Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – сравнить и описать изучение фразеологизмов как структурной единицы лексико-семантической системы языка в вузе и в школе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.представить существующие в современной науке о языке подходы к толкованию лингвистических понятий «фразеология», «фразеологизм», «идиома», «фразема», «фразеологическое сращение», «фразеологическое единство», «фразеологическое сочетание»;
2.определить основные признаки такого рода единиц в современном русском языке;
3.проанализировать типы фразеологических единиц;
4.рассмотреть изучение фразеологизмов в школьном курсе русского языка.
В учебнике под редакцией Т.А. Ладыженской (под редакцией Н.М. Шанского) исторический принцип соблюдён: говорится о том, что фразеологизмы делятся по происхождению на собственно-русские и заимствованные. Есть задание подготовить сообщение о происхождении фразеологизма (упр. 104) и посмотреть словарные статьи в «Толковом словаре» (упр.97). [см 50; 47-48]
В учебнике М.В. Панова исторический
принцип также соблюдается: в
теоретической части комплекса
есть задание прочитать словарные
статьи во фразеологических словарях,
объяснить происхождение
В учебнике М.М. Разумовской и П.А. Леканта исторический принцип не учтён: нет примеров истории происхождения фразеологизмов и периода их возникновения. Только в методических рекомендациях к данному учебнику есть задание объяснить значение и историю происхождения фразеологизмов не всякое лыко в строку, зарубить на носу. Возникновение фразеологических оборотов тесно связано с историей народа. Важно показать школьникам историю происхождения некоторых фразеологизмов. Для этого необходимо предложить учащимся посмотреть историю возникновения фразеологизма, проанализировать словарную статью.
После изучения фразеологии в среднем звене школы для закрепления умений и навыков, изучению фразеологии уделяется внимание и в старших классах. Например, в учебнике Т.А. Ладыженской (под редакцией Н.М. Шанского) для VII класса предложены задания для повторения: необходимо вспомнить, что изучает фразеология, найти в тексте фразеологизмы, объяснить, что они обозначают. [см 50; 7-8]
В учебнике М.М. Разумовской и П.А. Леканта для VII класса также есть задания для повторения: «Объясните смысл фразеологизмов…, составьте предложения с этими фразеологизмами» (упр.152), и «Докажите, что данные фразеологизмы противоположны по своему значению» (упр. 154) [55; 64].
В учебнике для VIII класса авторов С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко в разделе повторение есть задания: указать фразеологические единицы, объяснить их значение. «Что вы знаете о фразеологических оборотах русского языка?» К достоинствам можно отнести наличие как теоретических, так и разнообразных практических заданий. Например: «Какие фразеологические обороты относятся к разговорному стилю, какие - к книжному» (упр.29)? «Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами» (упр.30). Есть упражнение на предупреждение фразеологических ошибок: «Укажите, какие ошибки допущены в употреблении фразеологических оборотов, исправьте их» (упр.31). [см 52; 14]
В учебнике для IX класса этих же авторов в начале года данный раздел повторяется вновь. Говорится, что «Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением». [см 53; 95]
В конце года - практическое
задание: укажите фразеологизмы, объясните
их лексическое значение, в случае
затруднений используйте
Таким образом, изучение раздела
«Фразеология» происходит на протяжении
всего процесса школьного обучения.
Анализ действующих учебников по
русскому языку свидетельствует, что
изучению раздела «Фразеология»
отводится недостаточное
Целесообразно использовать
в процессе обучения различные игровые
моменты, что значительно повышает
интерес детей к обучению. В
учебниках отсутствует
В процессе повторения в
старших классах преобладают
задания теоретического характера.
На наш взгляд, практических заданий,
особенно на стадии закрепления и
повторения, должно быть больше. В учебниках
для старших классов
В связи с небольшим количеством времени, отводимым на изучение данного раздела языкознания, необходимо выделять время на внеклассную работу, посвященную фразеологизмам, так как за 1-2 учебных часа учащиеся не успевают увидеть все многообразие устойчивых оборотов, осознать их интерпретационные возможности, а также научиться использовать их в своей речи.
Изучение фразеологических
единиц на уроках русского языка значительно
пополняет знания школьников о лексике
родного языка, а также создают
базу для работы по развитию речи учащихся
- обогащение их фразеологического
запаса, овладение лексико-
Анализ современных учебников
по русскому языку показал, что авторы
в том или ином объеме предусматривают
специальные задания и
А.В. Текучев в «Методике русского языка в средней школе» говорит о том, что зачастую работа над фразеологией в школе не носит организованного характера. Он считает, что работу по фразеологии необходимо вести систематически. По Текучеву, работа по обогащению фразеологического словаря школьников должна предупредить распространённые фразеологические ошибки. При организации упражнений автор предлагает использовать различные подходы к отбору материала для них.
Например, можно вести работу с фразеологизмами, включающими в состав одно и то же слово: держать язык за зубами, держать в ежовых рукавицах, держать порох сухим, держать ухо востро;
- включающими слова одной части речи, например, существительные;
- находить и анализировать фразеологизмы-синонимы: сеять семена раздора, мутить воду, вбивать клинья;
- вводить фразеологизмы в речь, строить с ними отдельные предложения, подбирать их на определённые темы (труд, учение и т.д.). [см 63; 215]
На уроках грамматики Текучев предлагает использовать фразеологизмы в качестве материала для грамматического разбора (при изучении безличных предложений, ССП и СПП).
С.Г. Гаврин в пособии «Изучение фразеологии русского языка в школе» предлагает следующие варианты заданий для предупреждения фразеологических ошибок:
а) подобрать фразеологизм со словом, относящимся к той части речи, которая изучается в данный момент в классе;
б) подобрать фразеологизмы со сравнениями (как рыба в воде);
в) подобрать фразеологизмы по теме (о труде, о дружбе);
г) определить, из каких произведений взяты предложенные учителем фразеологизмы, объяснить их значение. [см. 14; 34]
М.Р. Львов в «Словаре-справочнике
по методике русского языка определяет
следующие виды фразеологических упражнений:
обнаружение фразеологизмов в тексте
читаемых произведений литературы, объяснение
их значения; синонимические замены фразеологических
единиц, составление синонимических
рядов фразеологических единиц; анализ
их состава и объяснение иносказательного
или устаревшего характера
М.Р. Львов справедливо отмечает, что современная программа предусматривает лишь общее понятие о фразеологии, а вся работа по усвоению фразеологизмов проводится практически, на основе упражнений. [см. 56; 230-231]
Интересные формы работы предлагают разнообразные дополнительные пособия по лексике и фразеологии. Например, различные задания по фразеологии содержит пособие В.В.Волиной «Весёлая грамматика». Пособие содержит теоретическую информацию, а также разнообразные творческие задания, игры и ребусы, помогающие закрепить знания учащихся по фразеологии. [см. 12; 315]
Пособие Петряковой А.Г. «Культура речи» содержит описание видов фразеологических ошибок, а также ряд упражнений, направленных на их предупреждение. Например, назвать фразеологизмы, при контаминации которых получились новые ненормированные выражения: тратить нервы (ср. трепать нервы и тратить здоровье). [см. 43; 67]
В «Пособии по русскому языку для старших классов», авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А., также содержатся упражнения, направленные на предупреждение фразеологических ошибок.
Данные упражнения направлены
не только на предотвращение фразеологических
ошибок, но и способствуют усвоению
школьниками категориального
[см. 21; 252]
Кроме того, подобные задания и игры по фразеологии предлагают пособия Л.И. Пироговой «Сборник словесных игр по русскому языку и литературе» и Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика». [44; 1]
Таким образом, современные
методисты предлагают разнообразные
практические задания по фразеологии,
которые могут с успехом
На наш взгляд, в данных
пособиях имеется ряд недостатков.
Как и в учебниках, задания, зачастую
являются однотипными: на подбор
фразеологических оборотов, вставку фразеологических
оборотов в
предложение, составление синонимичных
рядов фразеологических
единиц и т.д. Упражнения, направленные
на предотвращение фразеологических ошибок,
представлены в небольшом объеме. Для
лингвистического анализа предлагаются
не полные художественные конструкции,
а лишь отдельные предложения, которые
не дают целостного восприятия роли фразеологических
оборотов в тексте и авторского замысла
по использованию этого оборота. В некоторых
пособиях упоминается такое свойство
фразеологизма, как устойчивость, однако
подробная информация об индивидуально-авторских
преобразованиях встречается только в
одном из анализируемых пособий. Как отмечает
Т.А. Ладыженская, «вопросы овладения несвободными
словосочетаниями в методике родного
языка оказались наименее разработанными».
[30; 12]
Заключение
Фразеологизмы характеризуют глубоко своеобразные и национальный характер фразеологической системы нашего языка. Фразеологический запас русского языка непрерывно пополняется за счёт живой речи и устного народного творчества. С фольклором связаны и вышли из его границ многие эмоционально-экспрессивные выражения, вначале характерные только для живого построения, но позже усвоенные литературным языком на правах его фразеологических средств.
Фразеология является важным средством речевого воздействия на человека, придает языку особую выразительность, образность, способствует пониманию его глубоко гуманных идей. Некоторые фразеологические единицы используются часто, но каждый раз в новом контексте они звучат по-иному, выражая тонкие оттенки смысла и чувств. Поэтому мы можем с уверенностью сказать о том, что наука «Фразеология» в языкознании вовсе не занимает последнее место на протяжении всей истории его развития.