Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.
Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Характеристика проблемных методов обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Сущность проблемных методов обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Классификация проблемных методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Влияние проблемных методов на активность учащихся . . . . . . . . . . . . . .18
Применение проблемных методов обучения на уроках обществознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

курсовая по методике.docx

— 93.16 Кб (Скачать файл)

Диалогический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися, побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении и активизации их учебной деятельности.

Основные признаки этого метода: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель.

Функции диалогического метода:

  • раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций;
  • активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности;
  • обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.

Правила применения диалогического метода:

  • в ходе сообщающей беседы создавать по возможности проблемные ситуации;
  • привлекать учащихся к участию в формулировке проблемы, выдвижению предположений, в обосновании гипотезы и ее доказательстве;
  • контроль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.

Работа с диалогическим методом осуществляется в форме беседы на уроках первого и третьего типа (изучения нового материала; обобщения и систематизации знаний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр. Этот метод очень динамичен, он может перейти и в эвристический, и при необходимости в монологический, может применяться практически на любом этапе урока[8,с.110].

Эвристический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.

Основные признаки эвристического метода:

  • организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы;
  • постановка проблемных вопросов;
  • решение познавательных задач;
  • учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Функции данного метода:

    • самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
    • развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);
    • развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
    • обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения.

Правила применения метода:

    • формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);
    • учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
    • оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.

Применяется эвристический метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Эвристический метод применяется в форме эвристической беседы, во время семинара, дискуссии, учебной конференции. Учитель сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Учащиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий.

Исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения учащимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.

Основные признаки исследовательского метода: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)

Среди функций исследовательского метода можно выделить следующие:

  • формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали;
  • формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Правила применения данного метода:

  • учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного учения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной проблемы;
  • созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера;
  • контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

Применяется исследовательский метод (как более сложный) реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведении лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течении нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр[9,с.82].

Программированный метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС)[5,с.99].

Признаками данного метода являются машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.

Программированный метод выполняет следующие функции:

  • управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля;
  • обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера;
  • развитие индивидуальных способностей.

Правила применения программированного метода:

  • учебный материал структурируется с помощью ППС;
  • включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС;
  • контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.

Программированный метод с внедрением персональных компьютеров занимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения. За счет высоких технических и дидактических возможностей компьютеров этот метод находит применение при изучении многих учебных предметов и на всех этапах урока.

Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы: проблемные методы обучения являются составной частью проблемного обучения в целом, и так же как концепция проблемного обучения отличается от традиционного, так и проблемные методы имеют существенную разницу по сравнению с традиционными методами. Если в традиционных методах сначала излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащиеся с самого начала ставятся перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию - таков девиз проблемного обучения. Таким образом, характер рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит в себе и сам способ его получения, путь движения к истине.

Итак, проблемные методы применяются в процессе обучения, который предполагает создание под руководством преподавателя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию

 

    1. Влияние проблемных методов на активность учащихся

 

В процессе периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся система знаний и понятий. Но то, что известно взрослым, неизбежно оказывается новым для ребенка и требует от него больших усилий мышления. Усвоение знаний при помощи учителя не исключает, а наоборот предполагает необходимость самостоятельного мышления у детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, механическим. При репродуктивном изложении материала учитель соблюдает все основные требования к уроку: принцип наглядности, доступность изложения, строгую последовательность в изложении информации; поддерживает устойчивое внимание учащихся. Однако этот метод преподавания превращает ученика в пассивного слушателя, не активизирует его познавательную деятельность.

Проблемное обучение способствует развитию творческого мышления

учащихся (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), формирует логическое мышление (требует доказательств, правильности выбираемого решения, аргументации)[10,с.128]. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа в разработках уроков Ж.Ж Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д. Ушинский. Он считал, что лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные для всех возрастов, и в особенности для детского, является метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени «сократовским». Сократ не навязывал своих мыслей слушателями, а вызывал вопросами столкновение их мнений, заставляя участников спора приходить к общему мнению.

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи.

Информация о работе Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию