Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа
Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).
Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.
Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.
Задачи работы:
Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест Керна – Иерасека.
Введение……………………………….………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5
1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника…….……5
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности…………………….7
1.3 Основные особенности учебной деятельности дошкольника……...11
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада………………………………………………16
2.2 Содержание работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………...34
Что значит «умение учиться, в каких видах деятельности оно может быть сформировано»
«Умение учиться» предполагает, прежде всего, понимание смысла учебного задания, умение отличать учебную задачу от практических, жизненных ситуаций. В условиях общественного дошкольного воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. На протяжении всего дошкольного периода дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством усвоения знаний. В младшем и среднем дошкольном возрасте ее значение очень велико, а в старшем она уступает место учебным занятиям. [5]
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
В исследованиях А.П. Усовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др., посвященных анализу обучаемости ребенка как субъекта учебной деятельности , также указывается, что развитие речи дошкольника является первостепенной задачей. По установкам «Руководства для воспитателей детского сада» (1945) занятие являлось формой организации группы детей для выполнения различной деятельности – рисования, рассказывания и т. д. – по методике заданий. Занятия эти были регламентированы временем до 40 минут в старшей группе и были обязательными, проводимыми ежедневно. [7] В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). На первом этапе, в процессе констатирующего эксперимента, был выявлен исходный уровень развития учебной деятельности у старших дошкольников.
На втором, формирующем этапе эксперимента было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем, контрольном этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня развития учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. [6]
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для выявления уровня развития учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовались методика, тест, диагностика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна - Иерасека, методика «Бусы».
Первым проводился тест Керна – Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:[6]
После проведения первого задания были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в таблице 1.
Таблица 1. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию срисовывания письменных букв, теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Срисованную фразу можно прочитать |
Предложение можно прочитать |
Можно прочитать хотя бы 4 буквы |
На обрацы похожи не менее 2 букв |
Кара кули |
Уровень сформиро ванн ности к учебной деятель ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
средний | ||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний | ||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий | ||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний | ||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний | ||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
высокий | ||||
9 |
Настя К. |
+ |
средний | ||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий | ||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий | ||||
14 |
Варя М. |
+ |
средний | ||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний | ||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний | ||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий | ||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 33%;
Средний уровень – 10 человек, что соответствует 56%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую группу, с высоким уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Кирилл К., Куценко К., Полина М., Юля М.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 10 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Настя К., Арсений К., Варя М., Вика Р., Даша С.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.
После первого задания было проведено второе – срисовывание группы точек. Мы выдали детям бланки с изображениями группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2мм. Детям даётся инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуйте сами нарисовать такие же вот здесь», (показываем, где). [8] Результат обработки данных, полученных при проведении второго задания теста, наглядно представлен в таблице 2.
Таблица 2. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию срисовывания группы точек, теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Точное воспро изведение образца |
Число и располо жение точек соответст вует заданному образцу |
Рисунок в целом соответст вует образцу |
Контур рисунка не соответ ствует образцу |
Кара- кули |
Уровень сформиро ванн- ности к учебной деятель ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
высокий | ||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний | ||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий | ||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний | ||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний | ||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
средний | ||||
9 |
Настя К. |
+ |
средний | ||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий | ||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий | ||||
14 |
Варя М. |
+ |
высокий | ||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний | ||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний | ||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий | ||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;
Средний уровень – 9 человек, что соответствует 50%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития учебной деятельности, составили: Руслан А., Алина Б., Кристина Д., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.
В заключении теста, детям было предложено третье задание – рисование мужской фигуры.
Детям предложили нарисовать в определённом месте какого-нибудь мужчину (дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не даётся, на вопрос детей мы отвечали: «рисуй так, как умеешь». [5]
Результат обработки данных, полученных при проведении третьего задания теста, наглядно представлен в таблице 3.
Таблица 3. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по заданию «рисунок человека», теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Есть голова, туло-вище, конеч- ности, шея |
Отсутст- вуют шея, волосы |
Есть голова, туловище, конечности, отсутствуют шея, волосы |
При- митивный рисунок |
Кара- кули |
Уровень сформиро- ванн- ности к учебной деятель- ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
средний | ||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний | ||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий | ||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний | ||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий | ||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний | ||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний | ||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
средний | ||||
9 |
Настя К. |
+ |
высокий | ||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний | ||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий | ||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий | ||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий | ||||
14 |
Варя М. |
+ |
высокий | ||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний | ||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний | ||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий | ||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;
Средний уровень – 9 человек, что соответствует 50%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Настя К., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Арсений К., Вика Р., Даша С.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.
Уровни развития учебной деятельности у детей подготовительной группы по тесту Керна – Иерасека по всем трём заданиям, целесообразно, по нашему мнению представить в сводной таблице 4.
Таблица 4. Сводная таблица определения уровня развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна - Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Задание срисовывание письменных букв |
Задание срисовывание группы точек |
Задание рисование мужской фигуры |
Общий уровень сформированности к учебной деятельности |
1 |
Руслан А. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
2 |
Влад Б. |
средний |
средний |
средний |
средний |
3 |
Алина Б. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
4 |
Ромас В. |
средний |
средний |
средний |
средний |
5 |
Кристина Д. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
6 |
Фёдор З. |
средний |
средний |
средний |
средний |
7 |
Фёдор К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
8 |
Кирилл К. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
9 |
Настя К. |
средний |
средний |
высокий |
средний |
10 |
Арсений К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
11 |
Катя К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
12 |
Полина М. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
13 |
Юля М. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
14 |
Варя М. |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
15 |
Вика Р. |
средний |
средний |
средний |
средний |
16 |
Даша С. |
средний |
средний |
средний |
средний |
17 |
Кирилл Ч. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
18 |
Ангелина Я. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |