Использование игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности детей второй младшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы

7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы

10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе

1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста

14


16

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы

20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

 

При планировании цикла НОД по лепке учитывались возрастные особенности развития детей 2 младшей группы, имеющийся уровень сформированности умений в лепке, индивидуальные особенности и предпочтения детей. Содержание педагогического процесса предусматривает роль воспитателя  как организатора совместной деятельности в форме игровой ситуации.

Описание методики организации НОД по лепке

у детей второй младшей группы

 

1. При организации НОД большое  внимание уделялось подготовке рабочего места, соблюдению гигиенических требований:  дети лепили на доске, положенной на стол; рабочие места располагались  вблизи окна, свет освещал всю плоскость доски; перед работой проводилась влажная уборка, помещение проветривалось. Детям постоянно напоминали, что нельзя бросать кусочки пластилина, брать их в рот. После лепки следует очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам, вымыть руки. Используемое оборудование соответствовало возрасту детей и теме НОД.

2. Организация процесса лепки начинается со знакомства со свойствами пластилина. Детям предоставлялась возможность поиграть с пластилином, не ограничивая их во времени. Это очень полезно для развития движений, тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев рук.

3. На НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста мы использовали простые предметы, близкие опыту детей. Все предметы хорошо знакомы детям - на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Предложенные нами темы вызывали у детей интерес, положительное эмоциональное отношение.

4. Основу НОД составляли игровые ситуации, в которых дети встречали «гостей» и выполняли их просьбу. Мы старались создать атмосферу игры, в которой у детей возникала необходимая мотивация. Обыгрывание того или иного персонажа помогало более чёткому и целенаправленному восприятию содержания работы.

5. Каждая НОД состояла из трёх частей. В первой части мы вызывали у детей эмоциональный отклик на появление игрушки, обращали внимание на необходимость помочь игровому персонажу, на развитии игрового замысла. Детям разрешалось подойти к игрушке, потрогать её.  От имени игрового персонажа давалось задание. Стоя вокруг стола, дети с близкого расстояния воспринимали показ и объяснение воспитателя. Объяснение задания проводилось эмоционально, с использованием игровых действий, стихотворения, загадки.

Обучение изображению велось через рассматривание реального предмета, игрушки. При рассматривании предмета мы учили детей выделять его основные части, называть детали, их расположение. Обследование проводилось в такой последовательности: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей и деталей этого предмета, повторное целостное восприятие.

Одним из ведущих методов обучения был показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий, что усиливало эффективность показа.  После объяснения задания детям давали пластилин.

Во второй части детям предлагалось сесть за столы и выполнить практическое задание – вылепить вишенки, колбаски, баранки. При необходимости детям оказывалась индивидуальная помощь. Обучая детей лепке, мы использовали указания, напоминания, индивидуальный показ действий с пластилином, обращались к детям от имени игрушки. Иногда возникала необходимость использования приёма «пассивных движений»: мы вкладывали кусочек пластилина в руки ребёнку и, не выпуская их, скатывали вместе с малышом, чтобы он чувствовал направление и силу движения ладоней.

Эти приёмы способствовали формированию способов самостоятельных действий с пластилином, повышению интереса детей к процессу лепки.

В третьей части  НОД мы  подводили итоги работы вместе с игрушкой: неваляшка, кукла, зайчата благодарили детей за помощь, за их старание, выделяли наиболее выразительные моменты в изделиях, что помогало детям осознать ценность результатов своей деятельности. По окончании лепки мы помогали детям обыграть выполненное ими изображение. Использование  игровых ситуаций помогало малышам лучше понять образ, который они создают.

С детьми второй младшей группы был частично апробирован предложенный цикл НОД по лепке с использованием игровых приёмов.  Была проведена  НОД по лепке на темы «Зайчик» (приложение 1),                                                        «Угощение для кукол, мишек, зайчиков» (приложение 2),                                                  «Пирамидка» (приложение 3),  «Красивая птичка» (приложение 4).                                                       

Анализ результатов проведенной работы показал, что дети с интересом осваивали технику работы с пластилином. Как мы и предполагали, наибольшие затруднения вызвало выполнение приёмов скатывания пластилиновых шариков, мелких частей, прищипывания,  скрепления частей поделки. Дети испытывали трудности в передаче пропорций, часто обращались за помощью к воспитателю. Малышам было сложно выполнять действия пальцами.

Постепенно действия детей с пластилином становились увереннее, форма вылепленных деталей приобретала чёткость.

Анализируя лепные работы детей, мы можем сделать вывод о том, что проведенная нами работа привела к успешным  результатам. В процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы наблюдалась положительная динамика: дети научились различать формы столбика, шара, диска, стали уверенней выполнять формообразующие движения,  значительно улучшились технические навыки лепки, при выполнении задания дети реже обращаются за помощью к воспитателю. 

Мы считаем, что на успешность проведенной работы положительно влияли наличие яркого, привлекательного оборудования, доступность тематики, игровая форма организации НОД. Использование игровых приёмов в НОД по лепке повышало эмоциональную отзывчивость детей. Предложение вылепить что-либо для игрушки вызывало радость у малышей. Дети переживали те же добрые чувства, что и при игре с игрушками. А это вызывало у детей стремление лучше изобразить нужный предмет.

Таким образом, полученные результаты позволили рассматривать игровые приёмы как одно из эффективных средств организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.

Мы составили рекомендации для воспитателей  по организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы с использованием  игровых приёмов.

Рекомендации для воспитателей 

по организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы с использованием  игровых приёмов

 

  • Каждая НОД должна проходить живо и эмоционально, с использованием различных игровых ситуаций.
  • Перед проведением каждой НОД детей надо обязательно заинтересовать тем, что они будут лепить. Для этого можно заранее понаблюдать явления и объекты природы, рассмотреть игрушки, предложить детям поиграть с ними; почитать и обыграть сказки («Колобок», «Козлята и волк»); потанцевать и похлопать («как зайчики», «как неваляшки»); поиграть в дидактическую игру («Чудесный мешочек» и др.).
  • Непосредственную образовательную продуктивную деятельность начинают с сообщения содержания работы, создания интереса и эмоционального настроя к художественному процессу.
  • Включение игровых приёмов в процесс лепки  не должно  нарушать его естественного хода. Игровые действия могут органично включаться в изобразительный процесс или завершать его.
  • Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приёмы лепки.
  • Объяснение задания проводится с использованием игровых действий. Детей радует появление персонажа, возникает желание помочь ему.
  • Изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуют с ними как с живыми.
  • Применяя игровой приём, нельзя забывать о персонаже в ходе НОД. Игрушка, игровой персонаж должны действовать на протяжении всей НОД. К ним следует относиться, как к одушевлённым объектам. Заранее следует позаботиться о размещении игрушки.
  • При разработке игровых приёмов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приёмы надуманны, неестественны.
  • Обучая детей приёмам лепки, главное внимание необходимо обращать на движения пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов. Для более эффективного процесса развития формообразующих движений используются игровые упражнения.
  • Продумывая содержание игровых приёмов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный в разных ситуациях. У детей есть любимые игры, игрушки, персонажи.   Замечено, что  наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей.
  • Использование игровых ситуаций помогает детям лучше понять образ, который они создают, а это очень важно, так как основная цель продуктивной деятельности - научить детей создавать выразительный образ.
  • Очень важно, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.
  • Воспитателю следует помнить, что игровые приёмы в ходе НОД он использует не ради развлечения, а с целью руководства продуктивной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию и воспитанию детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наша выпускная квалификационная работа носит опытно-практический характер и состоит из двух глав. В первой главе были рассмотрены психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста, содержание, задачи и методика работы по лепке во второй младшей группе дошкольного образовательного учреждения, представлен опыт использования игровых приёмов в лепке с детьми младшего дошкольного возраста. Изучая и анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выяснили, что исследованием данной проблемы занимались Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Г.В.Пантюхина, Г.Г.Григорьева, И.А.Лыкова, А.А.Грибовская и другие.

В исследованиях указанных авторов подчёркивается, что для продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребёнка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребёнок в своей фигурке передает то, что захватило его эмоционально.

Игровые ситуации максимально отвечают изобразительным и познавательным возможностям малышей, поскольку позволяют воспитателю в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной приём, предоставляя ребёнку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование игровых приёмов позволяет развивать малейший успех, наметившийся в деятельности маленького «скульптора», обеспечивать ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.

Способы вовлечения малышей в процесс изобразительной деятельности разнообразны. Доминирующими должны стать такие формы преподнесения нового материала, как сказочные повествования, игровые ситуации, игры-импровизации.

Практическая часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МБДОУ Детский сад № 15 «Белочка» г.Новозыбков.     К исследованию были привлечены десять детей – воспитанников второй младшей группы.

Для определения роли игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе, составления и частичной апробации цикла НОД мы использовали данные исследований Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной, Т.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, Т.С.Комаровой и др. Тематика НОД, анализ проведённой работы и рекомендации к использованию игровых приёмов представлены нами во второй главе выпускной квалификационной работы.

Эффективность использования игровых приёмов в процессе организации продуктивной деятельности по лепке во второй младшей группе можно определить следующим образом:

  • игровые приёмы помогают сделать образовательный процесс занимательным, соответствующим особенностям детей младшего дошкольного возраста;
  • игровые приёмы дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
  • игровые приёмы исполняют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Однако, используя игровые приёмы, воспитатель должен соблюдать определенные правила:

  • в игровых приёмах обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное;
  • рёбенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира;
  • чтобы дети активно включились в работу, им следует объяснить: для игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит изобразить;
  • указывать на какие-либо недостатки можно только в игровой форме;
  • включение игровых приёмов в продуктивную деятельность создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность лепки во второй младшей группе.

Проведённое исследование выявило следующее: для успешной организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе необходимо целенаправленно обучать их приёмам лепки, создавать устойчивую мотивацию, используя игровые приёмы.

Нами были составлены рекомендации для воспитателей по организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов. В приложении к выпускной квалификационной работе представлены планы НОД по лепке для детей второй младшей группы.

Таким образом, цель, определённая в начале выпускной квалификационной работы, выполнена, поставленные задачи решены.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асеева, Е.В. Малыши в мире творчества / Е.В.Асеева // Дошкольное воспитание. – 2008. -  №4. – С. 50-52.

2. Галигузова, Л.Н., Голубева, Л.Г., Гризик, Т.И. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет/ Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик. - М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

3. Грибовская, А.А., Халезова-Зацепина, Н.Б. Лепка в детском саду / А.А.Грибовская, Н.Б.Халезова-Зацепина. – М.: Сфера, 2009. – 68 с.

4. Григорьева, Г.Г. Игровые приёмы  в обучении дошкольников изобразительной  деятельности / Г.Г. Григорьева. - М: Сфера, 2005. - 150с.

Информация о работе Использование игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности детей второй младшей группы