Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:05, дипломная работа
Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования
экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».
Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками
по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует:
-формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов;
-повышению уровня знаний младших школьников;
-углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.
Нами определены следующие задачи исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Проведение педагогического эксперимента.
3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников.
4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы
кружка.
Введение.......................................................................3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 7
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со
школьниками..................................................................
................. 7
1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.................19
1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. 23
1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников...................................................................
... 26
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками............30
2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших
школьников...................................................................
... 30
2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе
Данковского района Липецкой области. 38
Заключение....................................................................57
Литература....................................................................59
я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится
им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни
на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок
летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий. Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого
животного (по 1 человеку от команды)
Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.
Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на
корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий. Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)
Записать 5 зимующих птиц.
VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”
Каждая команда готовит
Команда “Елочка”
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)
сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает
1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и
выделяет 200 кг кислорода.
Команде “Березка”
1) А знаете ли вы, что первыми
весной появляются бабочки,
пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку,
а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь
1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров
и этим спасает людей?
VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”
1) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2) Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали
редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что
красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966
г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей
страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида
зверей и 65 видов птиц.
5) Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
7) И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
8) Так скорее над звездную синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
Цель: познакомить учащихся с большим
разнообразием комнатных
значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за
комнатными растениями.
Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на
подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.
Литература:
1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы
по домоводству: Уход за
растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю
2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными
растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.
3. Горова Т. Амараллис // Юный натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.
4. Семенов Д. Скромное обаяние колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3. -
С. 36-41.
Ход занятия.
Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и
познакомимся с правилами
- Большинство комнатных
зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения привезены
к нам из теплых стран, где не бывает
зимы - это тропические и
леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель
показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых
помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого
раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые
напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.
Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его
немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это комнатный клен.
- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на
подоконнике).
- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных
и красивых растений - герань.
Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у
нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу
наполовину спрятанную в землю,
а от нее отходят большие
блестящие кожистые листья.
Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух
до четырех крупных цветков.
- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)
Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение
селекционеры путем
разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-
розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.
- Сегодня мы поговорим еще
об одном очень
- бегонии. Это растение было
привезено также из
Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в XVII
веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-Даминго
Михаэля Бегона.
В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. У нас в
классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает учитель).
Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или крупных, ярко
окрашенных цветков.
Подробно поговорим еще об одном
очень известном комнатном
подходит к подоконнику и показывает на кактус)
- Как называется это растение? (Ответы детей)
- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле
произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно
независимо от других растений появилось удивительное количество просто
фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто
совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех
остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю
(показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства
видов появляются бутоны и отростки.
Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти.
Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям
американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах,
прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма стебля, окраска,
цветки этих растений.
- А как же человек должен
заботиться о комнатных
радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень
жаркого лета?
Рассказ учителя сопровождается показом.
- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо
освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше
всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в
подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти
растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и
самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от
солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки,
а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот,
растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.
Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на
деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или
фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее
перегревание.
Как
ухаживать за комнатными
1. Поливайте растение водой
реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте летом
через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из лейки,
сбоку, а не с верху.
2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.
3. Вытирайте пыль с крупных
гладких листьев влажной
маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.
4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите за
чистотой цветочных горшков и подставок.
Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них
можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных
лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.
- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут
- крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение
выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.
- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ картинки).
Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые освежают воздух в
комнатах, очищают его от вредных примесей.
- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни человека?
(Ответы детей).
- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным
цветением удивительно красивых цветков.
Тема. Экологическая тропинка для младших
школьников кружка “Юный эколог”
Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных
людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной
среде.
Оборудование: схема маршрута экологической тропинки, заранее приготовленные
щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов,
мухомора, рисунки луговых цветов.
Литература:
1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А.
Материалы для проведения
водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.
2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А.
Материалы к проведению
лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.
3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.:
Педагогика, 1983. - 232с.
Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших школьников” была
разработана схема маршрута.
Схема представлена ниже.
Первая остановка - Руку дружбы - природе.
Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея парка).
Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое природная
тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.
- Прочитайте текст на щите, а
в последующей беседе
им понятен.
Содержание первого текста таково:
Информационный щит 31.
Ребята! Сейчас вы пройдете по природной тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете
много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о
зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни
и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите! Почувствуйте!