Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа
Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы
7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы
10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста
14
16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы
20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Департамент образования и науки
Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новозыбковский профессионально-педагогический колледж»
Специальность 050704
Дошкольное образование
Курс 4, группа 141
Форма обучения очная
Новозыбков
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3 |
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы |
7 |
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы |
10 |
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста |
14
16 |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ |
|
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы |
20 |
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
38 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
41 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Лепка - это один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, который заключается в придании формы пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Кроме того, это один из базовых приёмов скульптуры, предназначенный для освоения первичных принципов этой техники.
Лепка – это очень увлекательное занятие для дошкольников. Техника лепки так проста, что доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький, пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движения рук, активно развивается мелкая моторика, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются изобразительные способности.
Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
Доказано, что в младшем дошкольном возрасте именно лепка является наиболее доступным и полезным видом деятельности, так как способствует приобретению возможности изображать предметы и явления действительности. А это позволяет детям активно, творчески выражать впечатления от жизни, своё понимание, своё эмоциональное отношение.
Кроме того, лепка повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка, наряду с другими видами продуктивной деятельности, развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать и созидать по законам красоты. Однако эти качества и способности не возникают автоматически. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм организации совместной деятельности с ребёнком.
Привлекая ребёнка к лепке, следует помнить, что на данном возрастном этапе главное – это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса, и только потом овладение приёмами работы с глиной и пластилином. Занимаясь лепкой с маленькими детьми, не следует сразу загружать их техникой, призывать к усидчивости и ждать высокохудожественных поделок.
В связи с этим особое внимание следует обратить на применение игровых приёмов, которые являются специфическими для работы с детьми 3 – 4-х лет, так как соответствуют их возрастным особенностям. Взрослый сопровождает лепку эмоциональным комментарием, обыгрывает сюжет будущей поделки с помощью различных игрушек и предметов, то есть активно использует игровые приёмы. Такой метод организации продуктивной деятельности позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Исследованием проблемы организации изобразительной деятельности по лепке с детьми младшего дошкольного возраста занимались Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, И.А.Лыкова, А.А.Грибовская и другие.
Результаты исследований Н.Б.Халезовой, Г.Г.Григорьевой, Н.А.Курочкиной, Г.В.Пантюхиной и др. доказывают, что всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет, в то время как знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его.
Однако, по мнению учёных, в повседневной деятельности дошкольного учреждения на игру зачастую не остаётся времени, что противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем, успех процесса организации изобразительной деятельности по лепке с детьми младшего дошкольного возраста вряд ли будет достигнут без грамотного использования игровых приёмов. На первый взгляд, кажется, что создать такие приёмы несложно, но в действительности это требует от воспитателя определённых знаний и умений.
Предмет исследования: игровые приёмы.
Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы;
- наблюдение процесса лепки детей второй младшей группы;
- беседа с воспитателем о проблемах обучения лепке детей второй младшей группы;
- анализ продуктов детской деяте
База исследования: в исследовании участвовало 10 детей - воспитанников второй младшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №15 «Белочка» г.Новозыбков.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы
По мнению Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Р.С.Немова и других учёных-психологов, младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
В работах психологов А.В.Запорожца, В.Г.Нечаевой, А.Г.Хрипковой неоднократно обращалось внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Ученые считают это свидетельством о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребёнка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием [2, с.49].
Задача взрослого в этот период - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвать его веру в собственные силы, выражая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности [2, с.48].
Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель должен ежедневно общаться с каждым ребёнком - индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2 – 3 ребёнка). Л.Е.Журова, Т.А.Маркова считают это обязательным условием организации жизни в младших группах [2, с.50].
По мнению Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, В.Г.Нечаевой, в младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
Как показали исследования П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, у младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В предметной и художественной деятельности, в играх воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность [20, с.495].
Д.Б.Эльконин подчёркивал, что на четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками и ярко проявляются в игровой деятельности. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя [20, с.182].
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребёнка и соответственно обогащает детский опыт. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь [2, с.52].
Р.С.Немов отмечает, что игра - любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приёмы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм [20, с.497].
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.