Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 22:06, дипломная работа
Цель исследования: определить своеобразие использования игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе и опыте работы дошкольных образовательных учреждений.
2. Выявление уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы.
3. Определение содержания игровых приёмов для использования их в процессе организации изобразительной деятельности по лепке с детьми второй младшей группы.
4. Разработка методических указаний по использованию игровых приёмов в процессе организации изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Особенности развития и воспитания детей второй младшей группы
7
1.2. Содержание и задачи формирования умений в лепке у детей второй младшей группы
10
1.3. Организация изобразительной деятельности по лепке во второй младшей группе
1.4. Опыт использования игровых приёмов в НОД по лепке с детьми младшего дошкольного возраста
14
16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности умений в лепке у детей второй младшей группы
20
2.2. Цикл НОД по лепке во второй младшей группе с использованием игровых приёмов
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5. Дреер, С.С., Потыкан, А.Н. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Вторая младшая группа / С.С.Дреер, А.Н.Потыкан. – Волгоград, Учитель, 2011. – 43 с.
6. Иванова, Т.Е. Занятия по лепке в детском саду / Т.Е.Иванова. - М.: Сфера, 2010. – 96 с.
7. Казакова, Т.Г. Теория и методика
развития детского
8. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
9. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада /Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
10. Комарова, Т.С. Игра и изобразительное творчество / Т.С.Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 74.
11. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
12. Лазарева, Л.П. Теремок из пластилина / Л.П.Лазарева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С.74 – 76.
13. Лельчук, А.М. Глина с характером / А.М.Лельчук. – М.: Сфера, 2011. – 160 с.
14. Лыкова, И.А. Лепим, фантазируем, играем / И.А.Лыкова. - М.: Сфера, 2000. – 85 с.
15. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 176с.
16. Лыкова, И.А. Эстетическое развитие: Мы лепили, мы играли. Для детей 3-7 лет / И.А.Лыкова. - М.: Карапуз, 2005. – 80 с.
17. Лыкова, И.А. Я леплю свою игрушку / И.А.Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1 – С. 72-73.
18. Михалева, С.В. Лепка глиняных игрушек / С.В.Михалева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
19. Некрасова, Е.А. Играем с песком, водой и глиной / Е.А.Некрасова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 06. – С. 43-44.
20. Немов, Р.С. Общая психология. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С.Немов. – М.: Юрайт, 2011. - 1007 с.
21. Одинакова, Г.Н. Игры с тестом, развитие умения лепить / Г.Н.Одинакова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 2. – С. 63-71.
22. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В.Погодина. – М.: Академия. – 2012. – 352 с.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду // М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 500 с.
24. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. – М.: Корифей, 2009. – 96 с.
25. Сухорукова С.В. Рисуем, лепим, конструируем / С.В.Сухорукова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 1. – С. 127-129.
26. Халезова-Зацепина, М.Б., Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Для детей 2-4 лет/М.Б.Халезова-Зацепина, А.А.Грибовская. – М.: Сфера, 2009. – 8 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
План игровой ситуации во 2 младшей группе
Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Зайчик»
Программные задачи:
1. Изобразительная: учить знакомые предметы (зайчика), состоящие из нескольких частей круглой формы разной величины.
2. Композиционная: развивать умение передавать строение зайчика.
3. Техническая: закреплять приёмы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения частей.
4. Воспитательная: воспитывать желание помочь игровым персонажам.
Интеграция:
«Социализация»: формировать умение принимать игровую задачу.
«Познание»: формировать представление детей о зайке-неваляшке.
«Коммуникация»: активизировать словарь: зайчик, неваляшка, туловище, голова, шарик, скатывать, уши.
«Труд»: формировать умение прибирать своё рабочее место.
«Физическая культура»: воспитывать желание выразительно двигаться.
«Здоровье»: формировать привычку правильной позы при лепке.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка, образец, пластилин для показа.
Раздаточный: кусочки пластилина, дощечки, салфетки.
Ход
I. Вводная часть. Введение в игровую ситуацию.
1. Мотивационная игра. В гости к детям пришёл зайчик-неваляшка. Зайке грустно без своих друзей, он хочет, чтобы вы ему их слепили.
2. Рассматривание образца. Вот у зайчика туловище, вот голова. Какой формы туловище и голова? (круглой) Туловище большое, а голова маленькая. На голове длинные уши.
3. Показ и объяснение последовательности лепки. Кусочек пластилина делим на две неравные части. Большая часть – туловище, меньшая – голова. Посмотрите, как соединить голову и туловище. Раскатываем маленькие колбаски, сплющиваем, прикрепляем уши.
4. Закрепление последовательности работы. Как разделим пластилин?
II. Выполнение работы детьми.
1. Общие указания: Скатывайте пластилин круговыми движениями.
2. Индивидуальная работа: помочь Тае, Насте прочно соединить части.
III. Подведение итогов работы. Молодцы, ребята, вот какие у вас получились забавные зайчики. Зайчик очень рад, он приглашает ребят поиграть.
Приложение 2
План игровой ситуации во 2 младшей группе
Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Угощение для кукол, мишек, зайчиков»
Программные задачи:
1. Изобразительная: Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Закреплять приёмы лепки.
2. Техническая: закреплять приёмы раскатывания, соединения столбика в кольцо, скатывания, сплющивания.
3. Воспитательная: формировать желание лепить что-то нужное для игры.
Интеграция:
«Социализация»: формировать умение принимать игровую задачу.
«Познание»: формировать представление об угощении.
«Коммуникация»: расширять словарь: баранка, конфета, печенье, угощение, шарик, скатывать, столбик, лепешка, сплющивать.
«Труд»: формировать умение прибирать своё рабочее место.
«Физическая культура»: развивать мелкую мускулатуру рук.
«Здоровье»: формировать привычку правильной позы при лепке.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: образцы, пластилин для показа.
Раздаточный: кусочки пластилина, дощечки, салфетки.
Ход
I. Вводная часть. Введение в игровую ситуацию.
1. Мотивационная игра. У Мишки день рождения. К нему пришли гости.
Вылепим угощение для кукол, мишек, зайчиков.
2. Рассматривание образца. Потрогайте конфету: она гладкая, круглая. Баранка тоже круглая, но похожа на колечко. И печенье круглое, но плоское.
3. Показ и объяснение последовательности лепки. Конфету будем скатывать круговыми движениями. Чтобы получилось печенье, шарик сплющим между ладонями. Для баранки раскатаем столбик и соединим его в кольцо, конца плотно прижмём.
4. Закрепление последовательности работы. Упражнение в скатывании.
II. Выполнение работы детьми.
1. Общие указания: лепите разное угощение.
2. Индивидуальная работа: помочь Тае, Денису сплющить печенье приёмом «пассивных действий».
III. Подведение итогов работы.
Молодцы, ребята, вот какое у вас получилось угощение. Положите конфеты, печенье и баранки на блюдечко, и мы угостим Мишкиных друзей. Мишка благодарит детей за угощение. Он угощает ребят конфетами.
Приложение 3
План игровой ситуации во 2 младшей группе
Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Пирамидка»
Программные задачи:
1. Изобразительная: учить лепить пирамидку из частей круглой формы разной величины.
2. Композиционная: развивать умение передавать строение пирамидки.
3. Техническая: формировать умение скатывать кусочек пластилина круговыми движениями, отрабатывать умение плотно скреплять части.
4. Воспитательная: воспитывать желание помочь игровым персонажам.
Интеграция:
«Социализация»: формировать умение принимать игровую задачу.
«Познание»: формировать представление детей о пирамидке.
«Коммуникация»: активизировать словарь: пирамидка, шарик, скатывать, большой, маленький.
«Труд»: формировать умение прибирать своё рабочее место.
«Физическая культура»: развивать мелкую мускулатуру рук.
«Здоровье»: формировать привычку правильной позы при лепке.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка, образец, пластилин для показа.
Раздаточный: кусочки пластилина, дощечки, салфетки.
Ход
I. Вводная часть. Введение в игровую ситуацию.
1. Мотивационная игра. Собрались зайчата поиграть с пирамидками, но шарики укатились. Поможем зайчатам, слепим пирамидки.
2. Рассматривание образца. Давайте мы сначала внимательно рассмотрим пирамидку. Какой формы части пирамидки? А шарики одинаковые? Нет, разные – большой, поменьше и маленький.
3. Показ и объяснение последовательности лепки. Кусочек пластилина делим на две равные части. Первая часть – большой шарик, вторую часть делим на две неравные части. Теперь скатаем шарики круговыми движениями. Затем шарики нужно соединить: на больший поставить поменьше, сверху маленький.
4. Закрепление последовательности работы. Как разделим пластилин?
II. Выполнение работы детьми.
1. Общие указания: начинайте лепить. Скатывайте пластилин круговыми движениями. Работайте на дощечке.
2. Индивидуальная работа: помочь Тае, Вове скатать шарик приёмом «пассивных действий».
III. Подведение итогов работы.
Молодцы дети, хорошо потрудились! А теперь давайте поиграем вместе с зайчатами.
Приложение 4
План игровой ситуации во 2 младшей группе
Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)
Тема: «Красивая птичка»
Программные задачи:
1. Изобразительная: учить лепить птичку из частей разного размера, различать форму шара.
2. Композиционная: развивать умение передавать строение птички.
3. Техническая: закреплять приемы скатывания и соединения частей, прищипывать клюв пальцами.
4. Воспитательная: воспитывать желание помочь игровым персонажам.
Интеграция:
«Социализация»: формировать умение принимать игровую задачу.
«Познание»: формировать представление детей о птичках.
«Коммуникация»: расширять словарь: шар, большой, маленький, клюв.
«Труд»: формировать умение прибирать своё рабочее место.
«Физическая культура»: развивать мелкую моторику.
«Здоровье»: формировать привычку правильной позы при лепке.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка, образец, пластилин для показа.
Раздаточный: кусочки пластилина, дощечки, салфетки.
Ход
I. Вводная часть. Введение в игровую ситуацию.
1. Мотивационная игра. Птичка одна сидит в гнездышке. Чтобы птичке не было грустно одной, давайте слепим много птичек!
2. Рассматривание образца. Из каких частей состоит птичка? Какой формы голова и туловище? Что больше, туловище или голова? На голове маленький клюв.
3. Показ и объяснение последовательности лепки. Делим пластилин на два куска: один побольше - туловище, другой поменьше - голова. Положим маленький шар на большой и немного прижмём. Клюв прищипнем пальцами.
4. Закрепление последовательности работы. Как разделим пластилин?
II. Выполнение работы детьми.
1. Общие указания: скатывайте пластилин круговыми движениями.
2. Индивидуальная работа: помочь Тае, Веронике прищипнуть клюв.
III. Подведение итогов работы. Молодцы дети, какие красивые птички у вас получились, посадим их в гнездышко. А теперь давайте поиграем:
Птичка летает. (Взмахивания руками.)
Птичка спит. (Стоять, прижав к бокам и закрыв глаза.)
Птичка зернышки клюёт, (Присесть, пальчиками стуча об пол.)
А теперь водичку пьёт.