Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа
Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы
7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы
10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста
14
16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы
20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По мнению Т.С.Комаровой, каждая НОД по лепке должна быть увлекательной. Малышам 3-4-х лет интересно наблюдать, как из куска глины (пластилина) в руках воспитателя образуются грибок, птичка, неваляшка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Закончить занятие можно потешкой или песенкой [9, с.27].
И.А.Лыкова рекомендует начинать непосредственное обучение лепке детей этого возраста с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы и то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед лепкой со всеми детьми, и во время лепки с теми, у кого не получается.
Для того чтобы ребёнку интересно было рассматривать предмет, И.А.Лыкова советует придумать игровую ситуацию. Например, рассмотреть утёнка для того, чтобы вылепить его похожим на маму - утку. Перед этим дать детям послушать песенку про утят, сделать несколько действий, имитирующих движения утят [14, с.38].
У детей 3-4-х лет ещё недостаточно скоординированы движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определённом направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребёнка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Затем воспитатель берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петушка и т. п. [14, с.48].
Как подчёркивает Т.Н.Доронова, очень важно, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот [7, с.116].
Т.Г.Казакова советует воспитателю помнить о том, что игру он использует не ради развлечения, а с целью руководства продуктивной деятельностью, чтобы процесс продуктивной деятельности был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества [7, с.132].
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, можно применять в процессе руководства лепкой следующие игровые приёмы: обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых [3, с.116].
Таким образом, игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами организации изобразительной деятельности оказывают благотворное влияние на развитие личности маленького ребёнка, повышают у детей интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке
у детей второй младшей группы
Практическая часть исследования выполнялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Белочка» города Новозыбков, во второй младшей группе, с участием десяти детей 3,5 - 4-х лет.
С целью выявления уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы было проведено следующее диагностическое задание из материалов Комплексной диагностики уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – авторов-составителей С.С.Дреер и А.Н.Потыкан. Каждому ребёнку предлагалось слепить свою любимую игрушку, состоящую из 1-3-х частей одинаковой и разной формы (шар, цилиндр, конус, диск) [5, с.11].
Результаты анализа детских работ были сопоставлены с основными требованиями к уровню освоения содержания раздела «Лепка» во второй младшей группе Программы воспитания и обучения в детском саду [23, с.25].
Согласно требованиям к уровню освоения содержания раздела «Лепка», дети во второй младшей группе должны:
- о свойствах глины и пластилина;
- о том, что можно вылепить из глины и пластилина.
- лепить предметы из 1-3 частей;
- использовать разнообразные приёмы:
- задумывать содержание лепки, доводить замысел до конца [23, с.25].
На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы по трехбалльной шкале:
3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, имеет представление о свойствах пластических материалов, правильно выполняет основные приёмы лепки, создаёт предметы из 1-3 частей; умения в лепке устойчиво сформированы, их появление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого.
2 балла - ребёнок имеет представление о свойствах пластических материалов, выполняет отдельные приёмы лепки, создаёт предметы из 1-3 частей с помощью взрослого; умения в лепке имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля сл стороны взрослого.
1 балл - у ребёнка нет чётких представлений о свойствах пластических материалов, ребёнок не владеет основными приёмами лепки, с заданием не справляется; умения в лепке не сформированы, их появление носит случайный характер.
В соответствии с критериями были определены три уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы:
- 18-21 баллов - высокий уровень сформированности умений в лепке;
- 11-17 баллов - средний уровень сформированности умений в лепке;
- 7-10 баллов - низкий уровень сформированности умений в лепке.
Результаты выполнения диагностического задания представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Оценка уровня сформированности изобразительных способностей в лепке во 2 младшей группе
№ п/п |
Имя ребёнка |
Знание свойств пластических материалов |
Умения в лепке |
Общий балл | |||||
Раскатывать круговыми движениями |
Скатывать, сплющивать, прищипывать, оттягивать |
Лепить знакомые предметы |
Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей | ||||||
Отделять комочки
|
Раскатывать прямыми движениями | ||||||||
1. |
Лёша К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
2. |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
18 |
3. |
Катя А. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
4. |
Даша Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
5. |
Олег И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
6. |
Юля Ж. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
7. |
Настя К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
8. |
Кирилл К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
9. |
Вадим Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
10. |
Никита А. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Результаты диагностики уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы можно представить следующим образом:
Таблица 2 - Количественные показатели уровней сформированности умений в лепке у детей 2 младшей группы
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
2 |
3 |
5 |
Процентное соотношение |
20 % |
30 % |
50 % |
На основании проведенного диагностического исследования, а также наблюдения за процессом лепки, были сделаны следующие выводы об уровне сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы:
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Полученные данные мы отразили в диаграмме:
Рис. 1 - Уровни сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы
Таким образом, в результате диагностики нам удалось выявить преобладание низкого (50%) и среднего (30%) уровней сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе
с использованием игровых приёмов
На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по развитию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, а также с учётом результатов проведённой диагностики был составлен и частично апробирован цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов. При составлении цикла НОД были использованы рекомендации Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, И.А.Лыковой и др.
Проведение цикла НОД по лепке с детьми второй младшей группы предполагало решение следующих задач:
1. Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства;
2. Продолжать знакомство со свойс
3. Совершенствовать умения раскатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями;
4. Учить детей соединять концы столбика и плотно прижимать их один к другому для получения кольца;
5. Учить детей раскатывать между ладонями конусообразную форму путём вытягивания одной стороны;
6. Учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком пластилина круговыми движениями, согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком пластилина;
7. Учить изображению дискообразных предметов приёмом расплющивания шарообразной формы между ладонями, украшать их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками;
8. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавать строение и пропорции, соединять части, накладывая одну часть на другую и придавливая;
9. Подводить к использованию в лепке выразительных средств.
Материал и оборудование для НОД по лепке
- пластилин;
- пластмассовые стеки;
- подкладные доски размером 35 X 22 см;
- салфетки;
- игрушки для обследования и обыгрывания.
Таблица 3 – Цикл НОД по лепке во 2 младшей группе с использованием игровых приёмов
№ п/п |
Тема |
Программные задачи |
Игровой приём |
Время проведе- ния |
1. |
«Разноцветные мелки» |
Учить отщипывать комочки пластилина, раскатывать их прямыми движениями, работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. |
Кукла Катя решила нарисовать картинку. Вылепим для Кати много разноцветных мелков. |
Сентябрь |
2. |
«Конфетки» |
Развивать умение скатывать пластилин круговыми движениями. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
У куклы Кати день рождения. Подарим Кате много вкусных конфет. |
Сентябрь |
3. |
«Витамины» |
Совершенствовать умение отрывать маленькие кусочки от большого кома, скатывать шарики. Вызывать у детей интерес к лепке. |
Кукла заболела, ей нужны витамины. Вылепим много витаминов для куклы. |
Сентябрь |
4. |
«Колбаска» |
Совершенствовать умение лепить колбаску, используя приём раскатывания кусочка пластилина прямыми движениями. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
Кошечка жалобно мяукает, хочет кушать. Вылепим для кошки угощение - колбаску - и положим на тарелочку. |
Сентябрь |
5. |
«Заборчик для избушки» |
Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, умение раскатывать столбики прямыми движениями обеих рук. Воспитывать у детей желание помочь игровым персонажам. |
Чтобы петушка не утащила лиса, сделаем заборчик, поставим его около избушки, загораживая петушка. |
Октябрь |
6. |
«Домик для зайчика» |
Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, умение раскатывать столбики прямыми движениями. Воспитывать у детей желание помочь игровым персонажам. |
Идёт дождик, а у зайчика ни зонтика, ни домика нет. Слепим домик из брёвнышек для зайчика. |
Октябрь |
7. |
«Баранки, калачи» |
Закреплять приёмы раскатывания, соединения и прижимания концов. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Кукла Маша решила испечь баранки и калачи для своих гостей. Поможем кукле Маше. |
Октябрь |
8. |
«Яблоки» |
Упражнять в лепке яблок приёмом скатывания. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
Сильный ветер унёс из сада все яблоки. Поможем ёжику собрать яблоки. |
Октябрь |
9. |
« Грибная поляна» |
Упражнять в раскатывании, скатывании, сплющивании, плотном соединении частей. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Все грибы собрали, нет их больше в лесу. Давайте вылепим много грибов из пластилина. |
Ноябрь |
10. |
«Вишня в корзинках» |
Упражнять в скатывании пластилина круговыми движениями. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
В лесном магазине закончились вишни, зайчихе нечем украсить торт. Вылепим много вишен. |
Ноябрь |
11. |
«Горох для петушка» |
Упражнять в скатывании. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. |
Петушок хочет кушать, вылепим для него угощение (горошек). ДИ «Кто как кричит», «Кто с нами рядом живёт». |
Ноябрь |
12. |
«Морковка для зайчика» |
Учить лепить морковку приёмом раскатывания и вытягивания конусообразной формы. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Зайчик хочет кушать, вылепим для него морковку. |
Ноябрь |
13. |
«Колобок» |
Совершенствовать приёмы скатывания. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
Собрались звери на полянке, ищут колобка, а колобок укатился. Вылепим круглый колобок. |
Декабрь |
14. |
«Пряники» |
Закреплять умение скатывать, сплющивать, сдавливать. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
«Кисонька – мурысонька пошла на мельницу за мукой, чтобы испечь прянички. Поможем кисоньке «испечь» прянички. |
Декабрь |
15. |
«Оладушки» |
Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
Кукла Маша решила угостить своих подруг чаем с оладушками. Поможем Маше «испечь» оладушки. |
