Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, аттестационная работа

Описание работы

Усиление гуманистических и демократических тенденций в жизни современного общества требует переноса акцентов в процессе воспитания с массовых педагогических явлений на личность ребёнка, детального изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим в настоящее время в процессе воспитания личности педагоги во всех во всех учебно-воспитательных учреждениях встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного стандарта до практического осуществления формирования творческой, всесторонне развитой личности обучаемого, способного на вхождение в современную культуру общества, будущего гражданина на уровне мировой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…. 2
Глава 1. Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста………………………………………6
1.1. Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5 лет………………………………………………………………………….6
1.2. Анализ работ педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам……………………………………………………………………………17
1.3. Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада……………………………………………………………26
Глава 2. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи……...31
2.1. Особенности усвоения речи детьми 4 – 5 лет в процессе занятия………31
2.2. Апробация методики индивидуального подхода на занятиях по развитию речи, способствующего усвоению родного языка и росту речевой активности…………………………………………………………………………………40
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы………..46
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы……………………………………………52
Приложение А……………………………………………………………………56
Приложение Б…………………………………………………………………... 61

Файлы: 1 файл

индивидуальный подход к развитию речи детей.docx

— 107.41 Кб (Скачать файл)

Пересказ готового литературного произведения не должен, конечно, быть вычеркнут из числа факторов, развивающих речь детей: ему должно быть только отве­дено второстепенное место. Рассказ, прочитанный детям, должен прежде, всего служить уяснению его основной мысли, его основных частей (плана), логической и при-. чинной связи его подробностей. И только когда эта рабо­та произведена, можно приступать к пересказу. Образ­цом должен опять-таки служить пересказ воспитателя. Можно передать рассказ без изменений, в собственном вольном изложении, и можно сократить его.

Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и до­ступные возрасту и развитию детей, допустимы для пере­сказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понят­ным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние дета­ли, подробности затрудняют усвоение сущности, а пото­му и осложняют самый пересказ. Вначале следует выби­рать рассказы возможно ясные и простые по конст­рукции.

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться <в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи “полные ответы” хоть ка­кую-нибудь роль?. Иногда можно дать план рассказа. Положим:

1. Дети отправились в лес.

2. Неприятное приключение в лесу.

3. Возвращение домой.

 По нему педагог составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

Вот образец такого рассказа мальчика 5 лет 9 месяцев.

План. 1. Пропал котенок. 2. Дети его ищут. 3. Дети “входят котенка.

“Жил-был котенок Пушок, потому что он был пушис­тый. И были дети, которые его очень любили. Вдруг Пу­шок пропал. Дети искали его под кроватью, на шкафу, в кухне; звали кс-кс-кс—нигде нет! Они пошли в сад, зовут: кс-кс. Вдруг слышат высоко: мяу-мяу. Видят—на дереве сидит Пушок: он влез, а слезть не может. Маль­чик Коля полез на дерево, снял Пушка и отнес домой”

В таких рассказах вымысел обыкновенно сплетается с фактами жизни самих детей. Так, у этого маленького рассказчика был котенок Пушок, и он видел, как маль­чик полез на дерево, чтобы снять сидевшую там кошку.

Дети 6 лет могут придумывать рассказы по заглави­ям, вроде следующих: “Ваня чуть не утонул”, “Катя раз­била куклу”, “Приключение на катке”, “Как дети выле­пили снежную бабу” и т. д.

Приводим образцы рассказов, придуманных детьми 6 лет на тему “Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо”.

Была только названа тема. Никакой предварительной проработки проведено не было.

Маня (6 лет 2 месяца). Учительница дала мальчику письмо отнести на почту. Он пошел. Он увидел пионеров

и с ними пошел и позабыл, что надо отнести письмо. Он долго не приходил домой. Учительница увидела, что мальчик долго не приходит. Она пошла его искать и на­шла у пионеров в отряде. Она увела его домой, а сама пошла отнести письмо.

Клара (6 лет 3 месяца). Одного мальчика послали на почту опустить письмо. Он потерял письмо и пришел домой. Его мама ругала и послала искать письмо. Идет он и видит: идет мальчик с письмом, его знакомый. Он спро­сил: “Ты потерял письмо?” Он сказал: “Да,, я потерял письмо”. Он взял у знакомого мальчика письмо и пошел на почту. Он опустил письмо и пошел домой. Мама спро­сила: “Ты нашел письмо?”. — “Да, нашел и опустил на почте”. Тогда мама сказала: “Если ты нашел, то это хо­рошо”.

3 и н а (6 лет 4 месяца). Одного мальчика послали на почту, чтобы письмо опустить, а он потерял. Он пришел домой, его заругали мама и папа.

Кира (6 лет 10 месяцев). Одного мальчика послали из детского сада снести письмо в почтовый ящик. Маль­чику было 10 лет. Он шел и увидел, что толпа народа сто­ит на улице. Он быстро прошел между народом и посмот­рел. Там лежала лошадь. Она упала. Это было дело зимой. Мальчик засмотрелся. Начали лошадь распрягать. Весь народ собрался, подняли лошадь. Мальчик вспом­нил, что надо снести письмо в почтовый ящик. Он быстро побежал и опустил письмо в почтовый ящик и скорее по­бежал в детский сад.

Валя (7 лет 4 месяца). Одного мальчика послали из школы на почту с письмом. Послали его поздновато. Поч­та через полчаса должна была закрыться. Ему надо было бежать скорее, чтобы не закрылась почта. Этот мальчик засмотрелся, как по улице ехал разукрашенный автомо­биль, который показывал “Петрушку”. Это было в празд­ник. Он засмотрелся и опоздал на почту. Когда он при­шел в школу с письмом, ему попало от учительницы. Она стала его ругать за то, что он смотрел на “Петрушку”. Они скоро пойдут в кино и там увидят тоже “Петрушку”, а незачем ему было стоять и смотреть какой-то автомо­биль. На другой день утром мальчик побежал на почту и отдал письмо служащему. Прибежал в школу и сказал, что он письмо отправил. В этот же день они пошли в ки­но и смотрели “Петрушку”.Кара (7 лет 10 месяцев). Жил мальчик в детском доме. Его звали Петя. Один раз учительница сказала: “Отнеси на почту письмо”. Он взял письмо и пошел. Это было зимой. Он идет и видит: ребята в снежки играют. Он тоже с ними заигрался. Потом видит: октябрята идут; он побежал за октябрятами и позабыл, что надо на поч­ту идти. Он думает: “Куда же я пошел?” И вспомнил, что надо на почту. Вот он побежал на почту, отнес пись­мо, получил расписку и пошел обратно. Пришел, а руко­водительница спрашивает: “Чего ты так долго?” А он от­ветил: “Я с ребятами в снежки заигрался, потом увидал октябрят, пошел за ними и забыл, что надо идти на поч­ту. Потом вспомнил и пошел”. А руководительница ска­зала: “Ты другой раз не забывай и не заигрывайся”.

Рассказы, придуманные детьми, вскрывают запас их представлений, направленность интересов и уровень их речевых умений.

При каждой работе следует давать детям время для обдумывания, никогда ничего не требовать сразу, так сказать с места в карьер. Ведь каждый сколько-нибудь уважающий свое дело педагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, и разработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделыва­ли эту работу без подготовки? Этими нелепыми, к сожа­лению, столь часто предъявляемыми к детям требовани­ями объясняются в значительной степени разбросанность и хаос их мыслей и еще больше — дефекты их языка.

Нельзя не упомянуть еще об одном виде работ в этой области—заканчивании детьми рассказа, работе, кото­рой с такой страстностью предавался маленький Гете. “Если я прерывала рассказ и отодвигала развязку до другого вечера,—свидетельствует его мать,—я могла быть уверенной, что он докончит его сам и явится на помощь моему воображению. И когда я на другой вечер заканчивала его так, как он желал, и прибавляла: “Вот видишь, как ты верно отгадал”,—восторгу его не было конца”. Конечно, не все дети реагируют на подобное зада­ние с гениальностью Гете, но все очень любят подобные работы. Педагог рассказывает детям начало рассказа, предоставляя им придумать конец. Очень желательно да­вать такое начало, которое предоставляло бы простор во­ображению детей разветвляться в разных, часто противо­положных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить за проявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.

Рассказы по картинкам. Остается еще сказать о рассказах, составляемых по картинкам. Картинки— материал, исключительно приспособленный к тому, что­бы стимулировать к составлению рассказов. Представ­ленные на картинке предметы объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. При занятиях с маленькими детьми нужно выбирать такие картинки, художественный замы­сел которых прост, ясен и конкретен, ситуация очевидна. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребенка, облегчать работу его воображения и опираться на жизненный опыт ребенка, на запас его представлений. Дети начинают справляться с этой задачей в среднем около 5—6 лет.

Но рассказывать детям по картинке следует гораздо раньше. Трехлетки, а иногда и двухлетки реагируют на такие рассказы с большим интересом.

