Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель исследования – сравнить и описать изучение фразеологизмов как структурной единицы лексико-семантической системы языка в вузе и в школе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.представить существующие в современной науке о языке подходы к толкованию лингвистических понятий «фразеология», «фразеологизм», «идиома», «фразема», «фразеологическое сращение», «фразеологическое единство», «фразеологическое сочетание»;
2.определить основные признаки такого рода единиц в современном русском языке;
3.проанализировать типы фразеологических единиц;
4.рассмотреть изучение фразеологизмов в школьном курсе русского языка.
Исследовав некоторые вопросы фразеологии, мы можем сказать, что ученые отмечают огромную важность данной языковой единицы.
В данной работе была предпринята попытка выявления и анализа особенностей фразеологизмов как номинативных комплементарных единиц языка косвенного и характеризующего наименования.
Для этого в первой главе нашей работы мы рассмотрели и проанализировали значения понятий «фразеология», «фразеологизм», «идиома», «фразема». В результате чего мы пришли к следующим выводам:
Основываясь на мнения исследователей
о соотношении определений «
При рассмотрении признаков фразеологизмов, мы пришли к выводу, что одни ученые выделяют их в результате сопоставления со смежными единицами, а другие определяют их в качестве дифференциальных. Поэтому мнения всех исследователей не противоречат друг другу, а только лишь дополняют один другого.
Рассмотрев и проанализировав
признаки и источники фразеологических
единиц, мы пришли к выводу, что некоторые
ученые вносят дополнения в исследования
других. Это говорит о том, что
явление фразеологизма
При рассмотрении классификации фразеологических единиц по семантической спаянности, мы пришли к выводу, что ученые выделяют разное количество типов ФЕ. Это в свою очередь оказывает влияние на понимание и толкование самих типов фразеологизмов.
Во второй главе мы рассмотрели
изучение фразеологизмов в средней
школе и для этого
В результате анализа программ
и действующих учебников по русскому
языку мы пришли к выводу, что
принципы методики преподавания фразеологии
реализуются в них лишь частично.
В том или ином объеме авторы предусматривают
специальные задания и
При анализе заданий и упражнений при изучении фразеологии в средней школе, мы пришли к следующим выводам: 1) в учебниках задания зачастую являются однотипными; 2) упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок, представлены в небольшом объеме; 3) для лингвистического анализа предлагаются не полные художественные конструкции, а лишь отдельные предложения, которые не дают целостного восприятия роли фразеологических оборотов в тексте и авторского замысла по использованию этого оборота; 4) практических заданий в учебниках недостаточно, что обуславливает низкий уровень фразеологической грамотности учащихся.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по русскому языку. В основной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас ребёнка.
Проблема усвоения фразеологизмов
учащимися основной школы на уроках
не нашла ещё должного решения: не
разработаны принципы отбора фразеологического
материала, нет выверенного списка
фразеологизмов, рекомендованных для
усвоения школьниками, очень мало соответствующих
статей и пособий. Ознакомление учеников
с устойчивыми сочетаниями
Все это позволило нам сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута.
1 Попов Р.Н., Валькова Д.А., Маловицкий Л.Я., Фёдоров А.Н. Современный русский язык. - М., 1996. – С. 120
2 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.
3 Лингвистический Энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – 560 c.
4 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. – 608 с.
5 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
6 Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 131-132 с.
7 Копыленко М.Н., Попова З.Д. Очерки по общей фразеологии. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1972. – 144 с.
8 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 368 с.
9 Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа русской культуры, 1996. – 58 c.
10 Жуков А.В. Переходные фразеологические явления в русском языке. – Новгород: НГУ, 1996. – 132с
11 Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа русской культуры, 1996. – С. 58
12 Лингвистический Энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. – М.: Советская Энциклопедия, 1990. – 559 c.
13 Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для вузов: В 2 ч. – ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – М., 2001. – 544 с.
14 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. – 703 с.
15 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – С. 68
16 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 166 с.
17 Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Ученик. – М.: Высшая школа, 2001. – 304 с.
18 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.
19 Мокиенко В. М. Славянская фразеология. Учебное пособие для студентов. – М., 1989. – 5 с.
20 Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеболева И. И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для вузов: В 2 ч. – ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – М., 2001. – 359-360 с.
21 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 62с.
22 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.
23 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.
24 Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Учебник для филологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1998. – 118 с.
25 Фразеологический словарь русского языка. Сост.: Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков, А.И.Федоров / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 231 с. – (ФСРЯ)
26 Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. – М.: АН СССР, 1974. – 273 с.
27 Пелепейченко Л.Н. Переходность значений фразем в теоретическом и практическом аспектах. – Харьков: ХГПУ, 1998. – 127 с.
28 Кубрякова Е.С. Синтагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 447-448
29 Гвоздарев Ю.А. Строки библейской мудрости // Русская речь. – 1994. – № 3. – 118 c.
30 Жуков В.П. Русская фразеология. М., 1986. – 204 с.
31 Шавкунова О.В. Особенности структуры и функционирования незамкнутых предикативных фразеологических единиц: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1964. – 14 c.
32 Ожегов С.И. О структуре фразеологии. Лексикографический сборник. Вып. II. – М.: 1957. – 38 c.
33 Ожегов С.И. О структуре фразеологии. Лексикографический сборник. Вып. II. – М.: 1957. – 52 c.
34 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
35 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
36 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
37 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
38 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.
39 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.
40 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.
41 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 143 с.
42Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 144 с.
43 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 62 с.
44 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 262 с.
45 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.
46 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.
47 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.
48 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.
49 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
50 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 256 с.
51 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 144 с.
52 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 160 c.
53 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 144 c.
54 Лекант П. А. Современный русский язык. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». – М.: Дрофа, 2002. – 63 с.
55 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 137 c.
56 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.
57 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.
58 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 168 с.
59 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 321 c.
60 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.
61 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.
62 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 63 с.
63 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.
64 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 169 с.
65 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.
66 Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
67 Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов. – М., 2004. – 257 с.
68 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.
69 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 161 c.
70 Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Ученик. – М.: Высшая школа, 2001. – 145 с.
71 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.
72 Гируцкий А. А. Введение в языкознание: Учеб. Пособие. 2-е изд. стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 169 с.
73 Головин Б. Н. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов. – М.: Высшая школа, 1977. – 110 с.
74 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 158 c.
75 Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969. – 153 c.