Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.
Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59
пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов
было меньше? (Ответы детей)
Рассмотрите схему.
- От чего загрязняется воздух?
- Что надо сделать
для охраны воздуха от
- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от
загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
Первый корреспондент.
- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание
комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого
поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают
воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе
оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно
быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
- Вот видите, ребята,
мы правильно сделали,
микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля –
наш человечек будет улыбаться!
- Теперь следующая
страничка нашей газеты –
такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего
корреспондента.
Второй корреспондент.
- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех
есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке
девушка поет такие слова.
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является
загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики,
самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А
очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.
Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.
Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над
ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить
слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле
(показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки –
резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая
музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой
комфорт? (Ответы детей)
- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем
стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Конечно это вода.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще
где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака –
это вода.
- Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?
1) Вечером на землю слетает,
ночью на земле пребывает,
утром опять улетает.
2) Над рекою, над долиной повисла
белая холстина.
3) Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе.
4) Меня ждут, не дождутся, а как
завидят – разбегутся.
5) На дворе переполох, с неба
сыплется горох.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая.
А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про
какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной
воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
(Ответы детей)
- Во-первых, экономно
расходовать, не оставлять
вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна –
загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор,
моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А
какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку
Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод,
животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш
человечек улыбнулся?
- Что надо сделать? (Ответы детей)
- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в
них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все грязные пятна!
(Убирает)
учитель.
- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она
зеленая? (Ответы детей)
- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они
дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.
- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них
растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и
круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое
правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми
цветами было много кругом? (Ответы детей)
Появляется плакат.
- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)
- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.
Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги,
под ними яркие рисунки растений)
- Посмотрите, эти
рисунки украшают нашу
растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные,
которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные
квадраты? (Ответы детей)
- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не
кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не
обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это
правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает
квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или
ястреба и лягушки или жабы)
Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-
за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в
природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Н.А. Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей
планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в
Красную книгу нашей страны.
- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в
Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.
Учитель.
- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и
животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы
будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.
- Что такое природа? (Ответы детей)
- Что природа дает человеку?
- Что могут
сделать дети для охраны
- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей
газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней
улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека –
это тоже богатство природы и его надо беречь.
Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».
Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные
сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой
мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему
живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки съедобных
и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука,
разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки, рисунок Красной
книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Литература:
1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С.
56-58.
2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.
3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная промышленность,
1987. 48 с.
4. Филатова Л.М. По страницам
Красной книги //Начальная
– С. 49-52
Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным
тропинкам».
1. Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не
все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие
растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет
ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов
сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол
березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает
одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А
береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево
Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить.
Болельщики в это время
лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие.
Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай