Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по общей, возрастной и специальной педагогике и психологии по проблеме формирования межличностных отношений детей в норме и при особых образовательных потребностях.
2. Изучить состояние межличностных отношений лиц с нарушением слуха младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать модель коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением слуха в условиях совместной деятельности в учебное и внеклассное время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Межличностные отношения как предмет психолого-педагогического
исследования
1.1. Характеристика межличностных отношений……………………8
1.2. Межличностные отношения детей младшего школьного
возраста……………………………………………………………..15
1.3. Особенности межличностных отношений детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………18
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..23
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений детей с
нарушением слуха младшего школьного возраста
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
слуха младшего школьного возраста……………………………. 25
2.2. Диагностика межличностных отношений у детей группы
наблюдения………………………………………………………….30
Выводы по 2 главе………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………..42
Литература………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Айнура. межличностные отношения.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этих положений, может быть использована  система игр.  Их задача - привлечь внимание ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии. Дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников, оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Примерные игры представлены ниже.

 

Часы

Ход игры: несколько циферблатов рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Воспитатель  говорит и показывает: «Все вы знаете, что такое часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они действуют. А ведь это - целый мир. Кроме кукушки в нем живут маленькие человечки, которые двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, - минутную, а самый большой и медленный управляет часовой стрелкой. Предлагает поиграть в часы. Распределяет роли,  кто-то будет стрелками, а кто-то - кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры 12». Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.).

 

Заводные игрушки

Ход игры: воспитатель распределяет или просит распределиться детей на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой - ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными (показывает на примере). Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.

 

Змейка

Ход игры: дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы - туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так - до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

 

Сиамские близнецы

Ход игры: воспитатель собирает детей вокруг себя говорит и показывает: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала - шаг двумя сросшимися ногами, потом - единый шаг двумя боковыми ногами (воспитатель выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую - вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

 

Весы

Ход игры: «Давайте поиграем с вами в весы, -  говорит педагог. Играют 3 человека.. Пусть один из вас будет продавцом, а двое - двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что-нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести товара, а другая чаша (ребенок приседает) на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двоих детей, кладет на одного из них товар и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи.

 

 

Вывод по 2 главе

      Целью нашего  практического исследования являлось выявление формирования межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

   Экспериментальное исследование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста на базе  ГКС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида №7».

   В исследовании принимали участие 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки. Все дети из благополучных семей, но в двух семьях родители имеют нарушения слуха - глухота.

    В ходе исследования было выявлено, что у 50% детей отмечаются изменения самооценки, которая влияет на формирование межличностных отношений: у одного учащегося - завышенная самооценка, у двоих -  заниженная. У остальных 4 детей - адекватная самооценка.

  В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы. Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей.

Участие в играх, способствовало формированию правильных, толерантных взаимоотношений между детьми, побуждало в них стремление прийти на помощь, оказать поддержку. Детям нравились подвижные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений. Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения.

В результате контрольных наблюдений можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями (констатирующий этап) в процессе формирования межличностных отношений детей  изменилось отношение детей к друг к другу. Дети стали более доброжелательны, дружны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Социально-психологические знания  — важнейшее средство педагогического воздействия. Современный педагог должен не только анализировать и фиксировать, в каком направлении идет процесс развития межличностных отношений в коллективе, как формируется система отношений с окружающими людьми, но и активно управлять этими процессами. В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха формирование межличностных отношений приобретает особое значение. Очевидно, что в школе-интернате для детей с нарушением слуха есть своя специфика. Прежде всего это относительно замкнутый круг общения. Поэтому задача педагогов создать в школе оптимальные условия для социализации детей с нарушением слуха, помочь им овладеть системой знаний, умений и навыков в сфере социального взаимодействия, приобрести многогранный опыт социально обусловленного поведения.

         В ходе данного исследования была рассмотрена одна из актуальных проблем коррекционной педагогики – «Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста».

        Анализ психологической и педагогической литературы позволил определить сложную структуру межличностных отношений и сделать вывод о наличии тесной взаимосвязи ее отдельных компонентов: актометрического, аффективного и гностического. Отмечается, что использование различных видов совместно-распределенной деятельности является необходимым условием для формирования межличностных отношений, так как они создают предпосылки для развития сотрудничества и кооперации в реальных условиях усвоения норм социальных взаимоотношений. Известно, что ни один вид деятельности ребенка, даже игра, у детей с нарушениями слуха без специального обучения полноценно не развивается. Как указывает JI.C. Выготский, обходные пути в обучении аномального ребенка состоят, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности, начиная от мотивационно-потребностных и кончая способами и конкретными действиями, глухой, слабослышащий ребенок усваивает в процессе учебной деятельности и на специальных занятиях по игре, труду, изобразительной деятельности и др.

           Данные, полученные в социально-психологических исследованиях представлены чисто количественно (количество выборов, их устойчивость, обоснованность). Здесь межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими и сводятся к чисто оценочным: сверстник выступает как предмет эмоциональной и деловой оценки.

         Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.

          С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» дифференцируется: Система «ребёнок - учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Однако необходимо отметить, что процесс включения ученика в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.

           Исследование межличностных отношений младших школьников во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребёнка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками. В ходе исследования было выявлено, что у 50% детей отмечаются изменения самооценки, которая влияет на формирование межличностных отношений: у одного учащегося - завышенная самооценка, у двоих -  заниженная. У остальных 4 детей - адекватная самооценка.

В ходе эксперимента, мы проводили с детьми беседы. Поощряли совместную деятельность детей, предлагали принимать в игры тех детей, которые ранее игнорировались другими. В группе создавалась эмоционально-благополучная обстановка. Используя педагогические условия: возможность самостоятельного формирования межличностных отношений детей, стимулировали влияние педагогов на формирование взаимоотношений и общения детей.

Участие в играх, способствовало формированию правильных, толерантных взаимоотношений между детьми, побуждало в них стремление прийти на помощь, оказать поддержку. Детям нравились подвижные игры, в которых они преодолевали физические затруднения, при выполнении каких либо упражнений или движений. Эмоциональный, духовный, интеллектуальный модули объединили детей в общем деле, стимулировали их взаимоотношения.

Таким образом, гипотеза наша оправдана, цели достигнуты.

 

 

 

 

 

Литература

 1. Абдулина А.А., Глинская E. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной литературы. - М., 1977. - С.5-18.

2. Абраменкова В.В. Социальная  психология детства: развитие отношений  ребёнка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -416 с.

3. Амонашвили Ш. А. Психологические  основы педагогики сотрудничества. — Киев, 1991. 110 с.

4. Амосова Р.Г. Нравственное  развитие младших школьников  в процессе воспитания. -М.: Педагогика, 1979.

5. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды: В 2-х т. М., 1980, т.1. -160 с.

6. Андреева Г.М. Общение  и оптимизация совместной деятельности. — М.: Просвещение, 1987. С. 27-45.

7. Андреева Г.М. Социальная  психология. М.: Просвещение, 1988- 88 с.

8. Андреева B., Каспарова Е.В. Нравственное воспитание слабослышащих  школьников на уроках чтения // Формы организации обучения и  воспитания детей с недостатками  слуха. — JL, 1990.

9. Аникеева Н.П. Общение  в игре как средство самоутверждения  младших школьников: Проблемы общения и воспитания. 4.1. Тарту, 1974.-С. 33-39.

10. Артемова Т.А., Ковалева  Психологические и психические  особенности детей младшего школьного  возраста.// Школа здоровья. 1998, т.5 №34.

11. Асмолов А.Г. Традиции  и перспективы деятельностного подхода в психологии: Шк. А.Н. Леонтьева (А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Н.Б. Береданская и др.)/ Под ред. А.Е. Войскунского и др. М.: Смысл, 1999.-425 с.

12. Аунапуу Т.А. Восприятие  лидерами межличностных отношений // Вопросы психологии. 1983. - №5.

13. Батищев Г.С. Деятельностная  сущность человека как философский  принцип. В кн.: Проблемы человека  в современной философии. М., 1969.

14. Белецкая Ю.С., Доценко  Е.Л. Имплицитные теории взаимоотношений. Межличностные взаимодействия и  развитие индивидуальности. Вып.1. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999. - С. 3-27.

15. Белинский В.Л. Особенности  личностных взаимоотношений между  учащимися старших классов. В  сб. Вопросы сурдопедагогики -М.,1972.-С. 111-119.

16. Белинский В.Л. Влияние  качества личности на положение глухих учащихся старших классов в школьном коллективе. Автореферат кандидатской диссертации. М, 1974. - 18 с.

17. Белкина В.Н. Педагогическое  регулирование взаимодействия детей  со сверстниками. Ярославль, 2000. - 161 с.

Информация о работе Исследование особенностей межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста