Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.
2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования
1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8
1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………..15
1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с
нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………. 25
2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы
наблюдения………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..42
Литература………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Айнура. межличностные отношения.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

       Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического         

            исследования

           1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8

          1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного

                  возраста……………………………………………………………..15

           1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением

                  слуха младшего школьного возраста……………………………18

Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с

              нарушением слуха младшего школьного  возраста

          2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением               

                 слуха младшего школьного возраста……………………………. 25

          2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы  

                 наблюдения………………………………………………………….30

Выводы по 2 главе………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………..42

Литература………………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        

Актуальность исследования. Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования.

  Формирование личности  детей происходит в условиях  взаимодействия их с окружающей  средой, которая оказывает на  них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

Однако необходимо отметить, что процесс включения ученика в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.

 Самоценность каждого  человека требует пристального  внимания к тем психическим  явлениям, которые возникают в  процессе межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, В.П. Трусов, Б.И. Додонов и др.). Как отмечают многие исследователи, ориентация на партнерское «диалогическое общение» в процессе взаимодействия создает предпосылки для непринужденных, доброжелательных, открытых отношений, в результате которых раскрывается индивидуальность и социальный потенциал ребенка (М.М Бахтин, А.А. Ухтомский, В.Н. Мясищев и др.). Различные аспекты проблемы повышения эффективности межличностных отношений отражены в работах А.И. Донцова, Р.Л. Кричевского, Я.Л.Коломинского, Н.Н. Обозова, Н.И. Шевандрина.

В педагогической и психологической литературе по проблеме формирования межличностных отношений учащихся подчеркивается, что важное значение имеет организация совместной деятельности, где создаются адекватные условия для становления межличностных отношений, развития личности и формирования её индивидуальных особенностей (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова А.В. Петровский, И.П. Подласый, В.И. Смирнов, СТ. Шацкий, Д.И. Фельдштейн и др.).

Современная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 1-2 вида стоит перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания лиц с нарушением слуха с целью решения важных педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специальной школы направлено на обновление содержания и технологии образования, меняющего акцент на становление более глубокой, чем раньше, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей (Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, О.И. Кукушкина, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин, В.Г. Петрова, Л.И. Плаксина, Е.Г. Речицкая, И.Л. Соловьева, Г.В. Чиркина). В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы межличностных отношений детей с нарушением слуха.

Нарушение слуховой функции ограничивает межличностные контакты, что ведет к обеднению социального опыта общения, несовершенству межличностных отношений; замедленному темпу развития социальной перцепции и рефлексии.[18, 48, 39]

В исследованиях, проведённых в сурдопедагогике, выявлены некоторые характеристики социальных умений и навыков детей с нарушением слуха, критериев выбора сверстника (В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, В.Г. Петрова, Т.Э. Пуйк и др.) особенности интерперсональной перцепции (Э.А. Вийтар, Ю.А. Герасименко и Г.А. Карпова, В. Петшак и др.), особое внимание уделено роли совместно-распределенной деятельности в развитии детей с нарушением слуха (Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.)

Однако специальных исследований, посвященных комплексному изучению межличностных отношений и их формированию у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста не проводилось. Научного анализа требуют вопросы формирования структуры группы, мотивации выборов, ориентировочных ценностей школьников младших классов с нарушением слуха. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования межличностных отношений в теории сурдопедагогики, с одной стороны, и ее значимость для успешной социализации лиц с нарушением слуха, с другой, определили актуальность темы исследования.

Проблема исследования - психолого-педагогические условия и методы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

 Объект исследования - межличностные отношения детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

 Предмет исследования - процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в условиях коррекционно-педагогической работы.

 Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация комплексной коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в разных видах совместной деятельности (учении, общении, игре, труде) в учебное и внеклассное время будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации, что повысит эффективность интеграции детей с нарушением слуха.

Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

          В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Провести анализ литературы  по общей, возрастной и специальной  педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.

2. Изучить состояние межличностных  отношений лиц с нарушением  слуха младшего школьного возраста.

3. Разработать и реализовать  модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.

4. Экспериментально проверить  коррекционно-развивающий эффект  предложенной системы работы.

Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; изучение медико-педагогической документации; наблюдение за совместной деятельностью учащихся; социометрия; тест ценностных ориентации; специально организованные эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ данных исследования.

  Методологическую основу  исследования составили фундаментальные  положения философии ( Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.), общей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн,) и специальной педагогики и психологии (Т.А. Власова, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Н.Г. Морозова и др.) о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности; о деятельностном опосредовании межличностных отношений в группе (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.); о социальной обусловленности психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями, в том числе ребенка с нарушением слуха (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Я.Л. Коломинский, Т.В. Розанова и др.), о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей с нарушением слуха (P.M. Боскис, С.А. Зыков, Ф.Ф. Pay и др.).

Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы воспитателями, педагогами (сурдопедагогами) в работе с глухими и слабослышащими детьми и родителями, имеющими детей с нарушением слуха с целью развития эмоциональной сферы.

Экспериментальная база: ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7».

Структура и объем исследования: работа объемом 50 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения и содержит 3 таблицы, 1 диаграмму; в списке литературы представлено 48 первоисточников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического исследования

 

1.1. Характеристика  межличностных отношений

 

          Изучению межличностных отношений придаётся большое значение в педагогике и психологии (СТ. Шацкий, И.П. Иванов, Л.И. Новикова, В.М. Коротов, А.П. Усова, И.П. Подласый, А.В. Петровский, А.А. Бодалёв, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, Г.М. Андреева, В.В. Абраменкова и др.).

          Впервые категория субъективных  отношений личности была поставлена  А.Ф. Лазурским, а затем глубоко  разработана В.Н. Мясищевым, который  дал теоретическое обоснование  разнообразию видов и форм  отношений человека: «отношения  человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях» (В.Н.Мясищев).

         Проблема отношений в группах  детей является одной из наиболее сложных. Об этом прежде всего свидетельствует то, что определение самого термина «отношения» отличаются многообразием. Часто в качестве синонимов к понятию «межличностные отношения» используют понятия «межличностное взаимодействие», «межличностное общение». Действительно, во всех этих понятиях много сходного, но есть и принципиальное различие. Основным содержанием данных категорий являются отношения между людьми.[1, 32,10]

       «Взаимоотношение»  является внутренней личностной  основой взаимодействия, а последнее - реализацией или следствием и выражением первого [3, 27, 28] . Категория общения же, в широком понимании, по определению Л.П.Буевой, это «не только духовный, но и материальный, социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками, а также результатами этой деятельности, предметно воплощёнными в материальной и духовной культуре».

        Придерживаясь задач исследования, мы остановимся, прежде всего, на рассмотрении феномена «отношения».

         Понятие «отношение» - самая общая  и, на первый взгляд, простая «абстракция  мира», которой оперируют философы, математики, социологи, психологи, педагоги, лингвисты и другие исследователи. Это понятие объединяет воедино  различные стороны познания - обыденную, естественнонаучную, философскую, религиозную, это элементарная частица, способная соединить несоединимое. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого определения этого понятия не существует, и в психологии оно обретает жизнь в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит - как взаимоотношение, общение и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация. [2, 17,44]

        Рассматривая  «отношение» как «родовое свойство  человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому», С.Л. Рубинштейн, отмечает, что отношение выступает не только в социальном (как взаимоотношения людей), но и в познавательном плане (как отношение человека к бытию и конкретно к истине). Отношение к другому генетически является более ранней формой, нежели отношение к себе, и, по мнению С.Л. Рубинштейна, у ребенка проявляется как осознание других прежде самого себя. [4, 33, 29]

       Указывая  на нечеткость самого понятия  «отношение» и на   неразработанность путей и методов его изучения, Л. И. Божович также усматривала субъективный и объективный аспекты этого понятия,  подчеркивая, что «только через изучение отношений самого ребенка к  действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности». [5, 6, 21 ]

         Объединяя две стороны категории  «отношения» - внешнюю, социальную, объективную  и внутреннюю индивидуальную, субъективную  Я.Л. Коломинский ввел в оборот  педагогической психологии понятие «личные взаимоотношения» как «субъективно-значимое эмоционально-когнитивное личностное отражение человека человеком» (Я.Л. Коломинский). Мы согласны с В. Н. Мясищевым в том, что отношения индивида к людям, как правило, являются одновременно и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относиться друг к другу; взаимоотношения — это чувства, направленные на других людей, морально-интимное поле совместной деятельности.

Информация о работе Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста