Экологическое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.
Но чтобы растить отзывчивых, добрых, милосердн

Файлы: 1 файл

динара.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

 Введение

« Прежде , чем давать знания, надо научить

 думать, воспринимать и наблюдать » 

В .Сухомлинский

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.

Но чтобы  растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, понимающих природу, умеющих взаимодействовать с ней, педагогу необходимо наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Только тогда можно сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к природе, который станет основой формирования у дошкольников экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания ей, активности в решении некоторых экологических проблем. То есть речь идет о целенаправленном педагогическом воздействии, обеспечивающем психологический комфорт и повышенное внимание к здоровью детей.

Человек и природа… Философы, поэты, художники  всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Разностороннее  развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Дошкольники с огромным интересом смотрят  на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Значительный  вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, М.М. Марковской.

М.В. Лучич  считает: «Убеждение человека формируются  с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед  педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах». [ 5,27 ]

Например, С.Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «экологическое  состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе.  Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».[ 46, 53]

Также Н.А. Рыжова  в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений» говорит: «Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. [ 34,27]

Можно смело утверждать, что в нашей  стране руками педагогов и родителей  созданы уникальные варианты развивающей  среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствующих развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзину: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутики и остатки обоев: «голь на выдумку хитра». И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если  бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожими друг на друга ?»

 Актуальность выбранной мной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором в появлении экологических проблем на планете.

Только  сейчас общество начинает понимать, что  появившиеся проблемы возникли вследствие его же неправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой. Что необходимо направить все силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, тех богатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись. А для того, чтобы грамотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.

Без определённых знаний экологических основ и  законов природы человек не сможет помочь природе, а то и вовсе навредить ещё больше своей  безграмотностью .Именно поэтому так необходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать к ней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибок современного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в норму нынешнее состояние природной среды для наших же детей.

Однако  проблема взаимосвязи работы дошкольного учреждения и семьи в ходе экологического образования дошкольников изучена недостаточно, что и обусловило выбор темы  нашего исследования                   «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в экологическом образовании дошкольников».

 Цель исследования: теоретически и экспериментально подтвердить методику экологического воспитания дошкольников при взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Объект  исследования: экологическое воспитание дошкольников. 
Предмет исследования : экологическое воспитание посредством взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  
Гипотеза: в основу курсовой работы положено предположение о том, что эффективность экологического образования дошкольников достигается при взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения                             Задачи:                      
1.  Проанализировать  психолого-педагогическую, методическую литературу по    теме   исследования                                                                                                                                                                                        
2. Выявить место экологического воспитания дошкольников в системе воспитательной работы детского дошкольного учреждения. 
3. Рассмотреть теоретическое обоснование экологического образования дошкольников при взаимодействии с семьей 
4. Разработать методические рекомендации для дошкольного учреждения по вопросам экологического воспитания дошкольников. 
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы ; изучение, анализ, обобщение массового опыта в дошкольном учреждении по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используется также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности детей; создание специально конструируемых педагогических ситуаций. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является  опытная работа. База экспериментального исследования – дети старшего дошкольного возраста МДОУ ДС ПО ВК № 37 г. Челябинск
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Теоретические  основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в экологическом  образовании дошкольников

1.1 Экологическое образование  дошкольников с  современном образовательном учреждении

Экологическое образование – направление в педагогике, которое отличается от  традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Экология, как наука, появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди обычных людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

 В  наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Очень важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром.

 Причём  это единство не должно быть  не только понято ребёнком, но  и прочувствовано, должно стать  основой гуманного отношения  к природе. Поэтому успех воспитания гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.

Наиболее  благоприятным периодом для решения  задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое и неживое?

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического образования  в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать  существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В последнее время, появилось много авторских программ, включающих методику и технологию экологического воспитания.

Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали  большое значение природе как  средству воспитания детей: Я. А. Коменский  видел в природе источник знаний, средство для развити ума, чувств и воли.[ 23,32]

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей  в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития.

Идеи  ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).[ 47,34]

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться  педагогические исследования, которые  в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными  Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.[27,25]

Информация о работе Экологическое взаимодействие