Декабрь |
16. |
«Печенье» |
Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания. Воспитывать желательное помочь игровым персонажам. |
Предложить детям-козлятам слепить печенье и угостить Волка. |
Декабрь |
17. |
«Вкусные гостинцы на день рождения Мишки» |
Развивать умение использовать знакомые приёмы лепки для создания изображений. Закреплять приёмы скатывания, сплющивания. |
У Мишки день рождения. «Испечём» гостинцы для Мишки |
Январь |
18. |
«Красивый пирог» |
Закреплять приёмы скатывания, сплющивания, сдавливания. Украшать изделие мелкими деталями. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Прибежали котятки, отыскали перчатки. Мама–кошка хочет угостить их пирогом. Поможем маме-кошке слепить пироги. ИД «Котятки» |
Январь |
19. |
«Мисочки для медведей» |
Закреплять умения детей лепить мисочки разного размера, используя приём скатывания, сплющивания и оттягивания краёв мисочки вверх. |
Три медведя пришли домой в избушку и сели за стол есть похлёбку. Слепим мисочки для медведей. |
Февраль |
20. |
«Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат» |
Закреплять умение лепить известные фрукты округлой формы. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. |
Доктор Айболит вылечил больных медвежат, но они очень слабы. Вылепим для медвежат много полезных фруктов. |
Февраль |
21. |
«Самолёты стоят на аэродроме» |
Учить детей лепить самолет из двух удлинённых кусков пластилина. Закрепить приём раскатывания. Вызывать радость от созданного изображения. |
Мишка и зайка собрались полетать на самолетах. Вылепим самолеты для мишки и зайки. |
Февраль |
22. |
«Башенка» |
Закреплять приемы раскатывания, соединения концов, плотного соединения колечек. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Собрались зайчата поиграть с башенками, но колечки укатились. Поможем зайчатам, слепим башенки из колечек. Игры с башенками. |
Февраль |
23. |
«Снеговик» |
Учить составлять из шариков забавный образ снеговика; закреплять приём скатывания. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. |
Снеговик просит детей слепить много снеговиков, они будут его друзьями. |
Март |
24. |
«Погремушка» |
Лепить погремушку из 2-х частей, плотно прижимать части, упражнять в скатывании, раскатывании. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Кукла Маша любит играть с погремушкой. Поможем Маше вылепить погремушки. |
Март |
25. |
«Неваляшка» |
Учить лепить неваляшку из деталей разного размера, закреплять приём скатывания и соединения частей в определенном порядке. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Слепим кукол-неваляшек в подарок маме, они умеют танцевать и петь песенку. |
Март |
26. |
«Куколка» |
Учить детей лепить куколку, состоящую из деталей разного размера, закреплять приём скатывания и соединения частей. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Куколка вышла погулять, ей скучно одной. Слепим подружек для куколки. |
Март |
27. |
«Мишка-неваляшка» |
Лепить мишку из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение плотно скреплять части. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Слепим мишек-неваляшек, они умеют танцевать и петь песенку. |
Апрель |
28. |
«Зайчик» |
Лепить знакомые предметы, состоящие из нескольких частей, закреплять приёмы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения частей. |
Слепим зайчиков-неваляшек, они умеют танцевать и петь песенку. |
Апрель |
29. |
« Угощение для кукол, мишек, зайчиков» |
Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Закреплять приёмы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры. |
У Мишки день рождения. К нему пришли гости. Вылепим угощение для кукол, мишек, зайчиков. |
Апрель |
30. |
«Пирамидка» |
Лепить пирамидку из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение плотно скреплять части. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Собрались зайчата поиграть с пирамидками, но шарики укатились. Поможем зайчатам, слепим пирамидки. |
Апрель |
31. |
«Красивая птичка» |
Лепить птичку из частей разного размера, закреплять приемы скатывания и соединения частей, прищипывать клюв пальцами. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Птичка просит детей слепить много птичек, они будут её друзьями. |
Май |
32. |
«Цыплёнок» |
Лепить цыплёнка, скатывая шарики, накладывая один на другой, прищипывать клюв пальцами. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. |
Курочка зовет цыплят, а они разбежались. Поможем курочке собрать цыплят. |
Май |
33. |
«Цыплята гуляют» |
Лепить цыплят из двух частей, передавая их форму и величину, прищипывать клюв пальцами. Включать детей в создание общей композиции. |
Вышли цыплята гулять, спрятались в траве. Давайте отыщем цыплят. |
Май |
34. |
«Вылепи какую хочешь игрушку» |
Закреплять умение детей использовать разнообразные приёмы лепки, придавать поделке узнаваемый образ. |
В магазине кончились игрушки. Вылепим разные игрушки. |
Май |