Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.
Но чтобы растить отзывчивых, добрых, милосердн
Принципами
взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный
стиль общения педагогов
с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Готовимся серьезно.
5. Динамичность.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.
Необходимость
индивидуального подхода
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем . Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:
Как уже было сказано, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно),сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе. Например.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, незатушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. . Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
В итоге вместе с родителями надо сделать вывод: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать
можно с прослушивания
Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через
ширмы можно знакомить детей
и родителей с народными
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (приложения 2, 3), можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
А консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений»можно начать с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например.
После ухода детей воспитатель:
Рассмотрим
некоторые направления
работы с родителями
1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:
— данные об экологической
ситуации в их городе, микрорайоне
детского сада;
— информация о зависимости состояния
здоровья ребенка от качества окружающей
среды;
— правила поведения в экстремальных
условиях (неблагоприятные экологические
ситуации, катастрофы);
— выращивание экологически безопасного
урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— развитие ребенка как личности в процессе
экологического образования.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада. Так, родители проявляют большой интерес к данным «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.
2. Совместная деятельность с детьми:
— Во время
совместных походов, экскурсий сама
обстановка заставляет родителей интересоваться
различными вопросами естествознания
и экологии, тем более что дети
постоянно задают вопросы;
— участие в экологических праздниках
и в подготовке к ним;
— совместный уход за растениями: активное
привлечение детей к уходу за огородом;
— сбор коллекций природных материалов,
марок, открыток, календарей, значков для
экологической комнаты, экспонатов для
музея природы. Для ребенка очень важно,
чтобы папа и мама поддержали его интересы;
— выставки совместных рисунков, макетов,
поделок из бросового материала, фотографий;
— помощь в оборудовании уголка природы,
лаборатории, библиотеки;
— природоохранные акции (уборка территории
детского сада, парка, дома, посадка деревьев,
оформление кормушек).
Такие
формы работы дают возможность продемонстрировать
родителям, какие знания о природе есть
у детей, показать, что эти знания необходимы
для формирования основ экологической
образованности.
Выводы по 1 главе
Экологическое
образование дошкольников можно
рассматривать как процесс