Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.
Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59
под руководством учителя ими не проводятся.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое «фотоохота?».Приведенные данные
(приложение № 6) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что
существует в природе
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей
среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № 8), большинство
учащихся оценивают состояние
природы как
значительное количество учащихся
считают его
связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью
школьников об экологических проблемах.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?»
Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся
недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как
видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут
сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение
муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу.
Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической
культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как
экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано
предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по
формированию экологической
формирования у школьников бережного отношения к природе.
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического
образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания
младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа составлена из
расчета один раз в неделю.
При построении авторской программы кружковой работы мы сочли целесообразным
заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
¾ познавательном;
¾ познавательно-развлекательном;
¾ практическом;
¾ исследовательском.
Программа кружка «Юный эколог»
срок |
познавательные мероприятия |
познавательно-развлекательные |
практические мероприятия |
Исследовательские мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
сентябрь |
Утренник «Мир вокруг нас» |
Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». |
Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». |
Путешествие по экологической тропинке (I часть). |
октябрь |
Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». |
Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. |
Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). |
Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ноябрь |
Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. |
Утренник «В гостях у жителей подводного царства». |
Операция «Малые реки» (рейд в пойму реки Дон). |
Опыт «Волшебница вода». |
декабрь |
Спектакль «Зачем зимой снег». |
Утренник «Здравствуй, гостья ¾ зима». |
Подготовка материалов для экологической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». |
Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?» |
январь |
Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой». |
Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». |
Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. |
Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
февраль |
Беседа «Охраняемые животные Липецкой области». |
Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму». |
Операция «Синица» ¾ изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. |
Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» |
март |
Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей». |
Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». |
Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» ¾ изготовление птичьих гнездовий |
Опыт со срезанными ветками. |
апрель |
Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. |
Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». |
Операция «Муравей». |
Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
май |
Турнир-викторина «Охраняемые |
Игра-путешествие «По лесным тропинкам». |
Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. |
Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения. |
Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных
мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы,
путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому
расширению экологических
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства
учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние
деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это
¾ тетрализованные представления на экологическую тему, праздники,
утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и
края, связанное с практическими делами (практическое направление работы
кружка «Юный эколог») ¾ посадкой деревьев и кустарников, охраной
уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников,
подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших
школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих
мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые
способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной
работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Предлагаемая программа
проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе работы кружка
нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.
1
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого
возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская
работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на
уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе
процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений,
умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически
грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто
дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений,
животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы
частному решению проблемы, считает может помочь исследовательская работа
младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов
с удовольствием и большим
доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми
исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов
исследований в самой
проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья
играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако
большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает,
что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В
то же время дерево ¾ прекрасный объект для фенологических наблюдений.
На примере дерева могут быть
рассмотрены взаимосвязи
средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую
обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ¾ довольно
крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить
дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап ¾ подготовительный. На
этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, дискуссии,
экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево,
которое ему нравится. Одно из условий ¾ дерево должно находиться в
доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных
наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от
проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники
выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во
дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное
дерево нашей страны ¾ береза. Однако для сравнения результатов важно
проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов
наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива.
Важной задачей работы в рамках проекта ¾ воспитание эмоционального
отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ¾
друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что
все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая
¾ обычные, «человеческие» имена ¾ Саша, Аннушка, Аленушка и
т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие
же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое
отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен ¾ это придуманные
слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени
«Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто
среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности,
но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка
(береза) Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о
своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными
именами, а не ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое
личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого
необходимо познакомить
Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать
историю его появления.
Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в
которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких
записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в
разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом»,
«Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян»,
«Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою
очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из
заданий ¾ «Изучение ствола, коры».
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней
трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих
трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как
изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева
«средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что
исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в
разное время года.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет
кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных
погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и
грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими
огурцами».
4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их
внимательно и постарайся нарисовать в тетради.
6. Есть ли на стволе грибы?
7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора,
царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
Помимо чисто
работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения
к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева,
нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания