Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.
Но чтобы растить отзывчивых, добрых, милосердн
Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 – 7 баллов)
Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель. Определить уровень знания времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
– Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
– Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
– С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
– На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 – 15 баллов)
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
Знает характерные признаки каждого времени года.
Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
Комментирует свой рисунок.
Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 – 12 баллов)
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.
В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 – 7 баллов)
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
Не знает характерных признаков разных времен года.
Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.
В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
Не выражает
эстетического отношения к
Контрольное
задание для определения
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними? »
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
– Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
– Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 – 15 баллов)
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
Понимает
взаимосвязь между
Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 – 12 баллов)
Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
В основном
знает, как нужно ухаживать за
домашними животными и
Иногда
не понимает взаимосвязи между
Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 – 7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
Затрудняется
выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики уровня экологической образованности дошкольников
Таблица 1
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний | Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах | Общий уровень | ||||||||
о
мире животных |
о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||
Данил | 8 | С | 7 | Н | 9 | С | 11 | С | 9 | С | 8,8 | С |
кирилл | 10 | С | 8 | С | 11 | С | 13 | В | 9 | С | 10,6 | С |
Вика | 6 | Н | 5 | Н | 8 | С | 10 | С | 7 | Н | 7,2 | Н |
Артем | 12 | С | 13 | В | 13 | В | 12 | С | 12 | С | 12,4 | С |
Артем К. | 8 | С | 7 | Н | 10 | С | 11 | С | 8 | С | 8,8 | С |
Витя К | 9 | С | 8 | С | 13 | В | 13 | В | 9 | С | 10,4 | С |
Ксюша | 10 | С | 8 | С | 11 | С | 12 | С | 8 | С | 9,8 | С |
Рома | 13 | В | 12 | С | 13 | В | 13 | В | 13 | В | 12,8 | В |
Галя | 6 | Н | 7 | Н | 7 | Н | 7 | Н | 6 | Н | 6,6 | Н |
Света | 13 | В | 11 | С | 14 | В | 14 | В | 13 | В | 13,0 | В |
В среднем по гр. | 9,5 | С | 8,6 | С | 10,9 | С | 11,6 | С | 9,4 | С | 10,0 | С |
Уровни | Уровень сформированности экологических знаний | Отношение к миру природы |
Общий уровень по группе | |||||||||
о
мире животных |
о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Эксперимент. гр. | Эксперимент. гр. | Эксперимент. гр. | Эксперимент. гр. | Эксперимент. гр. | Эксперимент. гр. | |||||||
Высокий уровень | 20 | 10 | 40 | 40 | 20 | 20 | ||||||
Средний уровень | 60 | 50 | 50 | 50 | 60 | 60 | ||||||
Низкий уровень | 20 | 40 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:
– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 2 дошкольника– 20 %;
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника – 40 %;
– уровень ниже среднего показали 4 дошкольника– 40 %;
– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 20 % )
2.2. Работа по взаимодействию с семьей с целью повышения экологической образованности детей старшего дошкольного возраста
Для формирования основ экологического образования у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание , методы и формы работы , а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами.
Таким образом , взаимодействие представляет собой способ организации целенаправленной , совместной деятельности « на равных» по экологическому образованию дошкольников.
В МДОУ ДС № 37 была разработана система взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В ходе эксперимента разработали новые формы работы в группе, которые способствовали формированию мотива взаимодействия у родителей. Были выявлены эффективные формы работы с родителями . можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес. Так , в группе разработали наглядную агитацию- листовку, в которой описывались правила поведения в природе .Внимание родителей привлекало наглядное пособие « Ромашка» - идеи и рекомендации для родителей. Изготовили кармашки в лепестках в которые родители раскладывали информацию ( игры на природе, интересные факты для домашней беседы с детьми). Еще одна форма работа – экологические газеты на темы : « Здоровый образ жизни», « Интересное рядом». Выполненные домашние задания в виде рисунков , поделок, заметок выявляли заинтересованность и родителей и детей. Проявился интерес родителей к информации , расположенной в родительских уголках. Эта информация позволила привлечь внимание и вызвать родителей на общение. Для привлечения родителей был организован в старшей группе кружок « Творцы чудес», в нем дети совместно с родителями делали поделки из природного и бросового материала. Эффективность этого кружка была выражена не в числе участников , а в продуктах совместной деятельности. И еще одна форма по взаимодействию с семьей была экологическая игра « Счастливый случай», В ходе этой игры родители применяли и пополняли свои знания, а также видели возможности и знания своих детей. Результатом разработанных форм взаимодействия ДОУ и семьи стало проведение родительского собрания на тему « Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада. Целью стало – проанализировать совместную деятельность ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников.
Разработанные
формы взаимодействия с семьей способствуют
воспитанию у детей осознанного и бережного
отношения к природе, людям, окружающему
миру , что составляет основу экологической
образованности.