Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (по А.П. Усовой).
Объект работы: процесс формирования учебной деятельности.
Предмет работы: психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности.
Задачи работы:
Изучить формирование учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Проанализировать понятие «учебная деятельность», выявить его структуру.
Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.
В практической части работы, мы наглядно рассмотрим пример (опытно – экспериментальное исследование) развития учебной деятельности на старшей группы детского сада (взяты произвольно), по методике А.П. Усовой, а также будет использован тест Керна – Иерасека.

Содержание работы

Введение……………………………….………………………………………….3
1.Теоретическая часть…………………………………………………….…….5
1.1 Влияние деятельности на развитие личности дошкольника…….……5
1.2 Структурные компоненты учебной деятельности…………………….7
1.3 Основные особенности учебной деятельности дошкольника……...11
2. Опытно - Экспериментальная работа по формированию учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………...16
2.1. Уровень развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада………………………………………………16
2.2 Содержание работы по развитию учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе………………………………………..28
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

контрольная по дошкольной педагогике.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

 

Высокий уровень  – 6 человек, что соответствует 33%;

Средний уровень  – 10 человек, что соответствует 56%;

Низкий уровень  – 2 человека, что соответствует 11%.

В зависимости  от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна  – Иерасика, согласно приведённой  таблице, вся совокупность детей  была разделена на три группы.

Первую, с высоким  уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Катя К., Полина М., Юля М., Варя М.

Вторую группу, со средним уровнем учебной деятельности составили такие дети как: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Следующей, для  выявления уровня развития учебной деятельности, была использована методика «Бусы». При помощи этой методики мы выявили количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Мы раздали детям отдельные листы с рисунком кривой, изображающей нитку, а также по 6 фломастеров разного цвета и сказали: «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя». Инструкцию мы повторили для детей дважды, затем они начали рисовать. После того, как дети справились с заданием, мы ещё раз повторили, какие бусы нужно было нарисовать, и попросили детей проверить свои рисунки. Тем, кто заметил неточности в своих рисунках, было предложено рядом нарисовать верный вариант. После проведения данной методики, нами были получены данные по каждому испытуемому. [6] Результат обработки данных, полученных при проведении методики «Бусы», наглядно представлен в таблице 5.

Таблица 5. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по методике «Бусы»

Ф.И. ребёнка

Задание выпол-

нено правиль-

но

При выполнении задания  выполнены 3-4 условия

При выполнении задания  выполнены 2 условия

При выполнении задания  выполнено одно условие

Уровень сформированности

 к учебной деятельности

1

Руслан А.

 

+

   

средний

2

Влад Б.

   

+

 

средний

3

Алина Б.

+

     

высокий

4

Ромас В.

   

+

 

средний

5

Кристина Д.

 

+

   

средний

6

Фёдор З.

   

+

 

средний

7

Фёдор К.

   

+

 

средний

8

Кирилл К.

   

+

 

средний

9

Настя К.

   

+

 

средний

10

Арсений К.

     

+

низкий

11

Катя К.

+

     

высокий

12

Полина М.

 

+

   

средний

13

Юля М.

+

     

высокий

14

Варя М.

   

+

 

средний

15

Вика Р.

 

+

   

средний

16

Даша С.

 

+

   

средний

17

Кирилл Ч.

     

+

низкий

18

Ангелина Я.

     

+

Низкий




Высокий уровень – 3 человека, что соответствует 17%;

Средний уровень  – 12 человек, что соответствует 66%;

Низкий уровень  – 3 человека, что соответствует 17%.

В зависимости  от качества и скорости выполнения задания, вся совокупность детей  была разделена на три группы.

Первую, с высоким  уровнем развития учебной деятельности, составили: Алина Б., Катя К., Юля М.

Вторую группу, со средним уровнем учебной деятельности составили такие дети как: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Кристина Д., Фёдор  З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Полина М., Варя М., Вика Р., Даша С.

Третья группа, 3 ребёнка, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Арсений К., Кирилл Ч. и Ангелина Я.

Третьей, заключительной методикой для выявления у старших дошкольников уровня развития учебной деятельности, была выбрана и проведена методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Мы сообщаем детям: "Сейчас мы прочитаем вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко". [2]

Ряд слов мы зачитываем несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверку провели через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее  количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент  долговременной памяти.

Результаты  интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий  уровень;

50-75% - средний  уровень; 

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень  низкий уровень.

После проведения данной методики, нами были получены данные по каждому испытуемому. Результат  обработки данных, полученных при  проведении диагностики долговременной памяти, наглядно представлен в таблице 6.

 

Таблица 6. Результаты определения уровня развития учебной деятельности по диагностике  долговременной памяти

Ф.И. ребёнка

Кол-во запомненных слов

%

Уровень сформированности к учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Руслан А.

     

+

           

40

низкий

2

Влад Б.

     

+

           

40

низкий

3

Алина Б.

             

+

   

80

высокий

4

Ромас В.

   

+

             

30

низкий

5

Кристина Д.

         

+

       

60

средний

6

Фёдор З.

   

+

             

30

низкий

7

Фёдор К.

   

+

             

30

низкий

8

Кирилл К.

     

+

           

40

низкий

9

Настя К.

       

+

         

50

средний

10

Арсений К.

   

+

             

30

низкий

11

Катя К.

               

+

 

90

высокий

12

Полина М.

             

+

   

80

высокий

13

Юля М.

               

+

 

90

высокий

14

Варя М

       

+

         

50

средний

15

Вика Р.

     

+

           

40

низкий

16

Даша С.

     

+

           

40

низкий

17

Кирилл Ч.

   

+

             

30

низкий

18

Ангелина Я.

   

+

             

30

низкий




Высокий уровень – 4 человека, что соответствует 22%;

Средний уровень  – 3 человек, что соответствует 17%;

Низкий уровень  – 11 человек, что соответствует 61%.

В зависимости  от качества и скорости выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.

Первую, с высоким  уровнем развития п долговременной памяти, составили: Алина Б., Катя К., Полина М., Юля М.

Вторую группу, со средним уровнем развития долговременной памяти составили такие дети как: Кристина Д., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Варя М.

Третья группа, 11детей, была представлена дошкольниками  с низким уровнем развития к учебной  деятельности, это такие дети как  Руслан А., Влад Б., Ромас В., Арсений  К., Вика Р., Даша С., Кирилл Ч. и Ангелина Я. Результаты, полученные по каждой из проведённых методик, целесообразно, по нашему мнению, представить в сводной таблице 7.

Таблица 7. Уровни развития учебной деятельности у детей подготовительной к школе  группы на этапе констатирующего эксперимента

Ф.И.

ребёнка

Методики, тесты, диагностики

Уровень сформированности к учебной деятельности

Тест

Керна - Иерасика

Методика

«Бусы»

Диагностика

долговременной памяти

1

Руслан А.

средний

средний

низкий

средний

2

Влад Б.

средний

средний

низкий

средний

3

Алина Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

4

Ромас В.

средний

средний

низкий

средний

5

Кристина Д.

высокий

средний

средний

средний

6

Фёдор З.

средний

средний

низкий

средний

7

Фёдор К.

средний

средний

низкий

средний

8

Кирилл К.

средний

средний

низкий

средний

9

Настя К.

средний

средний

средний

средний

10

Арсений К.

средний

низкий

низкий

низкий

11

Катя К.

высокий

высокий

высокий

высокий

12

Полина М.

высокий

средний

высокий

высокий

13

Юля М.

высокий

высокий

высокий

высокий

14

Варя М

высокий

средний

средний

средний

15

Вика Р.

средний

средний

низкий

средний

16

Даша С.

средний

средний

низкий

средний

17

Кирилл Ч.

низкий

низкий

низкий

низкий

18

Ангелина Я.

низкий

низкий

низкий

низкий

 

Высокий уровень

6 человек, что составляет 33%

3 человека, что составляет 17%

4 человека, что составляет 22%

22%

Средний уровень

10 человек, что составляет 56%

12 человек, что составляет 66%

3 человека, что составляет 17%

61%

Низкий уровень

2 человек, что составляет 11%

3 человека, что составляет 17%

11 человек, что составляет 61%

17%


 

Результаты  обследования детей подготовительной группы показали, что по результатам  проведённой диагностики у детей  преобладают средний и высокий  уровни развития учебной деятельности. Средний уровень присутствует у 61%, высокий у 22% детей. Низкий уровень развития учебной деятельности выявлен у 17%. Данные результаты диагностики могут служить ориентиром для стартовой оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Таким образом, анализ полученных результатов показал разную степень развития учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данные результаты убеждают нас в необходимости последовательной и целенаправленной работы по развитию учебной деятельности, а литературные источники - в том, что в процессе их развития целесообразно использование различных методик обучения дошкольников, для развития у них данных предпосылок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание  работы по развитию учебной  деятельности у детей подготовительной к школе группе

 

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию учебной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами были подобраны и реализованы игры, способствующие развитию учебной деятельности у детей подготовительной группы. [6]

Игры  были направлены на реализацию следующих  задач:

  1. Продолжать учить детей воспринимать задания на слух.
  2. Продолжать развивать способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
  3. Продолжать развивать память детей.
  4. Продолжать развивать у старших дошкольников моторику рук.

Для достижения намеченных задач, нами были разработаны  занятия, в которых использовались заранее подобранные нами игры: игра «Фотоаппараты», игра «Что изменилось?», игры-шнуровки М. Монтессори. Данные игры проводились с детьми в течение трех месяцев 3 раза в неделю, при этом игры повторялись, варьировались их условия и правила.

Первой нами проводилась игра «Фотоаппараты». Мы раздали всем детям по три карточки с 8 различными изображениями на каждой и по 24 отдельных картинок, имеющихся на этих карточках. По команде дети смотрели на карточку в течение 30 секунд, а затем откладывали её в сторону и выбирали из предложенных отдельных картинок те, которые, по их мнению были на предложенной карточке.

Воспитатель следил за ходом игры, чтобы дети не мешали друг другу и не подсказывали. Ребята были очень сосредоточены во время проведения игры, некоторые из них повторяли названия картинок вслух, каждый старался за отведённое ему время (30 секунд) вспомнить как можно больше изображений, находившихся на карточке. Такое же задание было и к двум другим карточкам.

Второй мы провели с детьми игру «Что изменилось?» Нами были разложены на столе 10 мелких предметов: календарик, ластик, карандаш, пуговица, спичка, скрепка, конфета, блокнот, прищепка, кисточка. Все эти предметы мы накрыли плотным непрозрачным платком. Затем каждый ребёнок по очереди подходил к столу в течение 30 секунд знакомился с расположением предметов; потом он поворачивался спиной к столу, а в это время три или четыре предмета мы перекладывали на другие места. Снова 30 секунд давали на осмотр предметов, после чего опять накрывали их платком. Затем спрашивали играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Ответы оценивали  в очках. За каждый правильно указанный  предмет играющему засчитывали  в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимали из числа выигранных. Перемешав предметы, разложив их в другом порядке, звали к столу другого участника игры. Так один за другим прошли испытание все участники группы.

Условия игры для  всех были одинаковые: если для первого  играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывали столько же. Во время игры дети вели себя активно, каждый хотел быть первым. По просьбе воспитателя, дети старались не подсказывать друг другу.

Для развития мелкой моторики рук, как одной из основных составляющих развития предпосылок учебной деятельности, на всём этапе формирующего эксперимента мы предложили детям занятия играми-шнуровками Марии Монтессори. Дети привыкли к ярким и интересным играм-шнуровкам и с удовольствием занимались ими в самостоятельной игровой деятельности, меняясь друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  результатов опытно-экспериментальной  работы

 

Для оценки проведённой  работы и определения динамики развития предпосылок учебной деятельности мы провели контрольный этап эксперимента. [5]

Цель эксперимента: выявить динамику развития предпосылок  учебной деятельности у детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести повторную диагностику уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обработать полученные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
  3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента, сделав соответствующие выводы.

Информация о работе Индивидуальный и дефференцированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста