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест Керна – Иерасека.

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5
1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника…….……5
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности…………………….7
1.3 Основные особенности учебной деятельности дошкольника……...11
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада………………………………………………16
2.2 Содержание работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

контрольная по дошкольной педагогике.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Что значит «умение учиться, в каких видах деятельности оно может быть сформировано»

 «Умение учиться» предполагает, прежде всего, понимание смысла учебного задания, умение отличать учебную задачу от практических, жизненных ситуаций. В условиях общественного дошкольного воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. На протяжении всего дошкольного периода дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством усвоения знаний. В младшем и среднем дошкольном возрасте ее значение очень велико, а в старшем она уступает место учебным занятиям. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Уровень  развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада

 

В исследованиях  А.П. Усовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др., посвященных  анализу обучаемости ребенка  как субъекта  учебной   деятельности , также указывается, что развитие речи дошкольника является первостепенной задачей. По установкам «Руководства для воспитателей детского сада» (1945) занятие являлось формой организации группы детей для выполнения различной деятельности – рисования, рассказывания и т. д. – по методике заданий. Занятия эти были регламентированы временем до 40 минут в старшей группе и были обязательными, проводимыми ежедневно. [7] В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек:

  1. Асинов Руслан
  1. Безотечество Влад
  1. Бузова Алина
  1. Вилькис Ромас
  1. Дёрина Кристина
  1. Зеленский Фёдор
  1. Каменев Фёдор
  1. Коломыченко Кирилл
  1. Курлыкина Настя
  1. Куценко Арсений
  1. Куценко Катя
  1. Медведева Полина
  1. Мельникова Юля
  1. Минайленко Варя
  1. Ряснова Вика
  1. Сахарова Даша
  1. Чернобаев Кирилл
  1. Яковлева Ангелина



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). На первом этапе, в процессе констатирующего эксперимента, был выявлен исходный уровень развития учебной деятельности у старших дошкольников.

На втором, формирующем  этапе эксперимента было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем, контрольном  этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня развития учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. [6]

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности учебной деятельности у старших дошкольников.
  2. Выявит исходный уровень развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления  уровня развития учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовались методика, тест, диагностика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна - Иерасека, методика «Бусы».

Первым проводился тест Керна – Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:[6]

  1. Графическое копирование фразы из письменных букв.
  2. Срисовывание точек в определённом пространственном положении.
  3. Рисование фигуры человека.

После проведения первого задания были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в таблице 1.

Таблица 1. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию  срисовывания письменных букв, теста Керна – Иерасека

 

 

 

 

 

Ф.И. ребёнка

Срисованную фразу

можно прочитать

Предложение можно прочитать

Можно прочитать хотя бы 4 буквы

На обрацы похожи не менее 2 букв

Кара

кули

Уровень сформиро

ванн

ности

 к учебной деятель

ности

1

Руслан А.

   

+

   

средний

2

Влад Б.

     

+

 

средний

3

Алина Б.

+

       

высокий

4

Ромас В.

   

+

   

средний

5

Кристина Д.

 

+

     

высокий

6

Фёдор З.

   

+

   

средний

7

Фёдор К.

     

+

 

средний

8

Кирилл К.

 

+

     

высокий

9

Настя К.

   

+

   

средний

10

Арсений К.

     

+

 

средний

11

Катя К.

+

       

высокий

12

Полина М.

+

       

высокий

13

Юля М.

+

       

высокий

14

Варя М.

   

+

   

средний

15

Вика Р.

   

+

   

средний

16

Даша С.

   

+

   

средний

17

Кирилл Ч.

       

+

низкий

18

Ангелина Я.

       

+

низкий


 

Высокий уровень  – 6 человек, что соответствует 33%;

Средний уровень  – 10 человек, что соответствует 56%;

Низкий уровень  – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости  от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей  была разделена на три группы.

Первую группу, с высоким уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Кирилл К., Куценко К., Полина М., Юля М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 10 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Настя К., Арсений К., Варя М., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Кирилл Ч. и Ангелина Я.

После первого  задания было проведено второе – срисовывание группы точек. Мы выдали детям бланки с изображениями группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2мм. Детям даётся инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуйте сами нарисовать такие же вот здесь», (показываем, где). [8] Результат обработки данных, полученных при проведении второго задания теста, наглядно представлен в таблице 2.

Таблица 2. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию  срисовывания группы точек, теста Керна – Иерасека

Ф.И. ребёнка

Точное воспро

изведение образца

Число и располо

жение точек соответст

вует заданному образцу

Рисунок в целом соответст

вует образцу

Контур рисунка не соответ

ствует образцу

Кара-

кули

Уровень сформиро

ванн-

ности

 к учебной деятель

ности

1

Руслан А.

 

+

     

высокий

2

Влад Б.

     

+

 

средний

3

Алина Б.

+

       

высокий

4

Ромас В.

     

+

 

средний

5

Кристина Д.

 

+

     

высокий

6

Фёдор З.

     

+

 

средний

7

Фёдор К.

   

+

   

средний

8

Кирилл К.

   

+

   

средний

9

Настя К.

   

+

   

средний

10

Арсений К.

     

+

 

средний

11

Катя К.

+

       

высокий

12

Полина М.

+

       

высокий

13

Юля М.

+

       

высокий

14

Варя М.

 

+

     

высокий

15

Вика Р.

     

+

 

средний

16

Даша С.

     

+

 

средний

17

Кирилл Ч.

       

+

низкий

18

Ангелина Я.

       

+

низкий


 

Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;

Средний уровень  – 9 человек, что соответствует 50%;

Низкий уровень  – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости  от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей  была разделена на три группы.

Первую, с высоким уровнем развития учебной деятельности, составили: Руслан А., Алина Б., Кристина Д., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Кирилл Ч. и Ангелина Я.

В заключении теста, детям было предложено третье задание – рисование мужской фигуры.

Детям предложили нарисовать в определённом месте  какого-нибудь мужчину (дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не даётся, на вопрос детей мы отвечали: «рисуй так, как умеешь». [5]

Результат обработки  данных, полученных при проведении третьего задания теста, наглядно представлен  в таблице 3.

Таблица 3. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию «рисунок человека», теста Керна – Иерасека

Ф.И. ребёнка

Есть голова, туло-вище, конеч-

ности, шея

Отсутст-

вуют шея, волосы

Есть голова, туловище, конечности, отсутствуют шея, волосы

При-

митивный рисунок

Кара-

кули

Уровень сформиро-

ванн-

ности

 к учебной деятель-

ности

1

Руслан А.

   

+

   

средний

2

Влад Б.

     

+

 

средний

3

Алина Б.

+

       

высокий

4

Ромас В.

     

+

 

средний

5

Кристина Д.

 

+

     

высокий

6

Фёдор З.

     

+

 

средний

7

Фёдор К.

     

+

 

средний

8

Кирилл К.

     

+

 

средний

9

Настя К.

 

+

     

высокий

10

Арсений К.

     

+

 

средний

11

Катя К.

+

       

высокий

12

Полина М.

+

       

высокий

13

Юля М.

+

       

высокий

14

Варя М.

 

+

     

высокий

15

Вика Р.

     

+

 

средний

16

Даша С.

     

+

 

средний

17

Кирилл Ч.

       

+

низкий

18

Ангелина Я.

       

+

низкий


 

Высокий уровень  – 7 человек, что соответствует 39%;

Средний уровень  – 9 человек, что соответствует 50%;

Низкий уровень  – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости  от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей  была разделена на три группы.

Первую, с высоким  уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Настя К., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Уровни развития учебной деятельности у детей  подготовительной группы по тесту Керна – Иерасека по всем трём заданиям, целесообразно, по нашему мнению представить в сводной таблице 4.

Таблица 4. Сводная таблица определения  уровня развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного  возраста по тесту Керна - Иерасека

Ф.И. ребёнка

Задание срисовывание письменных букв

Задание срисовывание группы точек

Задание рисование мужской  фигуры

Общий уровень сформированности к учебной деятельности

1

Руслан А.

средний

высокий

средний

средний

2

Влад Б.

средний

средний

средний

средний

3

Алина Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

4

Ромас В.

средний

средний

средний

средний

5

Кристина Д.

высокий

высокий

высокий

высокий

6

Фёдор З.

средний

средний

средний

средний

7

Фёдор К.

средний

средний

средний

средний

8

Кирилл К.

высокий

средний

средний

средний

9

Настя К.

средний

средний

высокий

средний

10

Арсений К.

средний

средний

средний

средний

11

Катя К.

высокий

высокий

высокий

высокий

12

Полина М.

высокий

высокий

высокий

высокий

13

Юля М.

высокий

высокий

высокий

высокий

14

Варя М.

средний

высокий

высокий

высокий

15

Вика Р.

средний

средний

средний

средний

16

Даша С.

средний

средний

средний

средний

17

Кирилл Ч.

низкий

низкий

низкий

низкий

18

Ангелина Я.

низкий

низкий

низкий

низкий

Информация о работе Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста