Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада
Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Библиография
В эксперименте принимали участие воспитатели детского сада-яслей № 47.
Участники эксперимента
№ п/п |
Ф.И. О. воспитателя |
Образование |
Стаж работы |
Группа, где работает | |
1. |
Белоусова Ирина Альбертовна |
Высшее (ОГПИ) |
6 лет |
Ср. группа "Б" | |
2. |
Ветрова Надежда Валентиновн |
Среднее спец. (МПУ) |
12 лет |
Ст. группа "Б" | |
3. |
Лашунина Марина Анатольевна |
Высшее (ОГПИ) |
10 лет |
Ст. группа "А" | |
4. |
Отчикова Галина Георгиевна |
Высшее (ОГПИ) |
10 лет |
Ст. группа "А" | |
5. |
Ставцева Ольга Анатольевна |
Высшее (ОГПИ) |
8 лет |
Ст. группа "Б" | |
6. |
Тимохина Надежда Васильевна |
Среднее спец. (МПУ) |
12 лет |
Ср. группа "Б" | |
Опытно-экспериментальная работа проходила с 9 октября 2000года по 20 декабря 2001года.
Она проводилась в три этапа:
1 этап - констатирующий - с 9 октября 2000года по 30 октября 2001 г.
2 этап - формирующий - с 4 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года
3 этап - контрольный - с 25 ноября 2001 года по 20 декабря 2001 года.
II. Экспериментальная
работа по формированию
Цель: изучить состояние работы по формированию гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
1) выяснить представления детей о гуманных взаимоотношениях;
2) определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;
3) изучить особенности методики формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Методы, используемые на данном этапе:
I. Анализ планов воспитателей.
II. Анкетирование воспитателей.
III. Беседа с детьми.
IV. Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.
V. Экспериментальная игра "Секрет".
Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
I. Изучение и анализ планов воспитателей.
Данное учреждение работает по комплексной региональной программе творческого развития Г.И. Радвил. Анализ программы показал, что интересующий нас раздел отсутствует, но предлагаются следующие задачи: "воспитывать культуру общения, эмоционально-нравственную отзывчивость и доброжелательность" [16]
Изучались планы учебно-воспитательной работы двух старших групп за три месяца (сентябрь-ноябрь 2000года) для того, чтобы выяснить какие средства и методы используют воспитатели для формирования гуманных взаимоотношений, какая роль отводится сюжетно-ролевым играм в этом процессе, проводится ли предварительная работа для каждой игры, на развитие каких взаимоотношений она направлена.
Анализ планов позволил выявить
следующие аспекты работы по использованию
сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые
игры планируются воспитателями
ежедневно, в календарном плане
указываются только названия игры и
необходимые атрибуты. Более подробно
и развернуто работа по использованию
сюжетно-ролевых игр
Воспитатели при планировании
сюжетно-ролевых игр не уделяют
внимания формированию гуманных отношений
в процессе игры. В планах воспитателей
присутствует отдельный раздел, который
называется "Воспитание навыков
культуры поведения, гуманных чувств и
положительных взаимоотношений"
Вывод:
При планировании работы по
формированию гуманных чувств и положительных
взаимоотношений воспитатели
П. Проведение анкетирования и анализ результатов
Вопросы анкет:
1) Как вы понимаете термины "гуманизм", "гуманные отношения?"
2) Какие средства являются наиболее эффективными для формирования у детей гуманных отношений?
3) Какие методы и приемы способствуют формированию гуманных взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевой игре?
Анкетирование воспитателей проводили с целью выявить понимание значимости данной проблемы в дошкольном учреждении.
Анкетирование проводилось анонимно, каждому воспитателю раздали вопросы, а на следующий день они принесли анкеты с ответами. Воспитатели ответили на вопросы развернуто, полно, сразу откликнулись на просьбу.
Ответы воспитателей на первый вопрос показали, что все они полно раскрывают смысл понятий "гуманизм", "гуманные отношения". (Человечность, человеколюбие, отношения, которые основаны на любви к ближнему. Гуманизм - понятие, объединяющее в себе уважение к правам личности и установка на доброжелательное, сочувствующее, сопереживающее отношение к человеку). См. приложение № 2.
Они считают, что проблема
формирования гуманных отношений в
настоящее время очень
По мнению 90% воспитателей формирование у детей гуманных отношений в сюжетно-ролевой игре может осуществляться с помощью следующих методов и приемов: беседы, рассказы, создание специальных игровых ситуаций, требующих от ребенка проявления чувств и перестройки взаимоотношений.
Вывод:
Воспитатели осознают важность проблемы формирования гуманных отношений, имеют четкое представление о понятиях "гуманизм", "гуманные отношения", но еще недостаточно хорошо ориентируются в средствах, методах и приемах формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Ш. Проведение беседы с детьми и анализ ответов
Вопросы для беседы.
1) Как ты понимаешь слово добрый, справедливый?
2) Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?
3) Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?
4) Каким должен быть хороший человек7
Беседа с детьми проводилась в групповой комнате, во второй половине дня. Она проходила в 2 этапа, продолжительностью 2 дня. На 1-м этапе задавались вопросы поискового характера. ("Чем больше вы любите заниматься с друзьями?"). На 2-м этапе проводилась беседа с неоконченными ответами, направленная на развитие логического мышления ребенка. ("Что бы ты сделал, если бы ты играл в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку?". "А если бы тебе тоже нужны были кубики?").
Чтобы заинтересовать детей,
вовлечь их в процесс работы, в
группу был принесен почтовый конверт,
в котором находилось письмо, адресованное
детям детского сада № 47. В нем
говорилось, что: "Детский юмористический
журнал "Ералаш" проводит акцию "Милосердие",
те дети, которые быстрее всех и
правильно ответят на вопросы, выиграют
новые игрушки. Их они смогут подарить
детскому дому или дому малютки, тем
самым они порадуют ребятишек, у
которых нет родителей". Детей
это предложение очень
Анализируя ответы детей
на 1-м этапе можно отметить, что
в целом детские представления
о различных видах отношений
не богаты. В основном дети пользуются
двумя определениями: "добрый"
и "хороший". Говоря о том, каким
должен быть хороший человек, в первую
очередь говорили добрым и наоборот.
Затем называют такое качество, как
умение дружить и играть, быть веселым,
не жадным, никого не обижать (Ветрова
О., Крючкова П., Новиков Р., Трошина
Ю., Хализов М., Шебаева К.). У 50% детей
вызвал затруднение вопрос: "Как
ты понимаешь слово "справедливый"?
Ответы: "не знаю", наиболее часто
встречающиеся. (Ветрова О., Новиков
Р., Крючкова П., Хализов М., Трошина
Ю). Этот факт говорит о том, что
у детей отсутствует разделение
различных качеств и отношений.
Вывод:
У детей все гуманные качества и отношения заключены в одном понятии "хороший", отсутствует разграничение основных гуманных отношений.
Беседа с неоконченными ответами "Как бы ты поступил, если бы…"
Вопросы:
1) Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
2) Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
3) Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
Отвечая на первый вопрос, дети показали большую активность, самостоятельность во взаимоотношениях.80% детей говорили о том, что, если бы они заметили, что кто-то из детей сидит грустный, они бы постарались развеселить его - дать игрушку, книжку, пригласили бы поиграть вместе. (Рославцев Д., Шебаева К., Хализов М., Ильина Н., Дробов С., Новиков Р., Трошина Ю., Крючкова П). 20% детей сформулировало предлагаемое словесное обращение к товарищу, как выражение сочувствия, заботливости: "Почему ты грустный? Тебя кто-то обидел?"
Второй вопрос затруднил детей, они решали его формально: если два ребенка строили каждый свой домик, значит, они и должны были их достроить. И поэтому искали выход по линии поисков недостающего материала, забывая при этом о пути взаимного общения. Только двое детей придумали, что можно поделиться кубиками, построить обоим домики меньшего размера или построить сообща один дом (Трошина Ю., Хализов М.).
Отвечая на третий вопрос, 50% детей не задумываясь, сказали, что они сообщили бы воспитателям, что их товарищ упал (Ветрова О., Дробов С., Новиков Р., Шебаева К., Рославцев Д.)
После дополнительного вопроса "А если воспитательница была бы на другом участке или пошла бы в группу по делу?" и т.д. - дети пытались найти разные пути помощи со стороны взрослых (поискать воспитательницу, позвать другую, позвать медсестру и т.п.), но не догадывались, что прежде всего надо было бы поднять товарища, посадить его на лавочку, сказать утешительное слово. Только 30% детей сказали, что они подняли бы ребенка, посадили бы его, а если не смогли бы, то позвали бы ребят, которые были близко. Затем уже дети планировали обратиться к воспитателю или медсестре. И лишь 20% детей сказали, что они спросили бы у товарища, очень ему больно и тому подобное, осторожно подняли бы его, посадили бы на лавочку, а затем сказали бы воспитателю или медсестре. Ответы детей представлены в приложении № 3.
Вывод:
Представления детей о гуманных взаимоотношениях не богаты, из-за этого они не могут сами найти выход из проблемной ситуации и поэтому обращаются за помощью к взрослым.