Экономическое стимулирование педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработать модель экономического стимулирования педагогических кадров.
В соответствии с целью, объектом и предметом была выдвинута гипотеза исследования, состоящая из двух рабочих положении:
- удовлетворённость трудом педагогических кадров будет повышена, если будет создана модель экономического стимулирования, предполагающая опору на базу преференции;
- если для успешной реализации модели в учреждении будут созданы условия для увеличения финансовых ресурсов за счет использования внебюджетных источников финансирования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава I Подходы к организации экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………………7
1.1 Мотивирование персонала как научная проблема…………………...7
1.2 Методы экономического стимулирования педагогических кадров......................................................................................................................26
1.3 Модель экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………….……………………35
Выводы по I главе ……………………………………………………….51
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению эффективности экономического стимулирования педагогических кадров …………………..53
2.1 Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по организации экономического стимулирования педагогических кадров ……53
2.2 Обсуждение полученных результатов и рекомендации по организации экономического стимулирования………………………………..58
Выводы по II главе ……………………………………………………….62
Заключение ……………………………………………………………… 63
Библиографический список ……………………………………………..65

Файлы: 1 файл

диплом Эономическое стимулирование.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

- небрежного отношения  к ведению рабочей документации  – 20%;

- отсутствия результатов  в работе с семьями (наличие  задолженностей по родительской  оплате, отсутствие взаимопонимания, конфликтные ситуации) – до 50%;

- в случае роста  детской заболеваемости детей  – до 50%;

- невыполнения задач  и мероприятий годового плана  – до 30%;

- при нарушении больничного  режима – до 30%.

  Вознаграждение работнику не выплачивается полностью при:

- неоднократном грубейшем  нарушении трудовой дисциплины;

- умышленной порче  и потере государственного имущества; 

- систематического нарушения  этики;

- недобросовестного отношения  к работе[51;63].

     Лишение  материального стимулирования, полное  или частичное, производится за тот период, в котором было допущено упущение в работе. Лишение материального стимулирования оформляется приказом по учреждению с указанием периода и причин, за которые они устанавливаются[8;17].

Практикой выработаны правила  материального поощрения персонала, основанные на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных:

1. Системы материального  стимулирования должны быть просты  и понятны каждомуработнику.

2. Системы должны быть гибкими,  дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы.

3. Размеры поощрения должны быть  экономически и психологически  обоснованы (больше и реже; чаще, но меньше).

4. Поощрение персонала важно  организовать по таким показателям,  которые воспринимаются каждым как правильные.

5. Системы поощрений должны формировать  у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений.

6.Системы поощрений должны способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной работы, но и работы в "деловых связках" с другими сотрудниками.

7. Работники должны  видеть четкую взаимосвязь между  результатами своей работы и деятельностью других. (к чему могут привести ошибки сотрудников и к чему ведут успехи каждого из них) [44;146].

     Таким образом экономические методы предполагают материальное стимулирование сотрудников, включающее в себя основной оклад и льготы (выслуга лет, отпуск в летний период, бесплатное прохождение 2 раза в год медицинских осмотров, предоставление оплачиваемых 2 дней к отпуску и др.). Для эффективного использования методов экономического стимулирования необходимо сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно системы стимулирования, четкая связь между результатом и поощрением, стимулирование дополнительных работ и т.д.

  Однако, методы экономического стимулирования, в силу известных   причин, в системе дошкольного образования очень ограничены. Отсюда следует, что необходимо разработать новую модель экономического стимулирования педагогических кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Модель  экономического стимулирования педагогического персонала

Исходя из теоретического анализа проблемы, мы поставили перед собой цель разработать модель экономического стимулирования педагогических кадров. При разработке модели были учтены нормативно- организационные условия в управленческой практике.

В 2007 году в рамках проекта "Разработка и апробация моделей новой системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, соответствующих задачам увеличения охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, в условиях перехода к финансированию дошкольных образовательных учреждени по нормативному подушевому принципу" по направлению "Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования" задачи IV "Совершенствование экономических механизмов в сфере образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы была проведена разработка и апробация новых систем оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений. В рамках проекта нашли отражение все существующие в настоящее время основные трактовки НСОТ и оценена их приемлемость для внедрения в практику в регионах[72;1].

Разработка новой системы  оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, должна включать два аспекта: повышение уровня заработной платы и совершенствование непосредственно системы оплаты труда. Чтобы достичь второй цели, необходимо значительно увеличить зависимость уровня оплаты труда от качества работы педагогического работника учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В связи с этим на федеральном уровне необходимо пересматривать квалификационные требования по должностям педагогических работников, а также разрабатывать и принимать профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты  представляют собой совокупность нормативов, устанавливающих (помимо требований к  наличию профессионального образования  соответствующего уровня) дополнительные требования к профессиональной подготовке и квалификации, необходимых для занятия должности педагогического работника, удостоверяемых дипломами, свидетельствами, сертификатами, которые предусматриваются в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, определяющие профессиональные требования к качеству и результативности работы сотрудника.

Наличие в каждой профессиональной квалификационной группе нескольких квалификационных уровней позволит молодым специалистам, показывающим высокие результаты работы, после прохождения аттестации и независимо от педагогического стажа получить более высокий квалификационный уровень и соответственно более высокую оплату труда. Это будет способствовать и их закреплению в учреждениях образования.

Значительное повышение  уровня оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих  основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, - это один из самых эффективных способов повысить качество дошкольного образования.

Без установления минимального уровня оплаты труда воспитателей и иных педагогических работников, значительно (в разы) превышающего минимальный размер оплаты труда, говорить о надлежащей стимулирующей роли системы оплаты труда нельзя. Нынешняя ситуация, в которой заработная плата воспитателя оплачивается по 7 - 14 разряду, что составляет 2 171 - 3 949 руб., то есть 94 - 171% от минимального размера оплаты труда, не может быть признана нормальной и не должна воспроизводиться в новых системах оплаты труда [72;5].

Основные цели введения новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, таковы:

- повышение мотивации  работников к качественному труду;

- создание условий  для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников;

- расширение участия  общественности в управлении  образовательным учреждением.

Задачи, решаемые для  достижения соответствующих результатов:

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- обеспечение взаимосвязи  между качеством труда и доходом;

- значительное повышение  заработной платы;

- создание стимулов  к повышению профессионального  уровня работников и внедрению  инновационных технологий в образовательный процесс;

- привлечение и закрепление  в образовательных учреждениях  молодых кадров;

- экономическое стимулирование  воспитательной работы и работы  педагогов с родителями;

- институциализация участия  гражданских институтов в материальном стимулировании педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дополнительным средством  решения данных задач может стать  снижение норм рабочего времени воспитателей с 36 до 30 часов с тем, чтобы высвободившееся время от непосредственной работы с детьми в рамках 36-часовой рабочей недели направлялось на работу с родителями, участие в работе методических объединений, повышение квалификации, самосовершенствование, в том числе путем установления методических дней.

Такое снижение норм требует  внесения изменений в Постановление  Правительства РФ N 191*(1), однако может  быть осуществлено и на уровне региона  посредством установления в коллективных договорах соответствующих норм регламентации рабочего времени воспитателя.

Новая система оплаты труда работников образовательных  учреждений базируется на следующих  основных принципах:

- обязательность соблюдения  норм трудового законодательства  РФ и других законодательных  и нормативных актов в области  трудового права, включая учет продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленной Постановлением Правительства РФ N 191;

- самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений в пределах их компетенции;

- обеспечение минимальных  государственных гарантий по  оплате труда работников образовательных учреждений;

- обеспечение зависимости  величины заработной платы от  квалификации работников, сложности  выполняемых работ, особенностей  содержания и условий труда;

- материальное стимулирование  повышения качества работы;

- стимулирование внедрения  инновационных образовательных технологий;

- обеспечение участия  школьных гражданских институтов  в оценке качества труда педагогов[72;8].

Переход на новые условия  оплаты труда работников образовательных  учреждений будет связан с использованием следующих организационно-экономических механизмов (в отличие от принципов, обязательных для всех моделей новой системы оплаты труда, в различных моделях может быть использован различный набор механизмов):

- увеличение дифференциации  в оплате труда учителей различной  квалификации;

- изменение структуры  заработной платы работников  и принципов формирования базовой  (тарифной) и стимулирующей частей;

- внедрение механизма  связи заработной платы с качеством  и результативностью труда, определение  системы критериев и показателей  для учета качества и результативности труда при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;

- разделение фонда  оплаты труда и зарплаты педагогических  работников учреждений, реализующих  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на базовую и стимулирующую части;

- повышение стимулирующих  функций оплаты труда, рост  объема стимулирующих надбавок  в общем фонде оплаты труда;

- использование системы  поощрения за высокие результаты  и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных надбавок стимулирующего характера, а также премирования за особые достижения в труде;

- регламентация системы  повышающих коэффициентов для  исчисления повышений ставок  и доплат к должностным окладам  работников образования;

- установление связи  между заработной платой педагогических  работников учреждений, реализующих  основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, и количеством  воспитанников;

- учет в оплате труда  всех видов деятельности педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- определение гибкого  механизма связи уровня стимулирующих  надбавок с уровнем оценки  труда педагога со стороны  государства (аттестация педагогических кадров) и со стороны общества (гражданских институтов);

- модернизация системы  аттестации педагогических работников  учреждений, реализующих основную  общеобразовательную программу  дошкольного образования.

С целью формирования гибких социально-экономических подходов и обеспечения реализации стимулирующей функции новой системы оплаты труда фонд оплаты труда ( ФОТ) педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется как состоящий из базовой (ФОТб) и стимулирующей (ФОТст) частей. При этом ФОТб должен составлять не более 75%, а ФОТст - не менее 25% ФОТ. При наличии средств возможно последующее поэтапное изменение соотношения базовой и стимулирующей частей ФОТ до 65% и 35%.

ФОТб предназначен для обеспечения выплаты базовых окладов (тарифных ставок), обеспечивающих материальную компенсацию педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за трудовые усилия, потраченные на качественное выполнение основных профессиональных функций, определенных квалификационными требованиями в рамках нормативов рабочего времени с учетом особенностей содержаний и условий труда.

ФОТст обеспечивает поощрение  педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за эффективные результаты труда и профессиональные достижения, значимые для обеспечения высокого качества работы учреждения и потребителей образовательных услуг в динамично меняющихся условиях модернизации системы образования региона[72;11].

Информация о работе Экономическое стимулирование педагогических кадров