Экологическое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. И надеемся, что наши воспитанники никогда не нарушат природной гармонии.
Но чтобы растить отзывчивых, добрых, милосердн

Файлы: 1 файл

динара.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Выводы  по 2 главе

Экологическое образование дошкольников можно  рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на  формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

 Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения

Работа  с родителями должна быть постепенным  и непрерывным процессом, а экологическая  информация, которую воспитатели  предлагают родителям, лично значимой для них. Оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься быстрее, чем стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах, так как такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие

На что  следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как  именно через  деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях. 
 

Заключение

Работа  с родителями по экологическому образованию дошкольников – одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. К традиционным формам относятся родительские собрания с определенной темой, подбираются рекомендации, которые располагаются на стендах и помогают им ориентироваться в вопросах экологического воспитания ребенка. Проводятся беседы, консультации, расширяющие знания родителей о природе и, в частности, о природе родного края. Можно провести "круглый стол", на котором обсудить обновление участка детского сада в связи с появлением новых интересных растений или обновление объектов экологической тропинки (изготовить барометр из еловой ветки, оригинальные кормушки для птиц или, если позволяют условия, сконструировать солнечные часы). Можно провести КВН по экологической тематике, хорошо знакомой детям, и удивить родителей знаниями детей. 
В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать разнообразные направления деятельности. Заинтересованность и активное участие родительской общественности существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания .
Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.  Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами. Наша работала показала , результаты дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Таким образом, взаимодействие дошкольного  образовательного учреждения с семьей благотворно влияет на формирование экологической образованности дошкольников.

 

Список  литературы

1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. М.,  
2. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.,1999. 3. В.  3. Афимьина В.  Маленькие экологи в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 47-52; .№ 5. - С.54-58.

4. Аксенова П.  В заповедном лесу : экологическое воспитание дошкольников / Аксенова П.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 62

5. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

6. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 34–39.

7. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2–5; № 11. С. 51–54.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.

8. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших

9. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 38–46.

10. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 12–20.

11. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

12. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. асвета, 1972.

13. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 45–49.

14.Жерневская  Т.В. Система сотрудничества с  родителями //2007.№ 3. С.84-

15.Зеленкова О. С.  Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

16.. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.

17. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим… // Дошкольное воспитание. 2003. № 7. С. 31–34.

18. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35/

19. Зотов В. В. Лесная мозаика : кн.для воспитателей дет.сада и pодителей / Зотов В. В. ; - М. : Просвещение, 1993. - 237 с.

20. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 3–9/

21. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.

22. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. № 7. С. 10–12.

23. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 70–73.

24. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

25. Королева А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 34–36.

26. Кочергина В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 50–53.

27.Курашова В. А.  Воспитание положительного отношения к природе у младших дошкольников / Курашова В. А.// Детский сад от А.до Я. - 2005. - № 5. - С. 53-57.

28. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 49–53.

29. «Мы» – Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.

30. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

31. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319 с.

32. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

33. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.

34. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 336 с.

36. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 52–64.

37. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.

38. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С. 40–49.

39. Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. № 7. С. 74–77.

40. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 90–96.

41. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.

42. Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 18–20.

43. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. 2002. № 3. С. 38–47.

44. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 7 – С. 21 – 27.

45. Серебрякова Т. А.  Системный подход к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования / Серебрякова, Т. А.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №2. - С. 39 - 42.

46. Федорова Т. Т.  Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р.// Современный детский сад . - 2010. - № 3. - С. 19-22.

47. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // № 7. С. 53–64. 

48. Шинкарева Л. В.  Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.

49.Янакиева Э. К.  Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К.// Современный детский сад . - 2008. - № 8. - С. 49-54 
 

Приложение 

 

 Анкета  для родителей  «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная  группа________________________________

1. Знаете  ли Вы, что такое экология, что  она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете  ли Вы, что дошкольное учреждение  углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует  ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем  это проявляется?

– Ребенок  много рассказывает, просит завести  животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести  его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как  Вы сами относитесь к природе,  любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете  ли Вы проводимую в ДОУ работу  по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем  это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали  в семье уголок природы; приобрели  животных; подкармливаете птиц, выбираетесь  чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите  ли детей с правилами поведения  в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В  чем Вам нужна помощь ДОУ  по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как  оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши  предложения, пожелания. 

 

 

 Анкета  для родителей "Использование  художественной литературы в семье"

«Книга  в семье»

ФИО____________________________________

Возрастная  группа________________________

1. Какие  книги для чтения детям есть  у Вас дома? Перечислите их.

___________________________________________________________________

Информация о работе Экологическое взаимодействие