Использование игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности детей второй младшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы

7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы

10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе

1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста

14


16

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы

20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Т.С.Комаровой, каждая НОД по лепке должна быть увлекательной. Малышам 3-4-х лет интересно наблюдать, как из куска глины (пластилина) в руках воспитателя образуются грибок, птичка, неваляшка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Закончить занятие можно потешкой или песенкой [9, с.27].

И.А.Лыкова рекомендует начинать непосредственное обучение лепке детей этого возраста с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы и то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед лепкой со всеми детьми, и во время лепки с теми, у кого не получается.

Для того чтобы ребёнку интересно было рассматривать предмет, И.А.Лыкова советует придумать игровую ситуацию. Например, рассмотреть утёнка для того, чтобы вылепить его похожим на маму - утку. Перед этим дать детям послушать песенку про утят, сделать несколько действий, имитирующих движения утят [14, с.38].

У детей 3-4-х лет ещё недостаточно скоординированы движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определённом направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребёнка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Затем воспитатель берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петушка и т. п. [14, с.48].

Как подчёркивает Т.Н.Доронова, очень важно, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот [7, с.116].

Т.Г.Казакова советует воспитателю помнить о том, что игру он использует не ради развлечения, а с целью руководства продуктивной деятельностью, чтобы процесс продуктивной деятельности был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества [7, с.132].

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, можно применять в процессе руководства лепкой следующие игровые приёмы: обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых [3, с.116].

Таким образом, игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами организации изобразительной деятельности оказывают благотворное влияние на развитие личности маленького ребёнка, повышают у детей интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.

 

 

ГЛАВА 2.  ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

 

2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке

у детей второй младшей группы

 

Практическая часть исследования выполнялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Белочка» города Новозыбков, во второй младшей  группе, с участием десяти детей 3,5 - 4-х лет.

С целью выявления уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы было проведено следующее диагностическое задание из материалов Комплексной диагностики уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – авторов-составителей С.С.Дреер и А.Н.Потыкан. Каждому ребёнку предлагалось слепить свою любимую игрушку, состоящую из 1-3-х частей одинаковой и разной формы (шар, цилиндр, конус, диск) [5, с.11].

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с основными требованиями к уровню освоения содержания раздела «Лепка» во второй младшей группе Программы воспитания и обучения в детском саду [23, с.25].

Согласно требованиям к уровню освоения содержания раздела «Лепка», дети во второй младшей группе должны:

  • иметь представление:

- о свойствах глины и пластилина;

- о том, что можно вылепить из глины и пластилина.

  • уметь:

- лепить предметы из 1-3 частей;

- использовать разнообразные приёмы:

    • скатывание,
    • раскатывание,
    • соединение,
    • сплющивание,
    • вдавливание пальцами углублений,
    • прищипывание,
    • нанесение пластилина на ограниченную контурную поверхность;

- задумывать содержание лепки, доводить замысел до конца [23, с.25].

На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы по трехбалльной шкале:

3 балла - ребёнок самостоятельно  справляется с заданием, имеет представление о свойствах пластических материалов, правильно выполняет основные приёмы лепки, создаёт предметы из 1-3 частей; умения в лепке устойчиво сформированы, их появление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого. 

2 балла - ребёнок имеет представление о свойствах пластических материалов, выполняет отдельные приёмы лепки, создаёт предметы из 1-3 частей с помощью взрослого; умения в лепке имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля сл стороны взрослого.

1  балл - у ребёнка нет чётких  представлений о свойствах пластических материалов, ребёнок не владеет основными приёмами лепки, с заданием не справляется; умения в лепке не сформированы, их появление носит случайный характер.

В соответствии с критериями были определены три уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы:

- 18-21 баллов - высокий уровень сформированности умений в лепке;

-  11-17 баллов - средний уровень сформированности умений в лепке;

- 7-10 баллов - низкий уровень сформированности умений в лепке.

Результаты выполнения диагностического задания представлены в таблице 1. 

 

Таблица 1 – Оценка уровня сформированности изобразительных способностей в лепке во 2 младшей группе

№ п/п

Имя

ребёнка

Знание

свойств пластических

материалов

Умения в лепке

Общий

балл

   

Раскатывать круговыми движениями

Скатывать, сплющивать, прищипывать, оттягивать

Лепить знакомые

предметы

Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей

Отделять комочки

 

 

Раскатывать прямыми движениями

1.

Лёша К.

1

1

1

1

1

1

1

7

2.

Саша К.

3

3

3

3

2

2

2

18

3.

Катя А.

2

2

2

1

1

1

1

10

4.

Даша Б.

3

3

3

3

3

3

3

21

5.

Олег И.

2

2

2

2

2

1

1

12

6.

Юля Ж.

2

2

2

2

1

1

1

11

7.

Настя К.

3

3

3

2

2

2

2

13

8.

Кирилл К.

2

2

2

1

1

1

1

10

9.

Вадим Б.

1

1

1

1

1

1

1

7

10.

Никита А.

1

1

1

1

1

1

1

7


 

Результаты диагностики уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы можно представить следующим образом:

Таблица 2 -  Количественные показатели уровней сформированности умений в лепке у детей 2 младшей группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

2

3

5

Процентное соотношение

20 %

30 %

50 %


 

На основании проведенного диагностического исследования, а также наблюдения за процессом лепки,  были сделаны следующие выводы об уровне сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы:

- высокий уровень сформированности  умений в лепке имеют 20 % детей второй младшей группы;

- средний уровень сформированности  умений в лепке имеют 30 % детей второй младшей группы;

- низкий уровень сформированности  умений в лепке имеют  50 % детей второй младшей группы.

Полученные данные мы отразили в диаграмме:

Рис. 1 - Уровни сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы

 

Таким образом, в результате диагностики нам удалось выявить преобладание низкого (50%) и среднего (30%) уровней сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.

 

2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе

с использованием игровых приёмов

 

На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по развитию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, а также с учётом результатов проведённой диагностики был составлен и частично апробирован цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов. При составлении цикла НОД были использованы рекомендации Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, И.А.Лыковой и др.

Проведение цикла НОД по лепке с детьми второй младшей группы предполагало решение следующих задач:

1. Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства;

2. Продолжать знакомство со свойствами пластических материалов;

3. Совершенствовать умения раскатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями;

4. Учить детей соединять концы столбика и плотно прижимать их один к другому для получения кольца;

5. Учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму путём вытягивания одной стороны;

6. Учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком пластилина круговыми движениями, согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком пластилина;

7. Учить изображению дискообразных предметов приёмом расплющивания шарообразной формы между ладонями, украшать их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками;

8. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавать строение и пропорции, соединять части, накладывая одну часть на другую и придавливая;

9. Подводить к использованию в лепке выразительных средств.

Материал и оборудование для НОД по лепке

- пластилин;

- пластмассовые стеки;

- подкладные доски размером 35 X 22 см;

- салфетки;

- игрушки для обследования и  обыгрывания.

Таблица 3 – Цикл НОД по лепке во 2 младшей группе с использованием игровых приёмов

№ п/п

Тема

Программные задачи

Игровой приём

Время проведе-

ния

1.

«Разноцветные мелки»

Учить отщипывать комочки пластилина, раскатывать их прямыми движениями, работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Кукла Катя решила нарисовать картинку. Вылепим для Кати много разноцветных мелков.

Сентябрь

2.

«Конфетки»

Развивать умение скатывать пластилин круговыми движениями.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

У куклы Кати день рождения. Подарим Кате много вкусных конфет.

Сентябрь

3.

«Витамины»

Совершенствовать умение отрывать маленькие кусочки от большого кома, скатывать шарики. Вызывать у детей интерес к лепке.

Кукла заболела, ей нужны витамины.

Вылепим много витаминов для куклы.

Сентябрь

4.

«Колбаска»

Совершенствовать умение лепить колбаску, используя приём раскатывания кусочка пластилина прямыми движениями.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Кошечка жалобно мяукает, хочет кушать. Вылепим для кошки угощение -  колбаску - и положим на тарелочку.

Сентябрь

5.

«Заборчик для избушки»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, умение раскатывать столбики прямыми движениями обеих рук.

Воспитывать у детей желание помочь игровым персонажам.

Чтобы петушка не утащила лиса, сделаем заборчик, поставим его около избушки, загораживая петушка.

Октябрь

6.

«Домик для зайчика»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, умение раскатывать столбики прямыми движениями.

Воспитывать у детей желание помочь игровым персонажам.

Идёт дождик, а у зайчика ни зонтика, ни домика нет. Слепим домик из брёвнышек для зайчика.

Октябрь

7.

«Баранки, калачи»

Закреплять приёмы раскатывания, соединения и прижимания концов.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Кукла Маша решила испечь баранки и калачи для своих гостей. Поможем кукле Маше.

Октябрь

8.

«Яблоки»

Упражнять в лепке яблок приёмом скатывания. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Сильный ветер унёс из сада все яблоки. Поможем ёжику собрать яблоки.

Октябрь

9.

« Грибная поляна»

Упражнять в раскатывании, скатывании, сплющивании, плотном соединении частей.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Все грибы собрали, нет их больше в лесу. Давайте вылепим много грибов из пластилина.

Ноябрь

10.

«Вишня в корзинках»

Упражнять в скатывании пластилина круговыми движениями. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

В лесном магазине закончились вишни, зайчихе нечем украсить торт.

Вылепим много вишен.

Ноябрь

11.

«Горох для петушка»

Упражнять в скатывании.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.

Петушок хочет кушать, вылепим для него угощение (горошек).

ДИ «Кто как кричит», «Кто с нами рядом живёт».

Ноябрь

12.

«Морковка для зайчика»

Учить лепить морковку приёмом раскатывания и вытягивания конусообразной формы.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Зайчик хочет кушать, вылепим для него морковку.

Ноябрь

13.

«Колобок»

Совершенствовать приёмы скатывания.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Собрались звери на полянке, ищут колобка, а колобок укатился. Вылепим круглый колобок.

Декабрь

14.

«Пряники»

Закреплять умение скатывать, сплющивать, сдавливать.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

«Кисонька – мурысонька пошла на мельницу за мукой, чтобы испечь

прянички. Поможем кисоньке «испечь» прянички.

Декабрь

15.

«Оладушки»

Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Кукла Маша решила угостить своих подруг чаем с оладушками. Поможем Маше «испечь» оладушки.

Декабрь

16.

«Печенье»

Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания.

Воспитывать желательное помочь игровым персонажам.

Предложить детям-козлятам слепить печенье и угостить Волка.

Декабрь

17.

«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки»

Развивать умение использовать знакомые приёмы лепки для создания изображений. Закреплять приёмы скатывания, сплющивания.

У Мишки день рождения.

«Испечём» гостинцы для Мишки

Январь

18.

«Красивый пирог»

Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания.

Украшать изделие мелкими деталями.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Прибежали котятки, отыскали перчатки. Мама–кошка хочет угостить их пирогом. Поможем маме-кошке слепить пироги.

ИД «Котятки»

Январь

19.

«Мисочки для медведей»

Закреплять умения   детей лепить мисочки разного размера, используя приём скатывания, сплющивания и оттягивания краёв мисочки вверх.

Три медведя пришли домой в избушку и сели за стол есть похлёбку. Слепим мисочки для медведей.

Февраль

20.

«Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»

Закреплять умение лепить известные фрукты округлой формы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.

Доктор Айболит вылечил больных медвежат, но они очень слабы. Вылепим для медвежат много полезных фруктов.

Февраль

21.

«Самолёты стоят на аэродроме»

Учить детей лепить самолет из двух удлинённых кусков пластилина. Закрепить приём раскатывания. Вызывать радость от созданного изображения.

Мишка и зайка собрались полетать на самолетах. Вылепим самолеты для мишки и зайки.

Февраль

22.

«Башенка»

Закреплять приемы раскатывания, соединения концов, плотного соединения колечек.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Собрались зайчата поиграть с башенками, но колечки укатились. Поможем зайчатам, слепим башенки из колечек.

Игры с башенками.

Февраль

23.

«Снеговик»

Учить составлять из шариков забавный образ снеговика; закреплять приём скатывания.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снеговик просит детей слепить много снеговиков, они будут его друзьями.

Март

24.

«Погремушка»

Лепить погремушку из 2-х частей, плотно прижимать части, упражнять в скатывании, раскатывании.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Кукла Маша любит играть с погремушкой. Поможем Маше вылепить погремушки.

Март

25.

«Неваляшка»

Учить лепить неваляшку из деталей разного размера, закреплять приём скатывания и соединения частей в определенном порядке.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Слепим кукол-неваляшек в подарок маме, они умеют танцевать и петь песенку.

Март

26.

«Куколка»

Учить детей лепить куколку, состоящую из деталей разного размера, закреплять приём скатывания и соединения частей.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Куколка вышла погулять, ей скучно одной. Слепим подружек для куколки.

Март

27.

«Мишка-неваляшка»

Лепить мишку из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение плотно скреплять части.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Слепим мишек-неваляшек, они умеют танцевать и петь песенку.

Апрель

28.

«Зайчик»

Лепить знакомые предметы, состоящие из нескольких частей, закреплять приёмы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения частей.

Слепим зайчиков-неваляшек, они умеют танцевать и петь песенку.

Апрель

29.

« Угощение для кукол, мишек, зайчиков»

Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Закреплять приёмы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры.

У Мишки день рождения. К нему пришли гости.

Вылепим угощение для кукол, мишек, зайчиков.

Апрель

30.

«Пирамидка»

Лепить пирамидку из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение плотно скреплять части.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Собрались зайчата поиграть с пирамидками, но шарики укатились. Поможем зайчатам, слепим пирамидки.

Апрель

31.

«Красивая птичка»

Лепить птичку из частей разного размера, закреплять приемы скатывания и соединения частей, прищипывать клюв пальцами.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Птичка просит детей слепить много птичек, они будут её друзьями.

Май

32.

«Цыплёнок»

Лепить цыплёнка, скатывая шарики, накладывая один на другой, прищипывать клюв пальцами.

Воспитывать желание помочь игровым персонажам.

Курочка зовет цыплят, а они разбежались.

Поможем курочке собрать цыплят.

Май

33.

«Цыплята гуляют»

Лепить цыплят из двух частей, передавая их форму и величину, прищипывать клюв пальцами. Включать детей в создание общей композиции.

Вышли цыплята гулять, спрятались в траве. Давайте отыщем цыплят.

Май

34.

«Вылепи какую хочешь игрушку»

Закреплять умение детей использовать разнообразные приёмы лепки, придавать поделке узнаваемый образ.

В магазине кончились игрушки.

Вылепим разные игрушки.

Май

Информация о работе Использование игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности детей второй младшей группы