Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа
Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы
7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы
10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста
14
16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы
20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В исследованиях Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и других психологов неоднократно подчёркивалось, что младшие дошкольники - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребёнка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, в речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).
Таким образом, эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность детей в дошкольном учреждении является основой правильного воспитания и полноценного развития детей во второй младшей группе детского сада.
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке
у детей второй младшей группы
Начиная со второй младшей группы, НОД по лепке проводится со всей группой одновременно. Однако в этом возрасте у детей ещё не существует чёткой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле.
Во второй младшей группе ребёнок получает основные навыки обращения с глиной и пластилином, поэтому чрезвычайно важно правильно ознакомить детей с особенностями пластического материала и первоначальными приёмами работы с ним.
По мнению Н.А.Курочкиной, эти приёмы не могут быть оторваны от доступного детям содержания. Воспитатель показывает детям простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращает внимание на их форму, некоторые, наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи лёгких и простых приёмов [7, с.35].
Задачи по лепке во второй младшей группе предусматривают развитие устойчивого интереса к лепке и эстетических чувств, а также развитие умения ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве во время лепки.
В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить, входят хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи - овощи, ягоды, фрукты. Согласно требованиям программы, дети усваивают ряд навыков, помогающих им при изображении предметов [23, с.127].
В I квартале детям предлагаются задания: вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши.
Следующий этап - это изменение знакомого предмета для получения колечка, баранки, бублика. Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом, как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке: только пальцами создается живая интересная форма [9, с.26].
После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, И.А.Лыкова советует учить лепке предметов округлой формы, т. е. скатыванию кома глины, пластилина между ладонями круговыми движениями [14, с.16].
Детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. По мнению А.А.Грибовской, изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера - дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом - много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки [3, с.19].
Во II квартале детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приёмом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут вылепить лепёшку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками-печатками.
Помимо плоскостного украшения, Н.Б.Халезова предлагает обучать детей изготовлению объёмных. Так, можно приготовить торт для кукол: большие шарики располагаются посередине, а маленькие - по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки. Таким образом, при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу [26, с.31].
После того как дети усвоили получение шара, столбика, диска, они в III квартале могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких (2-3) частей: самолёт, снеговик, башенка из шариков, колец или дисков, мишка, кукла, зайка (по типу неваляшки), птичка.
По мнению Т.Г.Казаковой, изображение этих предметов даже в таком упрощённом виде требует от детей умственного напряжения, предусматривает передачу их структуры, разрешение целого ряда довольно сложных задач. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей - добавляются маленькие шарообразные руки. Ещё более сложным является изображение мишки-неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путём прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца-неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами [7, с.113].
Лепка любого предмета - это создание образа, обладающего определённой выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому, по мнению Н.Б.Халезовой, начиная со второй младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Приём нанесения деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье [26, с.38].
Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краёв.
В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. В процессе лепки нужно научить их работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.
Куски глины должны быть небольшими - шарик 3-4 см в диаметре. Если детям даётся на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепёшки, тарелки), нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.
Вся НОД носит предметный характер. Часть НОД проводится по заданию воспитателя, а часть - по собственному замыслу детей. Дети 3-4 лет могут лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки. Однако замысел детей ещё неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребёнку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия [8, с.21].
На первых этапах организации продуктивной деятельности по лепке воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребёнка, но постепенно, по мере овладения способами лепки, должен направлять детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагать переделать фигурку.
Постепенно замыслы ребят становятся более устойчивыми. По мнению Г.В.Пантюхиной, дети не только используют ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывают свою, отражающую образы окружающего мира [7, с.87].
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке
во второй младшей группе
Особенности организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе рассматриваются в исследованиях Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Н.А.Курочкиной, А.А.Грибовской, Н.Б.Халезовой и др. Указанные авторы подчёркивают, что основными методами формирования умений в лепке у детей 3-4 лет являются предварительные наблюдения и рассматривание предметов с обследованием.
В работе Г.В.Пантюхиной раскрыт процесс обучения лепке детей младшего дошкольного возраста. Автор описывает последовательность освоения её приемов при изображении объёмной формы путем соединения частей [7, с.88].
Занимаясь лепкой с детьми 3 – 4-х лет, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоциональное целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функций, формы, цвета. Кончается обследование повторным целостным восприятием. По мнению Т.С.Комаровой, для последующего изображения предмета в лепке важно не только зрительное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест - основной объём ощупать ладонями, а детали - кончиками пальцев [10, с.63].
Важным моментом обучения является объяснение задания и выделение в нём учебной задачи, то есть объяснение того, что дети должны вылепить, как и чему научиться. Объяснения воспитателя должны быть немногословными и точными, чтобы дошкольники смогли уяснить, каковы способы и последовательность работы.
Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им технику лепки предмета. Т.Г.Казакова считает подробный показ хорошим обучающим методом при усвоении нового, так как у детей развито подражание. Детям нужно показать, как пользоваться инструментами. Но это полезно, только когда ребёнок осваивает новый приём или изображаемый предмет сложен. В других случаях можно использовать частичный показ. Он даёт возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку [7, с.150].
При объяснении нового технического приёма детям показывают его в медленном темпе, рассказывают, как расположить руки, пальцы. Г.В.Пантюхина обращает внимание на необходимость демонстрации детям качества движения. Если действие с пластическим материалом сложное, то его расчленяют на ряд более простых действий [22, с.90].
Т.Н.Доронова подчёркивает, что изобразительные возможности детей второй младшей группы зависят от развития мышцы кисти руки, и советует перед занятиями проводить игровые упражнения, например, такие: «Ну-ка, ребята, покажите пальчиками, как гусь щиплется» и т.п. [22, с.81].
В НОД по лепке используется художественное слово для того, чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение. Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинается или заканчивается НОД. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше – цвета, запаха и других свойств [6, с.18].
Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. При этом нельзя упускать из виду основную задачу НОД. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам решить, как вылеплена форма, прочно ли соединены части.
А.А.Грибовская и Н.Б.Халезова подчёркивают, что все приёмы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки [3, с.41].
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке
с детьми младшего дошкольного возраста
Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста в достаточной мере представлен в исследованиях Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Т.Н.Дороновой, И.А.Лыковой, Г.Г.Григорьевой и др. Указанные авторы подчёркивают, что игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей [7, с.66].
То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и учёные: К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев, З.М.Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре [4, с.26].
Г.Г.Григорьева указывает на то, что воспитатель должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приёмов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен чётко представлять задачи руководства продуктивной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приёмов на каждой НОД [4, с.30].
По мнению Г.Г.Григорьевой, с одной стороны, игровые приёмы должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Содержание игровых приёмов строится с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек [4, с.35].
Длительность НОД по лепке составляет 10-15 минут, и проходит она в форме игры. Взрослый комментирует процесс работы. Все указания малышам даются в замедленном темпе. Воспитатель становится перед детьми так, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, пластилином, результат этих действий. Всех детей в течение усаживают лицом к воспитателю [6, с.18].
Лепка должны стать для ребёнка интересным делом. Заставлять детей заниматься лепкой, если они не хотят, нельзя. И всё-таки, воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребёнка: слепив при нём какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять её, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их [6, с.35].