Рассказывание детям по картинкам—один из наибо­лее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предше­ствовать образцовый рассказ педагога. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

Достаточно шести-, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

Картинку, намеченную для составления рассказа деть­ми, заблаговременно вывешивают в определенном месте. Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошень­ко рассмотреть. Рассказывают дети поочередно. Преры­вать рассказчика не следует. Все замечания делаются в конце.

Составлять рассказы по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в та­ком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от темы, путем наводящих вопросов помогает им тему. развивать, освещать ее наиболее существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содер­жание рассказа те или другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По окон­чании этой предварительной работы кто-нибудь из детей излагает рассказ в связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно цен­на для развития мышления и языка.

Приводим рассказ, коллективно составленный во­семью детьми 7 лет по картинке “Читающие мальчики”:

“На опушке леса стоял небольшой деревянный домик. В нем жила вдова с двумя сыновьями—Колей и Ваней. У них была собака. Мальчики жили очень дружно. Соба­ку звали Дружок. Это было летом. Мама этих мальчиков была сельской учительницей. Коля и Ваня учились в школе, и у них было много товарищей.

Один раз под вечер, когда Коля и Ваня кончили уро­ки, к ним в дверь постучались. Оказалось, что к ним при­шли школьные товарищи—Костя и Митя. Когда дети поздоровались, Коля сказал: “У нас есть очень интерес­ная книга, мы ее взяли в школе, в библиотеке; пойдем на крыльцо, мы почитаем и посмотрим картинки”. Они по­шли и сели на крыльцо, на ступеньках.

Вдруг слышат сзади шаги. Обернулись, видят—бе­жит Дружок. Он сел рядом с ними. Коля читал вслух, и все слушали. Умная собака тоже внимательно слушала и ни разу не помешала. Они прочли два рассказа. Потом мама Коли и Вани постучала в окно и позвала детей пить чай. Мальчики выпили чаю, поблагодарили, и Костя и Митя пошли домой, а Ваня и Коля остались в комнате. Скоро надо было ложиться спать”.

В дальнейшем группе старших детей можно поручать составлять рассказ по картинке без участия руководите­ля. Они совместно обдумывают его подробности и в За­конченном виде рассказывают другим товарищам.

ЧТЕНИЕ

Мы говорим о том, что живой рассказ должен предпо­читаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все не

исчерпаемое богатство русского языка, способствует то­му, что дети начинают активно пользоваться этим богат­ством. Это возможно только при условии, если художест­венный образ и слово преподносятся детям в своей жи­вой, ненарушимой целости.

ПИСЬМА

Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме из­ложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное—дать ребенку по­нять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно

предназначается. Ребенок должен понимать, что писать надо лишь о том, что представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередь зависит от того, кому письмо предназначается. То, что полно захватывающего интере­са в письме к матери, будет неинтересным в письме к знакомому.

Но писать письма могут только дети, в соответствую­щей степени овладевшие процессом письма. Дошкольни­ки на это еще не способны. Тем не менее подготовка к овладению эпистолярным искусством, использование его как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь вместо уже в дошкольном возрасте. Ребе­нок должен понять, что письмо—средство общения меж­ду людьми. В письмах люди сообщают друг другу Ь под­робностях своей жизни, узнают о жизни других, выража­ют благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда-либо. Следует развивать в детях отношение к пись­мам как к делу серьезному; надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли.

Письмо к тому или другому лицу составляется кол­лективно. Дети под руководством воспитательницы об­суждают, что и как написать, а пишет сама воспитатель­ница. Само собой разумеется, что писать следует только действительные письма существующим и близким лицам. Такое занятие возможно уже с трех-, четырехлетними детьми. Заболела любимая воспитательница, не- ходит в детский сад. Как не предложить малышам: “Давайте на­пишем тете письмо, узнаем, что с ней, не лучше ли ей, когда она вернется к нам”. Воспитательница берет бума­гу и перо, собирает детей: “Как мы начнем наше письмо? Давайте начнем так: “Милая тетя Оля!” Теперь говорите, что написать тете Оле; говорите поочередно, что у нас в детском саду произошло особенно интересного”. Дети высказываются: “У нас были котлеты, Коля разбил та­релку (дети любят отмечать провинности товарищей, их следует от этого удерживать), мы катались на санках, мы кормили птичек, Люда упала и ушиблась” и т. п. Вы­сказывание идет не особенно гладко, детям приходится напоминать о том или другом происшествии, которые, не­сомненно, заинтересуют тетю Олю.

Так или иначе письмо написано, дети поочередно дик­туют свои имена для подписи; иногда, по личной инициа­тиве предлагают вложить в конверт свои рисунки. На

Информация о работе Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию речи в средней группе детского сада