Изучение фразеологизмов в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – сравнить и описать изучение фразеологизмов как структурной единицы лексико-семантической системы языка в вузе и в школе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.представить существующие в современной науке о языке подходы к толкованию лингвистических понятий «фразеология», «фразеологизм», «идиома», «фразема», «фразеологическое сращение», «фразеологическое единство», «фразеологическое сочетание»;
2.определить основные признаки такого рода единиц в современном русском языке;
3.проанализировать типы фразеологических единиц;
4.рассмотреть изучение фразеологизмов в школьном курсе русского языка.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.53 Кб (Скачать файл)

Исследовав некоторые  вопросы фразеологии, мы можем сказать, что ученые отмечают огромную важность данной языковой единицы.

В данной работе была предпринята  попытка выявления и анализа  особенностей фразеологизмов как номинативных комплементарных единиц языка косвенного и характеризующего наименования.

Для этого в первой главе  нашей работы мы рассмотрели и  проанализировали значения понятий  «фразеология», «фразеологизм», «идиома», «фразема». В результате чего мы пришли к следующим выводам:

  1. учение о фразеологизмах имеет давнюю традицию в отечественной лингвистике, по данному вопросу существует обширная литература;
  2. в современной лингвистике понятие «фразеология» не имеет единого терминологического определения, так как ее рассматривают с точки зрения «широкого» и «узкого» смысла;
  3. разнообразие в понимании и трактовках значений этих понятий «фразеологизм» и «фразеология» свидетельствует о сложности и многоплановости данного вопроса.

Основываясь на мнения исследователей о соотношении определений «фразеологизм» и «фразема», можно сделать вывод о том, что данные понятия тождественны друг другу, а при соотношении определений «фразеологизм» и «идиома» - что второе понятие имеет более узкое значение и включает в себя только фразеологические сращения и единства.

При рассмотрении признаков  фразеологизмов, мы пришли к выводу, что одни ученые выделяют их в результате сопоставления со смежными единицами, а другие определяют их в качестве дифференциальных. Поэтому мнения всех исследователей не противоречат друг другу, а только лишь дополняют один другого.

Рассмотрев и проанализировав  признаки и источники фразеологических единиц, мы пришли к выводу, что некоторые  ученые вносят дополнения в исследования других. Это говорит о том, что  явление фразеологизма постепенно раскрывается все глубже.

При рассмотрении классификации  фразеологических единиц по семантической  спаянности, мы пришли к выводу, что  ученые выделяют разное количество типов  ФЕ. Это в свою очередь оказывает  влияние на понимание и толкование самих типов фразеологизмов.

Во второй главе мы рассмотрели  изучение фразеологизмов в средней  школе и для этого проанализировали программы, действующие учебники по русскому языку, а также задания  и упражнения при изучении фразеологии.

В результате анализа программ и действующих учебников по русскому языку мы пришли к выводу, что  принципы методики преподавания фразеологии  реализуются в них лишь частично. В том или ином объеме авторы предусматривают  специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер. Информации об индивидуально-авторских преобразованиях  фразеологизмов в рассмотренных учебниках представлено недостаточно. Кроме того, изучению данного раздела отводится небольшое количество времени.

При анализе заданий и  упражнений при изучении фразеологии  в средней школе, мы пришли к следующим  выводам: 1) в учебниках задания  зачастую являются однотипными; 2) упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, представлены в небольшом объеме; 3) для лингвистического анализа предлагаются не полные художественные конструкции, а лишь отдельные предложения, которые не дают целостного восприятия роли фразеологических оборотов в тексте и авторского замысла по использованию этого оборота; 4) практических заданий в учебниках недостаточно, что обуславливает низкий уровень фразеологической грамотности учащихся.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по русскому языку. В основной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.

Проблема усвоения фразеологизмов учащимися основной школы на уроках не нашла ещё должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического  материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для  усвоения школьниками, очень мало соответствующих  статей и пособий. Ознакомление учеников с устойчивыми сочетаниями происходит практическим путём в процессе работы над упражнениями и текстами на уроках русского языка.

Все это позволило нам  сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута.

1 Попов Р.Н., Валькова Д.А., Маловицкий Л.Я., Фёдоров А.Н. Современный русский язык. - М., 1996. – С. 120

2 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

3 Лингвистический Энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – 560 c.

4 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. – 608 с.

5 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.

6 Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 131-132 с.

7 Копыленко М.Н., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1972. – 144 с.

8 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 368 с.

9 Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа русской культуры, 1996. – 58 c.

10 Жуков А.В. Переходные фразеологические явления в русском языке. – Новгород: НГУ, 1996. – 132с

11 Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа русской культуры, 1996. – С. 58

12 Лингвистический Энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – 559 c.

13 Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для вузов: В 2 ч. – ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – М., 2001. – 544 с.

14 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. – 703 с.

15 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – С. 68

16 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 166 с.

17 Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Ученик. – М.: Высшая школа, 2001. – 304 с.

18 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.

19 Мокиенко В. М. Славянская фразеология. Учебное пособие для студентов. – М., 1989. – 5 с.

20 Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для вузов: В 2 ч. – ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – М., 2001. – 359-360 с.

21 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 62с.

22 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.

23 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.

24 Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Учебник для филологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1998. – 118 с.

25 Фразеологический словарь русского языка. Сост.: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 231 с. – (ФСРЯ)

26 Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М.: АН СССР, 1974. – 273 с.

27 Пелепейченко Л.Н. Переходность значений фразем в теоретическом и практическом аспектах. – Харьков: ХГПУ, 1998. – 127 с.

28 Кубрякова Е.С. Синтагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 447-448

29 Гвоздарев Ю.А. Строки библейской мудрости // Русская речь. – 1994. – № 3. – 118 c.

30 Жуков В.П. Русская фразеология. М., 1986. – 204 с.

31 Шавкунова О.В. Особенности структуры и функционирования незамкнутых предикативных фразеологических единиц: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1964. – 14 c.

32 Ожегов С.И. О структуре фразеологии. Лексикографический сборник. Вып. II. – М.: 1957. – 38 c.

33 Ожегов С.И. О структуре фразеологии. Лексикографический сборник. Вып. II. – М.: 1957. – 52 c.

34 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

35 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

36 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

37 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

38 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.

39 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.

40 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.

41 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.

42Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 144 с.

 

43 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 62 с.

44 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 262 с.

45 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.

46 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.

 

47 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.

 

48 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.

 

49 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.

50 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 256 с.

51 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 144 с.

52 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.

53 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 144 c.

54 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 63 с.

55 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 137 c.

56 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.

57 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.

58 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.

59 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 321 c.

60 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.

61 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.

62 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 63 с.

63 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.

64 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 169 с.

65 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.

66 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

67 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 257 с.

68 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.

69 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.

70 Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Ученик. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.

71 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.

72 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.

73 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.

74 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 158 c.

75 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 153 c.

Информация о работе Изучение фразеологизмов в средней школе