Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.
2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования
1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8
1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………..15
1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с
нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………. 25
2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы
наблюдения………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..42
Литература………………………………………………………………………45
Исходя из этих положений, может быть использована система игр. Их задача - привлечь внимание ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников, оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Примерные игры представлены ниже.
Часы
Ход игры: несколько циферблатов рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Воспитатель говорит и показывает: «Все вы знаете, что такое часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они действуют. А ведь это - целый мир. Кроме кукушки в нем живут маленькие человечки, которые двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, - минутную, а самый большой и медленный управляет часовой стрелкой. Предлагает поиграть в часы. Распределяет роли, кто-то будет стрелками, а кто-то - кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры 12». Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.).
Заводные игрушки
Ход игры: воспитатель распределяет или просит распределиться детей на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой - ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными (показывает на примере). Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.
Змейка
Ход игры: дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы - туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так - до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.
Сиамские близнецы
Ход игры: воспитатель собирает детей вокруг себя говорит и показывает: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала - шаг двумя сросшимися ногами, потом - единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую - вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.
Весы
Ход игры: «Давайте поиграем с вами в весы, - говорит педагог. Играют 3 человека.. Пусть один из вас будет продавцом, а двое - двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.
Вывод по 2 главе
Целью нашего практического исследования являлось выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста на базе ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7».
В исследовании принимали участие 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки. Все дети из благополучных семей, но в двух семьях родители имеют нарушения слуха - глухота.
В ходе исследования было выявлено, что у 50% детей отмечаются изменения самооценки, которая влияет на формирование межличностных отношений: у одного учащегося - завышенная самооценка, у двоих - заниженная. У остальных 4 детей - адекватная самооценка.
В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы. Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей.
Участие в играх, способствовало формированию правильных, толерантных взаимоотношений между детьми, побуждало в них стремление прийти на помощь, оказать поддержку. Детям нравились подвижные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений. Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения.
В результате контрольных наблюдений можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями (констатирующий этап) в процессе формирования межличностных отношений детей изменилось отношение детей к друг к другу. Дети стали более доброжелательны, дружны.
Заключение
Социально-психологические
В ходе данного исследования была рассмотрена одна из актуальных проблем коррекционной педагогики – «Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста».
Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить сложную структуру межличностных отношений и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов: актометрического, аффективного и гностического. Отмечается, что использование различных видов совместно-распределенной деятельности является необходимым условием для формирования межличностных отношений, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и кооперации в реальных условиях усвоения норм социальных взаимоотношений. Известно, что ни один вид деятельности ребенка, даже игра, у детей с нарушениями слуха без специального обучения полноценно не развивается. Как указывает JI.C. Выготский, обходные пути в обучении аномального ребенка состоят, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности, начиная от мотивационно-потребностных и кончая способами и конкретными действиями, глухой, слабослышащий ребенок усваивает в процессе учебной деятельности и на специальных занятиях по игре, труду, изобразительной деятельности и др.
Данные, полученные в социально-психологических исследованиях представлены чисто количественно (количество выборов, их устойчивость, обоснованность). Здесь межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими и сводятся к чисто оценочным: сверстник выступает как предмет эмоциональной и деловой оценки.
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.
С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется: Система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Однако необходимо отметить, что процесс включения ученика в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.
Исследование межличностных отношений младших школьников во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками. В ходе исследования было выявлено, что у 50% детей отмечаются изменения самооценки, которая влияет на формирование межличностных отношений: у одного учащегося - завышенная самооценка, у двоих - заниженная. У остальных 4 детей - адекватная самооценка.
В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы. Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей.
Участие в играх, способствовало формированию правильных, толерантных взаимоотношений между детьми, побуждало в них стремление прийти на помощь, оказать поддержку. Детям нравились подвижные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений. Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения.
Таким образом, гипотеза наша оправдана, цели достигнуты.
Литература
1. Абдулина А.А., Глинская E. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной литературы. - М., 1977. - С.5-18.
2. Абраменкова В.В. Социальная
психология детства: развитие отношений
ребёнка в детской субкультуре.
М.: Московский психолого-
3. Амонашвили Ш. А. Психологические
основы педагогики
4. Амосова Р.Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. -М.: Педагогика, 1979.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980, т.1. -160 с.
6. Андреева Г.М. Общение
и оптимизация совместной
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1988- 88 с.
8. Андреева B., Каспарова Е.В.
Нравственное воспитание
9. Аникеева Н.П. Общение
в игре как средство
10. Артемова Т.А., Ковалева
Психологические и психические
особенности детей младшего
11. Асмолов А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А.Н. Леонтьева (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Н.Б. Береданская и др.)/ Под ред. А.Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1999.-425 с.
12. Аунапуу Т.А. Восприятие
лидерами межличностных
13. Батищев Г.С. Деятельностная
сущность человека как
14. Белецкая Ю.С., Доценко
Е.Л. Имплицитные теории
15. Белинский В.Л. Особенности
личностных взаимоотношений
16. Белинский В.Л. Влияние качества личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1974. - 18 с.
17. Белкина В.Н. Педагогическое
регулирование взаимодействия