Использование проблемных методов в процессе обучения обществознанию
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа
Описание работы
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Фронтальная дискуссия может
быть организована как на уроке, так и
во внеклассной деятельности.
Особенно важно применение
проблемного метода при подготовке детей
к участию в олимпиадах, так как включаемые
в них задания всегда носят творческий,
проблемный характер[8,с.96]. Здесь применяются
такие эффективные формы работы, как столкновение
мнений, позиций по историческим фактам,
событиям. Часто используются во внеклассной
работе защита докладов об исторических
личностях, подготовленных детьми с использованием
дополнительной исторической литературы
и других источников информации. Поощряется
активное участие школьников в обсуждении
доклада в классе. В старших классах эффективной
формой внеклассной работы является анализ
исторических документов, «погружение
в изучаемую тему», «погружение в современную
политическую жизнь», столкновение точек
зрения по вопросам экономического и политического
развития страны. Таким образом, использование
технологии проблемного обучения предполагает:
снятие всех барьеров в общении
между учителем и учащимися и использование приемов, «подогревающих»
обучение;
владение учителя методами
подводящего диалога;
использование на уроках и во
внеклассной деятельности различных диалоговых приемов: дискуссий,
групповой работы, «ловушек»;
смена авторитарной жесткой
позиции на доверительную открытую диалоговую позицию.
В соответствии с целями уроки
проблемного типа можно распределить
в три группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки контроля.
Один из типов урока – «открытие»
нового знания. Именно на этом этапе идет
развитие творческих способностей детей.
Открыть новое знание можно по-разному.
Ученик может случайно догадаться, как
решается поставленная проблема. В этом
случае задача педагога – поддержать
его. Тогда событие порадует и вдохновит
ребенка. Но иногда мы наблюдаем у детей
«не случайное» озарение, а целенаправленный
поиск: они сначала подбирают, угадывают
решение, пробуя различные варианты, а
затем пытаются их обосновать. В данном
случае они действуют методом «проб и
ошибок» - методом научного познания. И
если ребенок осознает способ поиска,
то тогда он сможет использовать его в
следующий раз и его «открытие» становится
уже не случайным.
Логика построения урока рефлексии
в случае, когда этот урок направлен на
закрепление изученного материала, может
быть следующим:
во время организационного момента устанавливают тематические рамки повторяемого содержания;
при актуализации знаний организуют индивидуальную самостоятельную деятельность
учащихся;
на этапе постановки проблемы
учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ошибки;
на этапе устранения затруднений
организую выявление причин зафиксированных затруднений
и построение проекта выхода из
них[9,с.134].
Развивающие уроки контроля
проводяться, предлагая учащимся решить
событийно-проблемные задачи. Порядок
деятельности учеников на уроке при решении
данных задач выглядит следующим образом:
обдумывание содержания задачи,
ее решение;
сопоставление своего ответа
с правильным ответом, высказанным отдельными учащимися;
оценка учащимися результата
в соответствии с ранее установленными критериями[18,с.43].
Технология проблемного обучения
представляет большие возможности для
развития творческих способностей обучающихся.
Использование этой технологии максимально
ориентирует на творческое начало в учебной
деятельности. Задача педагога заключается
в необходимости создания такой проблемной
ситуации, которая порождает высокую эмоциональную
активность обучающихся, приводящую к
мыслительной активности и органически
связанную с чувственно-эмоциональной
сферой психической деятельности.
Таким образом, проблемный урок,
в отличие от непроблемного, имеет элементы
логики познавательного процесса (логики
продуктивной мыслительной деятельности),
а не только внешней логики процесса обучения.
Он представляет собой сочетание внешних
и внутренних элементов процесса обучения,
создает возможности управления самостоятельной
учебно-познавательной деятельности ученика;
мотивирует познавательную активность
школьников.
2.2 Применение проблемных методов
обучения на уроках обществознания
При использовании проблемных
вопросов на уроке повышается активность
и самостоятельность учащихся. Так при
изучении темы «Научно-технический прогресс.
Индустриальное общество» ставится проблемный
вопрос «Где интереснее жить в городе
или в деревне?» учащимся предоставляется
возможность высказать собственную точку
зрения и обосновать ее.
По теме «Становление индустриального
общества можно предположить следующее
проблемное задание: «Нужен ли обществу
технический прогресс, если он рождает
средства массового уничтожения и создает
экологические проблемы?»
На уроке обществознание перечень
обсуждаемых тем широк, могут обсуждаться
следующие личностно значимые проблемы:
Я хороший человек?
Всегда ли правы взрослые?
Отцы и дети: кто прав?
Как избежать конфликтов между
сверстниками?
Зачем человеку учится?
Сколько денег нужно человеку?
С чего начинается Родина?
Имеет ли нация свой характер?
Зачем людям памятники?
Как мы будем жить завтра?
В чем смысл труда?
Заменит ли Интернет книги?
Имеют ли женщины такие же права,
как и мужчины? и т.п[19,с.159].
В процессе работы над темой
«Глобальные проблемы современности»
можно предположить учащимся ситуацию
«Каждая вещь (событие) может рассматриваться
с разных сторон. Автомобиль – это прогресс
или регресс?». Таким образом, усвоение
знаний учащимися строится как разрешение
субъективно переживаемой учеником проблемы.
Проблемный метод обучения
направлен на организацию поисковой познавательной
деятельности учащихся. Овладение учебным
материалом есть следствие такой деятельности.
Так, можно использовать прием развертывания
проблемной задачи в более частные проблемы.
Например, по теме «Проблемы современности»
предлагается разрешить частную проблему:
«Что лучше: автомобиль или велосипед?».
Сначала дети высказывают свое мнение
без опоры на текст, затем читают два противоположных
суждения и уже на основании прочитанного
отстаивают свою точку зрения, подкрепленную
аргументами.
На этапе контроля и оценки
результатов учебной работы можно предположить
учащимся дать самооценку деятельности
каждого ученика через рефлексию. Рефлексия
осуществляется через такие приемы:
незаконченное предложение:
самым интересным для меня было…,
потому что…;
сегодня на уроке я узнал(а)…;
мне понравилось…, потому что…;
мне не понравилось…;
«точка зрения»[20,с.162].
Успех использования проблемного
метода во многом зависит от заинтересованной
позиции педагога и высокой внутренней
мотивации учащихся. В процессе использования
проблемного обучения происходит и усвоение
материала, и развитие мыслительной деятельности.
Примеры проблемных вопросов
по обществознанию.
Казахстан как правовое государство:
идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в Казахстане: за и против».
Независимость судебной власти:
миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность
или ответственность?»
Пример урока с использование
технологии проблемного обучения по обществознанию
в 9 классе
Тема урока: Правовые основы
брака и семьи. (Урок обществознания в
9 классе)
Цели урока – конце урока учащиеся
узнают:
о необходимости правового
регулирования семейных отношений;
что такое брак;
какие условия заключения брака;
какие обязанности и права есть у супругов;
смогут:
определить свою жизненную
позицию в брачно-семейных отношениях;
сформируют:
своё отношение к условиям заключения
брака и созданию семьи.
Тип урока: получение новых
знаний.
Методы: «Мозговой штурм», «Ассоциация»,
«Займи позицию», «Работа в малых группах».
Основные понятия: брак, ЗАГС,
Семейный кодекс РК, права и обязанности
супругов, моногамия.
Работа в малой группе. Работа
с текстом «Семейного кодекса» (условия
заключения брака).
Метод «Займи позицию».
Метод «Мозговой штурм».
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Включаем «Марш Мендельсона»
(15-20 сек.). Что вы услышали? В связи с чем
звучит эта музыка?..... Так значит о чём мы будем говорить сегодня? О какой отрасли права? Семейное право.
Слайд 1. Правовые основы брака
и семьи.
Слайд 2 . Цели урока следующие:
(прочесть)
С чем ассоциируется у вас слово
брак?
- слово образовалось от
старославянского «брачите, брать»-
брать на себя, отбирать, выбирать
хорошее.
- омоним «брак» от немецкого
– бракованный товар.
В семейном кодексе существует
официальное определение брака.
Брак это - добровольный союз
мужчины и женщины, целью которого является
создание семьи. Слайд 3.
Предлагается проблемная ситуация. В нашем Х. районе в 2012 году было заключено браков – 141, а расторгнуто браков – 90; в 2013 году было заключено браков – 141, расторгнуто – 92. Как вы думаете, в чём может быть причина этого?
Все ли могут заключать брак?
Или существуют какие-то условия вступления
в брак? Ответить мы сможем, поработав
с соответствующими статьями семейного
кодекса.
Работа в малых группах.
Условия работы:
будете работать в парах
выявляете какое-то одно условие,
которое обозначено в статье
оформляете в тетради
когда будете готовы, сигнализируйте.
Время работы в группах две
минуты.
Задания для первой группы:
Ознакомиться с извлечениями из семейного
кодекса РК и ответить на вопросы, какие
условия вы можете назвать исходя из данной
статьи? (Взаимное добровольное согласие). Как
государственные органы узнают о том,
что брак совершается добровольно? (Согласие
при регистрации).
Семейный кодекс РК. (Извлечение)
Статья 9. Для заключения брака
(супружества) необходимы свободное и
полное согласие мужчины и женщины, вступающих
в брак (супружество), и достижение ими
брачного (супружеского) возраста.
Задания для второй группы:
Ознакомиться с извлечениями из семейного
кодекса РК и ответить на вопросы: Каков
брачный возраст, существуют ли исключения?
Почему брачный возраст устанавливается
именно в 18 лет?
Статья 10. 1. Брачный (супружеский)
возраст устанавливается для мужчин и
женщин в восемнадцать лет.