Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.
Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59
непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой,
оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте,
являются:
¾ семья;
¾ детские дошкольные учреждения;
¾ школа;
¾ внешкольные воспитательные учреждения;
¾ средства массовой информации;
¾ самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа,
организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя
две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса
экологического воспитания являются:
Цели, принципы, задачи |
Содержание |
Методы, формы, средства |
Условия |
Результаты |
Цель |
Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный
1 считает, что целью экологического образования и воспитания являются
формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих
становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех
видах их деятельности, формирование экологической культуры И.Т. Суравегина
1 определяет цель экологического образования как «формирование
ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового
мышления.» Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов
природопользования и
изучению и охране своей местности. В основе построения современных
факультативных занятий с
должны лежать следующие целевые установки:
¾формирование целостного представления о природном и социальном
окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
¾ развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств
и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе
факторов и явлений окружающей действительности;
¾ обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
¾ воспитание эстетического и нравственного отношения к среде
жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с
общечеловеческими нормами морали.
В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева
2 выделяет ряд основополагающих принципов:
1. Междисциплинарность:
¾ экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в
содержание и методы обучения отдельных предметов;
¾ интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные
знания экологического содержания.
2. Единство познания, переживания и действия:
¾ целостные ориентации личности;
¾ мотивы деятельности;
¾ природоохранная деятельность.
3. Педагогическое
(природой).
4. Взаимосвязь глобального,
уровней экологических проблем.
5. Принцип альтернативности и прогностичности.
Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспитатели ставят перед собой
задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся
утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного
отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической,
художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения.
И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер1
считают, что цель экологического образования достигается по мере решения
следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об экологических
проблемах современности и путях их решения; развития системы интеллектуальных и
практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
интеллектуального (способности к
анализу экологических
эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности),
нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности. А.Н.
Захлебный, И.Т. Суравегина1 считают, что
формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда
образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формирование
потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
формирование установок и
универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости
сбережения природы, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей
как общественной ценности; потребности участия в труде по изучению и охране
природы, пропаганде экологических идей.
Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включают
формирование:
1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и
природопользования как
2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных
экологических ориентаций.
3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила
экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней
отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности.
И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей
экологического образования
природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических
проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.
Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического
образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и
внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям
и навыкам практически
ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного
самосовершенствования.
А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке
экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как
личности, факторов его обучения и воспитания.
По существу, это предполагает построение модели экологического образования.
Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к общественным
явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые определяют
отношение человека к природе, что показано в схеме 1. (Приложение 11) В
данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель формирования
ответственного отношения к природной среде.
Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие факторы,
которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие
взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов установлено, что
любому действию человека должно предшествовать образование двух
психологических феноменов — готовности и способности действовать. Очевидно,
ответственное отношение к природной среде обусловлено образованием таких
свойств личности, как готовность и способность к практическим действиям по ее
бережному использованию, Защите и улучшению. Готовность действовать
определяет психологическую установку человека к совершению того или иного
поступка и, как свойство личности, развивается под влиянием ряда факторов, в
частности, потребностей и ценностных ориентаций по отношению к объектам
окружающей природной и
выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его
поступки.
Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то отвечать. Это
делает необходимым в
аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей природной
среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все
многообразие предметов
включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных
ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач
экологического образования
экологическое качество окружающей человека среды (естественной,
преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;
эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все
эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие
разнообразные потребности человека (и общества): практические,
познавательные, эстетические, нравственные.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является
его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал выступает как
образ цели поведения или деятельности человека. Идеал отношения к природе —
это поведение, при котором гармонически сочетаются общественные и личные
интересы. Гуманизм — характерная черта идеала поведения в природной среде. Он
определяет уважение к человеку, к общественным потребностям. Из идеала
выводятся требования общества к личности, на их основе вырабатываются
критерии оценки ее поступков. Развитие у школьников оценочных суждений
выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать
по зашите природной среды. Оценка — это отражение явлений действительности с
точки зрения духовного мира, интересов, потребностей, целей личности.
Моральная ответственность — сложная характеристика личности. В основе ее
лежат нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные
принципы, ставшие мотивами поведения человека. В нравственном убеждении
принято различать: познавательный компонент — знание о моральной норме;
отношение к этому знанию — уверенность в его правильности и необходимости
реализовать его в своих действиях; потребность и готовность поступать в
соответствии с этими знаниями. Для совершения ответственного поступка
необходима сформированность и такого свойства личности, как способность
действовать. Это свойство включает не только знание о том, как действовать,
но и волю, настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества
проявляются в конкретных ситуациях и разных сочетаниях.
Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой модели
показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности
и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
— культура индивидуального поведения в природном окружении;
— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению
окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые
педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.
Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях,
педагог постепенно развивает интеллектуальные способности личности, формирует
ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате
интеллектуального развития формируется представление об исторической
неизбежности возникновения
гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального,
интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной Среды —
основа научного понимания многообразной ценности природы, что формирует
необходимую мировоззренческую позицию личности.
В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью
которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное
содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного
процесса.
Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного
отношения к природе представлена в приложении.
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев
1 раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”,
которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания,
эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом
ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека,
гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в
виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание
природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение
выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в
жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном
стремлении единению с природой. В содержание экологического сознания включается