Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.
2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования
1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8
1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………..15
1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с
нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………. 25
2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы
наблюдения………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..42
Литература………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Айнура. межличностные отношения.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

              Анастасия до поступления в школу обучалась в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад компенсирующего вида №9 Краснооктябрьского р-на г.Волгограда. Родилась в семье глухих. Познавательная деятельность на данном этапе - называет игрушки, овощи, фрукты, мебель посуду, учебные вещи, части тела, транспорт, продукты. Хорошо считывает с губ. Сообщает о выполненном задании, отраженно за учителем проговаривает  речевой материал на уроках. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Сравнивает предметы между собой. Решает примеры, задачи на нахождение суммы, остатка.

          Иван до поступления в школу обучался в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад компенсирующего вида №9 Краснооктябрьского р-на г.Волгограда. Родился в семье слышащих. Познавательная деятельность на данном этапе - называет предметы и действия. Отраженно за учителем проговаривает весь речевой материал. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Сообщает о выполненном задании. В самостоятельной речи использует слова и фразы.

           Александр до поступления в школу образовательные учреждения не посещал. Родители слышащие. Познавательная деятельность на данном этапе - называет игрушки, овощи, фрукты, мебель посуду, учебные вещи, части тела, транспорт, продукты, дни недели. Знает и выполняет поручения. Сообщает о выполненном задании, отраженно за учителем проговаривает  речевой материал на уроках. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Сравнивает предметы между собой. Решает примеры, задачи на нахождение суммы, остатка. Речь внятная. В самостоятельной речи использует отдельные слова и фразы. Хорошо считывает с губ.

              Олеся до поступления в школу обучалась в МОУ детском саду компенсирующего вида №71 Центрального р-на г.Волгограда. Воспитывается только мамой, не имеющей нарушений слуха. Познавательная деятельность на данном этапе – называет игрушки, овощи, фрукты, мебель, посуду, учебные вещи, части тела, транспорт, продукты. Самостоятельно использует некоторые фразы. Знает и выполняет поручения. Счет до 10 и обратно, составляет и решает примеры, задачи на нахождение суммы, остатка. На уроках отраженно проговаривает речевой материал за учителем. Слухозрительно воспринимает знакомые слова и фразы. Выражает устно, в форме простого предложения, содержание картинки, описывает предметы, действия. Легко вступает в контакт со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика  межличностных отношений у детей  группы наблюдения

 

Исследование межличностных отношений у детей с нарушением слуха проводилось по методике «Лесенка».

 

Методика  «Лесенка»

           Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

        Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

       Оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

   Ход исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

   Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

      Обработка результатов и интерпретация:

        Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка»).

        Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка.

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

      Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

       Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка.

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

        Гораздо  серьезнее являются стойкие мотивированные  ответы ребят, где красной линией  проходит мысль: «Я плохой!» Опасность  этой ситуации в том, что низкая  самооценка может остаться у  ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

         Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков.

Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации.     Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

        Ступенька 7 – резко заниженная самооценка.

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

       Отсутствие  своевременной квалифицированной  помощи в преодолении причин  трудностей в обучении и общении  ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

         Суть педагогической поддержки  педагога и его психологической  помощи школьникам с низкими  показателями уровня самооценки  состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном  отношении к ним.

        Доверительное  общение, постоянный контакт с  семьей, вера в ученика, знание  причин и своевременное применение  способов преодоления трудностей  ребенка способны медленно, но  поступательно формировать адекватную  самооценку младшего школьника. Данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования межличностных отношений по методике «Лесенка»

Имя

Анализ результатов

1

Василиса

адекватная самооценка

2

Дарья

адекватная самооценка

3

Григорий

адекватная самооценка

4

Николай

адекватная самооценка

5

Анастасия

завышенная самооценка

6

Иван

заниженная самооценка

7

Александр

заниженная самооценка

8

Олеся

заниженная самооценка


        

 Из таблицы  видно,что у Анастасии завышенная  самооценка (12,5% случаев); у Александра, Ивана, и Олеси (37,5% случаев), напротив, заниженная. Адекватная самооценка выявлена у Василисы, Дарьи, Григория и Николая (50%).

Характеристика межличностных отношений по уровню самооценки в группе обследуемых детей представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика обследуемой группы по уровню самооценки

№ п/п

Уровень самооценки

Количество (%)

1

Адекватная

50

2

Заниженная

37,5

3

Завышенная

12,5


 

 

               Главная цель коррекционной работы заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Информация о работе Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста