Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа
Описание работы
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
В зависимости от цели, от задачи
школы обучение может быть проблемным
и не проблемным. Если перед школой ставится
задача развития мышления учащихся, их
творческих способностей, то педагогически
правильно организованное обучение не
может быть не проблемным.
Уяснение сущности проблемности
как закономерности познания, определения
ее роли в обучении и введение в дидактику
понятия «принцип проблемности» открыло
новые возможности для теоретического
объяснения пути активизацию учебно-познавательной
деятельности учащихся.
Принцип проблемности отражает
в логике построение учебного процесса,
в содержании изучаемого материала, в
методах организации учебно-познавательной
деятельности учащихся и управление ею,
в структуре урока и формах контроля учителя
за процессом и результатом деятельностью
учащихся. Если учитель хорошо усвоит
содержание и сущность теории организации
процесса проблемного обучения, овладеет
формами, методами и техническими средствами
обучения и будет систематически творчески
применять усвоенное на практике, то успех
придет сам. Хорошая дидактическая подготовка
учителя сегодня особенно важна, потому
что без знаний общей теории нельзя творить,
а сам процесс преподавания - это искусство,
искусство увлечь детей своим предметом,
удивить красотой мысли, знания, побудить
к самостоятельным мыслительным действиям.
Сегодня под технологией проблемного
обучения понимается такая организация
учебного процесса, которая предполагает
создание в сознании учащихся под руководством
учителя проблемных ситуаций и организацию
активной самостоятельной деятельности
учащихся по их разрешению, в результате
чего и происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие
мыслительных способностей (способов
умственных действий - СУД).
В последние годы резко возрос
объем научной информации, которую должны
усвоить учащиеся, поэтому возникла необходимость
перестройки и коренного усовершенствования
учебного процесса. Это вызвало обостренное
внимание педагогов-исследователей к
разработке вопросов проблемного обучения.
Они освещаются в трудах известных дидактов
и психологов: М. А. Данилова, М. Н. Скаткина,
Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др. Каждый из названных авторов
вносит что-то свое в научную разработку
проблемы.
В современных условиях, когда
признается право на существование разных
смыслов, оценок, трактовок тех или иных
событий, в условиях плюрализма мнений,
просто необходимо использовать альтернативные
точки зрения на факты и явления, что безусловно,
расширяет кругозор учащихся и формирует
их толерантность. Перед учителями
жизнь ставит важнейшую цель – обеспечить
средствами предмета воспитание гражданина
и патриота Отечества, обладающего нравственными
качествами, способного к самореализации
в условиях современной российской действительности.
С помощью знаний человек должен определять
себя, свое место в окружающем мире и интегрировать
себя в этот мир.
Цель - изучить использование
проблемных методов обучения на уроках
обществознания.
Задачи:
изучить и проанализировать
научную литературу по данной теме;
определить роль проблемных
методов обучения в процессе обучения
обществознанию;
проанализировать взаимосвязь
между использованием проблемных методов
обучения и повышением активности учащихся
в учебном процессе.
Объект - процесс обучения.
Предмет - проблемные методы
обучения.
При написании курсовой работы
были использованы следующие методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
беседа с учителем;
Структура курсовой работы
состоит из содержания, введения, двух
глав, заключения и списка использованной
литературы.
Анализ использованной литературы
В данной курсовой работе использованы
труды следующих педагогов: Бабанского
Ю.К. «Выбор методов обучения в средней
школе»[1]. В учебнике отражены вопросы,
характеризующие подготовку студентов
к будущей профессиональной деятельности
при проведении уроков разных типов и
видов, с использованием различных методов.
Учебник Оконь В. «Основы проблемного
обучения»[2]. В учебнике излагаются основы
проблемного обучения, приведены приемы
использования проблемного обучения как
на уроках гуманитарного, так и на уроках
математического цикла, также рассматривается
влияние проблемных методов обучения
на активность учащихся на уроке.
Константинов Н.А. и Смирнова
В.З. «История педагогики»[3]. В учебнике
отражены все вопросы касающиеся истории
педагогике (зарождение педагогике как
науке, ее дальнейшее развитие в средние
века, в новое и новейшее время), особенно
хорошо написан раздел посвящённый советскому
образованию, когда многие ее представители,
такие как Кудрявцев В.Т, Оконь В., Махмутов
М.И., Матюшкин А.М. занимались изучением
проблемного обучения.
Кудрявцев В.Т. «Проблемное
обучение: источники, сущность, перспективы»[4]. Основа этого учебника - признание
приоритетной роли проблемного обучения
в развитии мыслительных способностей
ребенка. С этих позиции дается развернутая
характеристика проблемного обучения,
освещаются особенности и классификация
проблемных методов обучения, условия
и пути повышения умственных способностей
детей.
Махмутова М.И. «Организация
проблемного обучения»[5]. В учебном пособии дается полная
характеристика проблемного обучения,
представлено большое количество уроков
с применением различных приемов проблемного
обучения, дана подробная классификация
проблемных методов обучения, и в помощь
учителю здесь есть советы по организации
проблемного обучения.
Верчасова В.М. «Проблемное
обучение в высшей школе»[6] является отличным
пособием, как для студентов, так и для
преподавателей, поскольку в нем отражены
все детали проблемного обучения, также
насколько она актуально в высшей школе.
Скаткина М.Н. «Проблемы современной
дидактики»[7]. Дается характеристика педагогических
технологий, в том числе конструирования
и осуществления педагогического процесса,
педагогического общения и другое. Раскрываются
вопросы управления образовательными
системами.
Максимовой В.Н. «Проблемный
подход к обучению в школе»[8]. Настоящая
работа раскрывает сущность и свойства
основных понятий, включаемых в концепцию
проблемного обучения. Все названные категории
(понятия) рассматриваются с точки зрения
их взаимосвязи и логики. Работа содержит
примеры и описание методики использования
проблемных заданий на уроках в 7-11
классах.
Матюшкина А.М. «Проблемные
ситуации в мышлении и обучении»[9]. В учебнике
рассматривается влияние проблемного
обучения на активность учащихся, представлены
различные проблемные ситуации, которые
просто необходимы для организации проблемного
обучения.
Кукушина В.С. «Педагогические
технологии»[10]. В книге представлены методики, технологии
работы с детьми в образовательных учреждениях,
показаны особенности организации их
деятельности.
Характеристика проблемных
методов обучения
1 Сущность проблемных методов обучения
Задачей наших школ является
формирование гармонически развитой личности.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично
развитой личности - наличие высокого
уровня мыслительных способностей. Если
обучение ведет к развитию творческих
способностей, то его можно считать развивающим
обучением, то есть такое обучение, при
котором учитель, опираясь на знание закономерностей
развития мышления, специальными педагогическими
средствами ведет целенаправленную работу
по формированию мыслительных способностей
и познавательных потребностей своих
учеников в процессе изучения цели основ
наук. Такое обучение является проблемным[1,с.98].
В педагогической литературе
имеется ряд попыток дать определение
проблемного обучения.
В. Оконь под проблемным обучением
понимает «совокупность таких действий,
как организация проблемных ситуаций,
формулирование проблем, оказание ученикам
необходимой помощи в решении проблем,
проверка этих решений и, наконец, руководство
процессом систематизации и закрепления
приобретенных знаний»[2,с.24].
И.Я. Лернер сущность проблемного
обучения видит в том, что «учащийся под
руководством учителя принимает участие
в решении новых для него познавательных
и практических проблем в определенной
системе, соответствующей образовательно-воспитательным
целям советской школы»[3,с.67] .
Т.В. Кудрявцев суть процесса
проблемного обучения видит в выдвижении
перед учащимися дидактических проблем,
в их решении и овладении учащимися обобщенными
знаниями и принципами решения проблемных
задач[4,с.21].
Наиболее обобщенное определение
проблемное обучение сформулировал М.И.
Махмутов: проблемное обучение – это тип
развивающего обучения, в котором сочетаются
систематическая самостоятельная поисковая
деятельность учащихся с усвоением ими
готовых выводов науки, а система методов
построена с учетом целеполагания и принципа
проблемности: процесс взаимодействия
преподавания и учения ориентирован на
формирование познавательной самостоятельности
учащихся, устойчивых мотивов учения и
мыслительных способностей в ходе усвоения
ими научных понятий и способов деятельности,
детерминированного системой проблемных
ситуаций[5,с.48].
С дидактической точки зрения
проблемная ситуация – это проектируемое
учителем средство и организуемая им форма
учебной деятельности учащихся, вызывающая
у них познавательное затруднение, преодоление
которого становится мотивом творческого
мышления. В психологическом плане проблемная
ситуация – это осознанное затруднение,
преодоление которого требует творческого
поиска. Без осознания наличия затруднений
не возникает потребности в поиске, а без
необходимости поиска не развивается
творческое мышление. Однако разрешение
проблемной ситуации может оказаться
ученику непосильно. Это важно знать, чтобы
в учебном процессе не ставить перед учеником
непосильных для него задач, способных
только отвратить неподготовленный ум
от самостоятельного мышления и ослабить
веру в свои силы.
Учебную проблему можно определить
как возникший поставленный вопрос, ответ
на который заранее неизвестен. Проблема,
выраженная условием и вопросом, предполагающая
возможность решения в результате творческого
поиска, становится проблемной задачей[1,с.104].
Технология проблемного обучения
не отличается особой вариативностью,
поскольку включение учащихся в активную
познавательную деятельность опирается
на ряд этапов, которые должны быть реализованы
последовательно и комплексно. Важным
этапом проблемного обучения является
создание проблемной ситуации, представляющей
собой ощущение мыслительного затруднения.
Учебная проблема, которая вводится в
момент возникновения проблемной ситуации,
должна быть достаточно трудной, но посильной
для учащихся. Ее введением и осознанием
завершается первый этап. На втором этапе
разрешения проблемы учащийся перебирает,
анализирует имеющиеся в его распоряжении
знания по данному вопросу, выясняет, что
их недостаточно для получения ответа,
и активно включается в добывание недостающей
информации. Третий этап направлен на
приобретение различными способами необходимых
для решения проблемы знаний. Он завершается
возникновением «озарения». Далее следует
этапы решения проблемы, верификации полученных
результатов, сопоставления с исходной
гипотезой, систематизации и обобщения
добытых знаний, умений[6,с.75].
Большинство современных публикаций
по теории обучения связано с идеей активизации
учебного процесса и учебной деятельности
учащихся. Под активизацией имеют ввиду
эффективное использование тех приемов
и методов обучения, которые известны
из традиционной дидактики. Авторы говорят
об активизации с помощью проблемного
обучения, понимая при этом создание проблемных
ситуаций и постановку познавательных
задач[1,с.96].
Обучение учащихся готовым
приемам умственной деятельности - это
путь достижения обычной активности, а
не творческой.
Цель активизации путем проблемного
обучения состоит в том, чтобы поднять
уровень усвоения понятий и обучить не
отдельным мыслительным операциям в случайном,
стихийно складывающемся порядке, а системе
умственных действий для решения не стереотипных
задач. Эта активность заключается в том,
что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя,
обобщая, конкретизируя фактический материал,
сам получил из него новую информацию.
Другими словами, это расширение углубление
знаний при помощи ранее усвоенных знаний
или новое применение прежних знаний.
Нового применения прежних знаний не может
дать ни учитель, ни книга, она ищется и
находится учеником, поставленным в соответствующую
ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.
Умственный поиск - сложный
процесс, он, как правило, начинается с
проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий
поиск связан с возникновением проблемы.
Если учитель дает задание ученикам, указав,
как его выполнить, то даже самостоятельный
поиск не будет решением проблемы[3,с.70].