Экологическое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.
Но чтобы растить отзывчивых, добрых, милосердн

Файлы: 1 файл

динара.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Именно  на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического  мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей

2.1 Сущность, цели  и  задачи экспериментальной  работы

В первой главе нашего исследования были рассмотрены  теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в экологическом образовании дошкольников как психолого –педагогическая проблема.

Для подтверждения  выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальную  работу . Задачами  экспериментальной  работы были выделены следующие :

1)  определить  критерии уровня экологической   образованности  старших дошкольников;

2 ) провести  диагностику уровня экологической  образованности  детей 

3) на основе полученных результатов разработать методические рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей  с целью повышения экологической образованности детей

Наше  исследование проводилось в Муниципальном  дошкольном образовательном учреждении  присмотра и оздоровления второй категории детский сад № 37 г. Челябинска , в старшей группе .

Экологическое  образование  детей  дошкольного  возраста предполагает:

– во-первых, формирование осознанно-правильного  отношения к природным явлениям и объектам;

– во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два  направления неразрывны: чтобы научить  детей правильно относится к  миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда  следует, что диагностику экологической  воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии  сформированности экологических знаний:

1) знания  о мире животных;

2) знания  о растительном мире;

3) знания  о неживой природе;

4) знания  о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных  и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если  на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще  раз подумать и разместить их в  соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с  заданием, педагог предлагает ему  выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три  изображения насекомых и затем  ответить на следующие вопросы в  соответствии с выбранными картинками.

– Как  называется животное (птица, насекомое)?

– Что  ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка  результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов) 

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. 

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого  труда, связно и последовательно  отвечает на поставленные вопросы.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

В основном соотносит представителей фауны  со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий  уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок часто  допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны  со средой обитания.

Затрудняется  назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет  интереса и не выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная  семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция  к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие  условия необходимы для жизни, роста  и развития комнатных растений?

– Как  правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для  чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала  деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды  и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы  сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка  результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Без труда  выделяет группы предлагаемых растений.

Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать  свой выбор.

Без помощи взрослого называет условия, необходимые  для жизни, роста и развития комнатных растений.

Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

Практические  умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий  уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать  свой выбор.

Затрудняется  рассказывать, как правильно ухаживать  за комнатными растениями.

Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

В процессе практической деятельности постоянно  обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

– Какие  свойства песка ты знаешь?

– Где  и для чего человек использует песок?

– Какие  свойства камней ты знаешь?

– Где  и для чего человек использует камни?

– Какие  свойства воды ты знаешь?

– Где  и для чего человек использует воду?

Оценка  результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Самостоятельно  рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

При ответах  на поставленные вопросы проявляет  творчество и фантазию.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Информация о работе Экологическое взаимодействие