Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада
Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Библиография
IV. Наблюдения
сюжетно-ролевых игр и их
Наблюдая за играми, мы попытались
выяснить, какие гуманные отношения
преобладают в сюжетно-ролевых
играх: игры позволяют проследить особенности
взаимоотношений и
Было проведено 4 сюжетно-ролевых игры: "Семья", "Больница", "Строители", "Магазин". Наблюдение за играми проходило в течение 10 дней. Игры проводились во второй половине дня, в специально организованных игровых зонах с разнообразными атрибутами для каждой составляющей игры. В каждой игре участвовало 3-4 ребенка.
При распределении ролей дети, несмотря на то, что многие хотели занять ведущие роли, смогли договориться между собой и уважительно отнеслись к желаниям других. В ходе игры происходило взаимодействие детей: например, дети, играющие в "Семью", посещали "Магазин", "Строители" заходили в гости к играющим в "Семью", посещали "Больницу", где им оказывали медицинскую помощь и т.д.
Стремясь правильно выполнить
взятую на себя роль в игре, дети были
вежливы, доброжелательны. Например, игра
"Магазин", покупатель Сережа Д.: -
"Здравствуйте, мне, пожалуйста, мороженое".
Продавец Оля В.: "Пожалуйста".
Проявляют заботу, внимание, сочувствие.
("Больница", врач Полина К., доброжелательно
разговаривает с пациентом, успокаивает
его). Соблюдают правила
В целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Но нередко их действия и поступки лишены чувственной основы, которая необходима для возникновения и развития различных гуманных взаимоотношений, нередко возникают конфликты из-за неумения детей сопереживать, уступать, быть внимательными к товарищам. Лишь иногда в наблюдаемой игре прослеживались истинные гуманные отношения (игра "Магазин" - Дане Р., не хватало денег, чтобы купить игрушку, тогда Ксения Ш. предложила одолжить ему денег, у нее внимательное отношение, умение понять положение других и поставить себя на их место.).
Вывод:
В играх наблюдались, в
основном, взаимоотношения, обусловленные
правилами игры, лишь иногда эти
взаимоотношения приобретали
Из всего разнообразия гуманных отношений отзывчивость, доброжелательность, заботливость, справедливость, сочувствие, внимательность, мы наблюдали их проявления лишь у 60% детей (Крючкова П., Казанцева Л., Трошина Ю., Хализов М., Рославцев Д., Ильина Н.)
V. Описание экспериментальной игры "Секрет"
Цель: выявление уровня сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) выявить психологическую структуру группы;
2) описать особенности межличностного выбора и его мотивов в данной группе;
3) познакомить воспитателя с результатами экспериментальной игры "Секрет" и определить вместе с ней меры по улучшению межличностных отношений в группе.
Для решения указанных задач нами была использована социометрическая методика, включающая: экспериментальную игру "Секрет", выявление мотивировок выбора, беседу с воспитателем.
Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал трех детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор.
Для проведения игры "Секрет"
приглашала детей по одному в отдельную
комнату и проводила
1) С кем ты хочешь играть и почему?
2) С кем ты хочешь дружить и почему?
3) Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?
Чтобы вызвать интерес у детей к игре - в задание вносился характер таинственности: ответить "по секрету".
Перед началом эксперимента говорила ребенку: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется "Секрет". Я буду задавать тебе вопросы, а ты, "по секрету" будешь мне отвечать. "Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. А с кем из детей еще ты хочешь играть?"
Затем спрашивала: "Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с Мишей? (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой 1-й выбор, затем 2-й и 3-й выборы).
В процессе беседы с ребенком по поводу выборов он обнаруживал четко выраженное предпочтение к кому-либо из сверстников. Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т.к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.
Таких опросов провела три, для того, чтобы выяснить, кого ребенок выбирает для игры, для дежурства и для сугубо личных отношений.
Данные опроса фиксировала в протоколах. См. приложение № 6, протоколы №№ 1,2,3.
Протокол представляет собой социограмму, в которой отмечались 1-й, 2-й и 3-й выборы детей и обоснование выбора. Подсчитывались выборы и взаимовыборы. На основании протоколов были составлены социограммы. См. приложение 7 №№ 1,2,3. А на основе протоколов и социограмм была составлена обобщенная таблица данных по 3-м критериям.
После тщательного изучения собранного материала, приступила к обработке полученных данных.
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Анализируя данные обобщенной таблицы и социограмм, мы выяснили, что в группе есть дети разной авторитетности и популярности.
Маргинальное значение, которое в эксперименте является индексом социометрического статуса ребенка в группе, дает возможность разделить всех детей на 4 статусные группы. Детей, индекс которых равен 0,29 отнесли к 1 группе - особо популярных детей.
Дети, у которых индекс
социометрического статуса
Дети, индекс которых ниже 0,10 образуют 3 группу - малопопулярных детей.
Обнаружили, что по индексу социометрического статуса - 1ребенок имеет очень высокий статус (1 группа) - это Сережа Д., (25 выборов);
1 ребенок (Наташа Ш.) не получила совсем выборов (4 группа);
4 человека - отнесены к 3 группе "малопопулярных" (Поля К., у нее 5 выборов, Рома Н. - 4 выбора и Саша П, с Леной К, - у них по 3 выбора);
6 детей отнесены ко 2 группе "популярных детей" (Юля Т, - у нее 14 выборов, Оля В. и Женя К. - 12 выборов, Женя Д. - 11 выборов, Миша Х. и Настя И. имеют по 9 выборов).
Таким образом, исследуемая группа имеет полную социометрическую структуру. Большинство детей группы по результатам исследования оказались в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группах - 7 детей, в 3и 4 группах - 5 детей).
Следовательно, уровень благополучия в группе высокий. Для того чтобы выяснить уровень взаимности отношений детей, мы вычислили коэффициент взаимности. Он определяется в %, как частное от деления числа взаимных выборов, к общему числу выборов. Уровень взаимности отношений в группе оказался сверхвысоким (83%, т.е. выше 40 %), т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы.
Проведенный нами анализ полученных от детей мотивировок их выборов позволяет сказать о том, что характер мотивировок различен.
Выборы детей обосновывались
теми или другими положительными
качествами сверстников: внешними (из
протокола № 2 Саша П. выбирает Настю
И., так как у нее волосы красивые,
ходит в красивой одежде, нравится
ее прическа); нравственными качествами
(протокол № 2 Рома Н. выбирает Женю К, так
как он всегда помогает ему, а Данил
Р. - хороший друг); дружескими отношениями;
общим положительным отношением
или характеристикой "хороший".
Наибольшее число раз использовались
мотивировки, связанные с дружескими
отношениями и интересной совместной
деятельностью. Это говорит о
том, что для детей этой группы
главным при социометрическом выборе
были дружеские отношения и
Что касается дифференциации
взаимоотношений детей в
Дети, у кого положение
в группе благополучное, имеют широкий
круг общения, они причастны к
самым разнообразным видам
Таким образом, проанализировав вместе с воспитателем группы данные исследования, пришли к следующим выводам и рекомендациям.
Очень много в плане
формирования межличностных отношений
зависит от воспитателя. Надо стараться
создавать в группе положительный
эмоциональный микроклимат. Наблюдая
за детьми, обязательно поощрять застенчивых,
успокаивать вспыльчивых, возбудимых.
Не оставлять детей вне
Внимательно следует отнестись к детям с низким статусом, и в первую очередь к Наташе Ш. - девочке, которая не пользуется популярностью у сверстников. Именно от воспитателя зависит, повысится ли ее социометрический статус. На вопрос, что надо предпринять для повышения статуса Наташи, воспитатель ответила, что, по ее мнению, необходимо выделить ее положительные качества (она добрая, никогда не ссорится с детьми, не жадная, всегда дает детям игрушки, которые приносит из дома, в игре уступает, считается с мнением других). Кроме того, Наташа Ш. хорошо рисует. Она может помочь детям в рисовании. На занятии по рисованию надо больше внимания уделять ее работам. Обязательно обратить внимание родителей на внешний вид девочки, т.к. это влияет на отношение к ней.
Для того чтобы повысить интерес детей друг к другу, необходимо предоставить каждому ребенку возможность проявить себя в коллективе.
Следует создавать такие игровые ситуации, в которых наиболее ярко проявились бы достоинства детей, давать индивидуальные задания, результат которых влиял бы на группу.
Выводы:
1) В результате исследования выяснили, что данная группа соответствует социально-психологической структуре;
2) Исследуемая группа детей имеет полную социометрическую структуру;
3) Уровень благополучия в группе - высокий, т.к. большинство детей в результате исследования оказалось в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группе - 7 детей, в 3 и 4 - 5 детей);
4) Уровень гуманных отношений детей сверхвысокий (83%, т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы);
5) Дети общаются в основном со сверстниками своего пола (мальчики - с мальчиками, девочки - с девочками). Смешанных общений всего 4;
6) Основные мотивировки при социометрическом выборе - дружеские отношения и интересная совместная деятельность.
Проанализировав ответы детей, сделав анализ сюжетно-ролевых игр, основываясь на материал работы Марковой Т.А., мы выделили три уровня сформированности у детей суждений, представлений о гуманных взаимоотношениях и их проявлениях.
I. Уровень. Высокий: дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду. У детей имеются тенденции к совпадению представлений о гуманных взаимоотношениях с реальным поведением. Игры этих детей содержательны, взаимоотношения достаточно высокие.
II. Уровень. Средний: дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, немного импульсивны, уровень моральных представлений, суждений не высок. Проявление отзывчивости, стремление оказать помощь другим детям для них непостоянно.
III. Уровень. Низкий: у детей наблюдается резкое расхождение между словами и поступками, общим поведением. Характерной чертой является равнодушное отношение к переживаниям других. Они не видят, когда другой нуждается в помощи, поддержке. Уровень сформированности представлений о гуманных взаимоотношениях и наличии их в ходе общения детей в сюжетно-ролевых играх мы отразили в таблице № 2 и голограмме № 1.
Таблица № 2
Количество детей |
Уровень сформированности гуманных отношений | ||
I |
П |
Ш | |
10 |
1 |
5 |
4 |
Голограмма № 1
Уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей в процентном соотношении
Выводы: