Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада
Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Библиография
Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умения дружно играть с товарищами, еще не означает наличия истинно гуманных товарищеских чувств и отношений. [22]
В.П. Залогина в своем исследовании указывает:
- дети лишь под влиянием воспитания начинают замечать переживания другого ребенка и отзываются на них;
- автор уточнила и обосновала методы и приемы воспитания дружеского детского коллектива в игре;
- обратила внимание на то, что в ролевой игре есть два плана взаимоотношений: во-первых, изображаемые, возникающие в связи с сюжетом, ролью; во-вторых, реальные, имеющие место в период, когда дети затевают игру;
- выдвинула важное положение о значении для дружеского единения детей, общность их интересов и коллективных переживаний в игре.
В работе З.В. Лиштван, посвященной воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективных играх, подчеркивается роль ранее сложившихся в процессе воспитания личностных качеств и влияния на отношения детей в строительных играх уровня овладения деятельностью, в которой сотрудничают.
И. Кононова понимает игровое
взаимодействие как поступки, совместные
действия, а игровые взаимоотношения
как личностную основу взаимодействия.
Автор считает, что освоение способов
взаимодействия со сверстниками помогает
становлению таких
Автор дает характеристику игровым действиям по возрастам: "Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще нередки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре. [13]
К 6-ти годам проявляется,
а к 7-ми крепнет особый интерес
детей к общественно
При изучении особенностей взаимодействий между детьми старшего дошкольного возраста в игровой деятельности И. Кононова, прежде всего, обращает внимание на типы побуждений к игровому взаимодействию, способы его установления и содержания.
Автор выявила три типа побуждений к игровому взаимодействию:
1) интерес к игрушкам и игровым действиям сверстников;
2) симпатии детей друг к другу;
3) интерес к роли.
В начале возникает интерес к игрушке в руках другого ребенка и игровым действиям, осуществляемым с ней, причем для детей этого возраста этот тип побуждений к взаимодействию по прежнему является доминирующим, а в дальнейшем наряду с ним значительную роль начинают играть два других типа - взаимные симпатии и интерес к принятию роли.
Интерес к игрушкам и игровым действиям с ними создает возможность для взаимообмена игровым опытом. Симпатии друг к другу позволяют понять действия сверстников и согласиться с ними, а интерес к роли, принятие ее ребенком изменяет характер взаимодействия между детьми так, требует от них умения вести ролевой диалог с партнером, менять содержание речевого взаимодействия (если партнеров по игре несколько), согласовывать свои действия.
И. Кононова выделяет некоторые различия в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек. Взаимодействия, возникающие между девочками, более устойчивы и длительны. Игровые взаимоотношения между ними окрашены положительными эмоциями.
Сюжеты игр мальчиков сложнее и разнообразнее, чем у девочек. Для мальчиков характерно противоречие между желанием передать имеющиеся у них представления о роли и не владением способами их передачи и согласования своих желаний с желаниями партнеров по игре.
По мнению И. Кононовой основу взаимоотношений составляет умение взаимодействовать, а между тем дети 6-го года жизни осваивая способы взаимодействия, испытывают определенные сложности при установлении контактов, при согласовании собственных действий с действиями партнеров, при вступлении в диалог.
Таким образом, в различных исследованиях прослеживается:
- социальный характер проблем формирования гуманных взаимоотношений;
- раскрывается роль совместной детской деятельности в частности в игре;
- необходимость овладения способами деятельности как условие формирования гуманных чувств и отношений.
Рассмотрев значение игровой деятельности в целом, обратим внимание на влияние сюжетно-ролевой игры на формирование гуманных взаимоотношений.
Анализ значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания гуманных чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное переживание.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы.
Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.
Структура творческой сюжетно-ролевой
игры, согласно Д.Б. Эльконину включает
следующие взаимосвязанные
Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты - роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.
Определяющим фактором является не сама игра, а то или иное содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры.
В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т.е. по известному выражению Л.С. Выготского, игра есть арифметика социальных отношений. В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.
Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей.
Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д.Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля. В нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т.е. контроль.
Среди психологов распространено мнение, что, основное воспитательное значение игры определяется тем, что играют дети сюжетом и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента.
В работах Аркина Е.А., Усовой
А.П., Жуковской Р.И. анализируется
структура сюжетов детской
Через определенный сюжет, содержание
и роль в ходе игры можно формировать
моральные и социальные чувства
дошкольников. Необходимое условие
- это моделирование
Отличие ролевых и реальных
отношений в сюжетно-ролевой
На побуждение гуманных чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Это мнение ряда авторов, изучавших проблему правильного воспитания детей (В.К. Котырло, Л.Н. Прокошенко). Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому, по мнению В.К. Котырло и Л.Н. Прокошенко, правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования, как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть протекание всей игры.
Ребенок должен знать, что
по условиям игры ему положено быть
гуманным, владеть определенным набором
средств для выражения
1) Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.
2) Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.
3) Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры
1.3 Педагогические
условия формирования гуманных
взаимоотношений
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:
1) развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;