Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.
2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования
1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8
1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………..15
1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с
нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………. 25
2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы
наблюдения………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..42
Литература………………………………………………………………………45
Л. С. Выготский
указывал на необходимость «
Жестовая речь - не только полноценное и, несомненно, реальное средство коммуникации между неслышащими, но и средство их когнитивного развития. Результаты исследований Г. Л. Зайцевой показали, что дети, свободно владея разговорным жестовым языком, существенно лучше понимают, перерабатывают, запоминают информацию, сообщаемую им средствами жестового языка. Однако, указанного оптимизма не разделяет ряд ученых. Так, А. Леве приводит мнение ряда зарубежных сурдопедагогов (К. Брасель, В. Вейскранц, Р. Конрад, Ст. Куинглей, И. Параснис 1977, 1981), которые путем тестирования не обнаружили интеллектуальных преимуществ глухих, рано владеющих жестовой речью, перед глухими, обучающихся оральным методом. [5, 29, 33]
В общении с миром слышащих (предметном и межличностном) глухие и слабослышащие используют словесный язык в устной и письменной форме.
«Умение пользоваться сложной знаковой системой (языком) является основополагающей предпосылкой для становления мышления, овладения культурными ценностями, а также для развития коммуникативных способностей для взаимодействия и общения с окружающими и интеграции в обществе».
К сожалению, качество формируемого
словесного языка глухих детей
(независимо от применяемого
Таким
образом, словесно-языковая
Исследователи
единодушно отмечают, что семейное
воспитание и развитие глухого
ребенка осуществляется в двух
качественно различных
По мнению Г. А. Карповой, своеобразие
воспитательной ситуации «
Иная
исходная педагогическая
Личностные
проблемы общения глухих и
слабослышащих освещены в
В исследовании
Т.Г.Богдановой и Н.В.
Рассматривалась и такая
Таким образом,
взаимоотношения ребенка, имеющего
нарушения слуха, с родителями, родительская
позиция по отношению к нему
оказывают существенное
Выводы по 1 главе
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка.
В младшем школьном возрасте
складывается новое
Как показывает анализ
Тем
не менее, можно предположить, что
реальные межличностные
Данные
же полученные в социально-
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.
С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется: Система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Однако необходимо отметить, что процесс включения ученика в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.
Исследование
межличностных отношений
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
Исследование проводилось на базе ГС(к)ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7». В исследовании принимали участие 8 воспитанников.
Для общей характеристики
Характеристика детей по состоянию слуха
№ |
Имя |
Состояние слуха |
1 |
Василиса |
двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость Ivстепени |
2 |
Дарья |
двусторонняя сенсоневральная тугоухость II степени |
3 |
Григорий |
двусторонняя сенсоневральная тугоухость II степени |
4 |
Николай |
двусторонняя сенсоневральная тугоухость IVстепени |
5 |
Анастасия |
двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IVстепени |
6 |
Иван |
двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость Ivстепени |
7 |
Александр |
двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость Ivстепени |
8 |
Олеся |
двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость IVстепени |
По данным таблицы, 4 детей имеют
двустороннюю хроническую
Василиса до поступления в школу обучалась в МОУ для детей дошкольного и младшего возраста, начальная школа – детский сад №9 компенсирующего вида Краснооктябрьского р-на г.Волгограда. Родители слышащие.Познавательная деятельность на данном этапе – называет игрушки, овощи, фрукты, мебель посуду, учебные вещи, части тела, транспорт, продукты. Слухозрительно воспринимает слова, фразы, поручения. Сообщает о выполненном задании, отраженно за учителем проговаривает речевой материал на уроках. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Выражает устно, в форме простого предложения, содержание картинки, описывает демонстрируемое действие. Самостоятельно использует некоторые фразы.
Дарья до поступления в школу обучалась в МОУ детский сад компенсирующего вида №71 Центрального р-на г.Волгограда. Родилась в семье глухих. Познавательная деятельность на данном этапе – называет предметы, действия. Слухозрительно воспринимает знакомые слова, фразы, поручения. Сообщает о выполненном задании, отраженно за учителем проговаривает речевой материал на уроках. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Выражает устно, в форме простого предложения, содержание картинки, описывает демонстрируемое действие. Поставлены звуки: А, О, У, Э, И, П, Т, К, М, Н, Л, Ф, В, С. Речь внятная, слитная. Овладела навыком счета до 10 и обратно. Сравнивает предметы между собой. Составляет и решает примеры. Решает задачи на нахождение суммы и остатка.
Григорий до поступления в школу обучалась в МОУ детский сад компенсирующего вида №234. Родители слышащие. Познавательная деятельность на данном этапе – определяет форму и цвет предметов. Составляет простые, нераспространенные предложения по сюжетным картинкам. Речь невнятна, часто заменяется жестами. Называет числа в прямом и обратном порядке.
Николай до поступления в школу обучался в массовом детском саду. Родители слышащие. Познавательная деятельность на данном этапе – счет до 10 и обратно, составляет и решает примеры, задачи на нахождение суммы, остатка. На уроках отраженно проговаривает речевой материал за учителем. Слухозрительно воспринимает знакомые слова и фразы. Выражает устно, в форме простого предложения, содержание картинки, описывает предметы, действия. Обращается к учителю с приветствием, просьбой, сообщением. Поставлены звуки: А, О, У, Э, И, П, Т, К, Ф, В, М, Н, Л. На уроках активен, внимателен. Проявляет лидерские качества.