Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Характеристика проблемных методов обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Сущность проблемных методов обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Классификация проблемных методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Влияние проблемных методов на активность учащихся . . . . . . . . . . . . . .18
Применение проблемных методов обучения на уроках обществознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 93.16 Кб (Скачать файл)

2. Регистрирующие органы  по месту государственной регистрации  заключения брака (супружества) снижают  брачный (супружеский) возраст на  срок не более двух лет при  наличии следующих уважительных  причин:

    • беременности;
    • рождении общего ребенка.

3. Ходатайство о снижении  брачного (супружеского) возраста может  быть подано желающими вступить  в брак (супружество) и их родителями  либо попечителями с указанием  причин, вызывающих необходимость  снижения установленного брачного (супружеского) возраста.

4. Снижение брачного (супружеского) возраста допускается только  с согласия лиц, вступающих в  брак (супружество).

5. Брак (супружество) между  лицами, не достигшими брачного (супружеского) возраста, или лица, достигшего брачного (супружеского) возраста, с лицом, не  достигшим брачного (супружеского) возраста, разрешается только с  письменного согласия родителей  либо попечителей лиц, не достигших  брачного (супружеского) возраста.

 

 Задания для третьей группы: Какое условие вступления в брак вы узнали, ознакомившись со статьёй кодекса? (Брак не может быть заключён, если хоть одна из сторон уже состоит в браке. Моногамный брак в РК)

Статья 11. Не допускается заключение брака (супружества) между:

    • лицами одного пола;
    • лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве);
    • близкими родственниками;
    • усыновителями и усыновленными, детьми усыновителей и усыновленными детьми;
    • лицами, хотя бы одно из которых признано недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия по решению суда, вступившему в законную силу. 

Общий слайд – зачитать ещё раз.

 

 Где заключается брак? (ЗАГС)  Чтобы брак имел юридическую основу, необходимо официальная регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния.

  1. Поработаем по методу «Займи позицию». (Встаньте, пожалуйста) В разных углах аудитории развешаны таблички «Согласен», «Не согласен», «Другое мнение». В соответствии со своими убеждениями вы должны выбрать соответствующую позицию, и аргументировано попытаться доказать её. Высказывание следующее: «Брак по расчёту – самый правильный брак». 

Итог слушают стоя: отношения в семье должны строиться на понимании, взаимоуважении, тёплых отношениях друг к другу, но очень важна и финансовая сторона, обеспеченность, достаток. Поэтому брак желательно заключать, когда у молодых людей уже имеется образование и профессия. ( Всем спасибо, присаживайтесь на свои места).

  1. Метод «Мозговой штурм». А теперь  давайте попробуем исходя из вашего жизненного опыта, назвать обязанности мужа и жены. На доске вывешиваются два понятия: муж и жена, и  вместе с ребятами вычерчивается Т-схема. А теперь, вспомните, какие права человека вы знаете? Можно ли как-то разделить эти права, сказав, это только мужские, а это только женские? НЕТ – В ПРАВАХ ВСЕ РАВНЫ. А может мужчина выполнять то, что вы назвали обязанностями женщины?  Меняем таблички на доске, и что получилось. То, что выполняет жена, может выполнять и муж. В ОБЯЗАННОСТЯХ ТОЖЕ РАВЕНСТВО.

  1. «Мысли вслух»  Попробуйте раскрыть смысл пословицы «Человек, сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать на своих плечах целую страну».

  1. Итак, вы узнали,  что такое брак, попробовали определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях, выработали позитивное или негативное отношение к условиям заключения брака, можете сказать о правах и обязанностях супругов, давайте вернёмся к нашей проблеме. В качестве домашнего задания поразмышляйте  над данной проблемой, и свои мысли оформите в виде эссе.

  1. Оценки за урок. Всем спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в настоящее время проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Технология проблемного обучения представляет большие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Использование этой технологии максимально ориентирует на творческое начало в учебной деятельности. Задача педагога заключается в необходимости создания такой проблемной ситуации, которая порождает высокую эмоциональную активность обучающихся, приводящую к мыслительной активности и органически связанную с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.

Проблемный урок, в отличие от непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Он представляет собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика; мотивирует познавательную активность школьников.

Проблемный метод обучения на уроках обществознания используется для развития интеллектуальных способностей, самостоятельности и познавательной активности учащихся на основе постановки перед ними задач, перевода внешнего стимулирования обучающихся в самостимулирование у них внутренней мотивации. На конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе -  М., 1982
  2. Оконь В. Основы проблемного обучения - М., 1968
  3. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики - М., 1965
  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: источники, сущность, перспективы - М., 1991
  5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения - М., 1977 
  6. Верчасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе - Киев, 1977
  7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики - М., 1980
  8. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе - М., 1999
  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М., 1972
  10. Кукушин В.С. Педагогические технологии – М., 1986
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1996 
  12. Бертон В. Принципы обучения и его организация - М., 1994
  13. Алексюк А.М. Общие методы обучения в школе - Киев, 1973
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М., 1998
  15. Лернер И.Л. Проблемное обучение - М., 1994
  16. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе, №8, 1999
  17. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории - М., 2001
  18. Подласый И.П. Педагогика - М., 2001
  19. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе - М., 2002
  20. Кифик Н.Ю. Формы организации учебных занятий по истории и основам обществознания - Костанай, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию