Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.
Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59
и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля
предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае
возможности непредсказуемых последствий.
Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее
различными сторонами и
образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание
закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская — дает
возможность осмыслить назначение человека. Политическая — обеспечивает
должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами.
Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия.
Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая — создает возможность
для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной
деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной
целесообразности.
Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями конца xx
столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них
Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика,
экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет в
изучении становления и
осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и мотивации
на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Возможно, она станет
основой для экологически ориентированной педагогики как особой научной
дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих принципу
природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть
разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению
кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия
(кислородное голодание,
жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Педагоги говорят о
необходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения
ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания,
предложить специальные
деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование
психики и организма в целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что
экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным,
глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная
направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и
состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и
людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону
добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.
Необходимо развить
отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.
Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее
практического отношения к действительности, которое формируется на основе
совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной
психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,
ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы
самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с
воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и
хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо-
и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества
и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного
общения. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно
складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей
средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на
бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от
внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми,
животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже
взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать
экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким
образом, экологическая культура в современных условиях является одним из
ведущих компонентов личности. Она
может рассматриваться как
системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной
интеллигентности и
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших
школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и
неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае,
многопланового значения природы, потребность общения с родной природой,
бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного
края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-
краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство,
население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения
взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать
следующим образом: природа — типичные и редкие виды организмов, типичные
природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные
ресурсы края; хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие
природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие
сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства; население —
особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей
природной среде учащихся школы; искусство — произведения профессионального
искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных
материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с
природными сюжетами; история — происхождение обычаев и традиций отношения к
природе; происхождение названий населенных пунктов и других географических
объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть
значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою
очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы,
обеспечит комплексный подход в деле.
Т.А. Бабакова1 считает, что школьное
краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и
краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении
эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только
в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды
формируется бережное отношение, а
затем и ответственное
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных
видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в их совокупности.
Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением
и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде
информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы,
выполнение заданий учителя на применение знаний. Ценностно-ориентационная
деятельность направлена на осознание
учениками многостороннего
природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и
улучшения природной среды. При этом природные объекты оцениваются с точки
зрения для природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом
значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.
По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает активность
самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении
сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов
практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая деятельность
заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и
произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного,
декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного творчества), а также в
создании художественных образов, связанных с природными объектами и
отношением людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества
учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе
родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических
сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания;
изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно
использовать произведения искусства местных авторов, однако можно применять и
работы других мастеров, если в них отражены изучаемые объекты природы.
Трудовая природоохранная
окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на
кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно
благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят:
озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка
территории школы, перекопка газонов,
посев семян цветочных и
кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив,
прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-
краеведческой работы соответствует
деятельностно-личностному
образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении
отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная
деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение
учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с
учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи
позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу
с учащимися.
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников.
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация
идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с
природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем
современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда
биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей
Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание
экологического образования
школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая
выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности
учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить
из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна,
область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся,
особенностями их умственного развития и интересов.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической
культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками
экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных
жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат
не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на
будущее, изменять цели своей деятельности,
принимать решение в
убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные
способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия
экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со
сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить
тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими
растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;
как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной
работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения,
которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс
становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту,
кратковременному и