Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада

Содержание работы

Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников

1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений

II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап

2.3 Контрольный этап

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 113.26 Кб (Скачать файл)

Игра проводилась в  специально организованном уголке с  необходимыми атрибутами. В игре принимало  участие 6 детей:

Трошина ЮляКазанцева Лена

Ветрова ОляШебаева Ксения

Хализов МишаНовиков Роман

Анализируя отношения  детей в игре, можно сказать, что  они качественно отличаются от тех  отношений, которые были до эксперимента. Дети не только соблюдают правила  нравственного поведения (благодарят за услугу, становятся в очередь), но их отношения строятся на чувственной  основе, они переживают, сочувствуют  беде другого (пропускают без очереди  маму с "больной дочкой"). Внимательно  относятся к состоянию окружающих (Миша Х. увидел, что другому пациенту плохо и позвал на помощь; Юля  Т., пропустила без очереди больную  подругу).

Ярко проявилось заботливое отношение к пациентам у Ветровой Оли, она ласково говорила пациентам  слова утешения, гладила их по голове. Все дети, участвовавшие в игре, выразили желание помочь "заболевшему" Роману, давали советы, как лечить простуду.

Лена К.: "Чтобы горло  не болело, нужно пить молоко с медом…"

Оля В.: "Нужно поставить  горчичники и пить разные травы…"

Ксения Ш.: "Рома, я провожу  тебя домой, а по дороге зайдем в  аптеку и купим лекарства…"

Таким образом, в игре детей  мы наблюдали проявление разнообразных  гуманных отношений: внимательность, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сочувствие, взаимовыручка, желание  помочь другим людям.

Эти отношения являются не единичными проявлениями, они наблюдаются  у большинства играющих детей.

Состояние проблемы сформированности у детей представлений о гуманных взаимоотношениях и их наличии в  ходе общения детей в сюжетно-ролевых  играх, после проведения игры, мы отобразили в таблице № 3. 

 

Таблица № 3

Сформированность  представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых  играх детей. (контрольный этап)

Количество детей

Уровни

I

II

III

10

6

4

_


Голограмма № 2

 

 

Выводы по результатам  контрольного этапа:

1. У детей стали преобладать  такие гуманные взаимоотношения  как: доброта, отзывчивость, сострадание,  взаимовыручка, сопереживание.

2. Повысился уровень сформированности  гуманных отношений (отсутствуют  дети с третьим уровнем)

3. Появилась дифференциация  гуманных отношений, дети стали  подробнее и более развернуто  строить свой ответ. Появились  прямые обращения со словами  сочувствия и утешения к пострадавшему.

Сравнительный анализ результатов

Для того, чтобы выяснить эффективность проведенного нами эксперимента, необходимо сравнить уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей  на констатирующем и контрольном  этапе. 

 

Голограмма № 3

Динамика  развития сформированности гуманных отношений  детей в сюжетно-ролевых

Сопоставление показателей  сформированности гуманных отношений  констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать  следующий вывод:

Проведенная нами экспериментальная  работа в значительной мере позволила  повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых  играх. У детей наблюдаются проявления различных видов гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения  детей основываются на чувственных  переживаниях.

Выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гуманных взаимоотношений старших  дошкольников в игровой деятельности, а в частности в сюжетно-ролевой  игре, позволяет нам сделать следующие  выводы:

1)  Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения". Исходя из понятия гуманность - (человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения - (взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу"), мы определили, что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.

2)  Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные проблемы должны решаться в игровой деятельности.

3)  Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).

4)  Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).

5)  Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:

-  от организации предварительной работы;

-  от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;

-  от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).

6)  Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6

-  расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;

-  формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;

-  осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих

 
Заключение

Старший дошкольный возраст  является благоприятным периодом для  развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует  целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем  дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении  с куклами.

В нашей опытно-экспериментальной  работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей  старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в  совместной игровой деятельности, а  именно в сюжетно-ролевой игре. Для  этого мы определили методы:

·  анализ психолого-педагогической литературы;

·  наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;

·  беседы с детьми;

·  анкетирование воспитателей детского сада;

·  экспериментальная игра "Секрет";

·  педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Результаты констатирующего  этапа нашей работы показали, что  уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного  возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.

Результаты контрольного этапа показывают, что уровень  сформированности гуманных отношений  значительно повысился (отсутствуют  дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.

Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная  работа в значительной мере позволила  повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых  играх. У детей наблюдаются различные  гуманные отношения; появляется дифференцировка  в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Данная работа помогла  подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений  у детей старшего дошкольного  возраста в сюжетно-ролевых играх  будет осуществляться более успешно  при:

1)  организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:

·  беседы с детьми;

·  наблюдения;

·  чтение художественной литературы;

2)  использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

3)  проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.

Материалы нашей опытно-экспериментальной  работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования  работы по формированию гуманных отношений  в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.

Создание данных условий  может способствовать формированию:

·  нравственных качеств;

·  волевых качеств;

·  этических норм и представлений.

Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов  для использования их детьми в  игровой деятельности.

В этом мы и видим перспективы  дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.

 
Библиография

1.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987

2.  Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, № 6.

3.  Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.

4.  Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.

5.  Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.

6.  Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.

7.  Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.

8.  Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.

9.  Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

10.  Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.

11.  Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.

12.  Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

13.  Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12.

14.  Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, № 11.

15.  Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.

16.  Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.

17.  Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7

18.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.

19.  Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.

20.  Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.

21.  Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987.

22.  Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12

23.  Психологический словарь. / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.

24.  Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.

25.  Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.

26.  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.

27.  Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.

28.  Советский энциклопедический словарь. / Под ред.А.М. Прохорова. - М.: "Советская энциклопедия", 1987.

29.  Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

30.  Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: "Радяньска школа", 1985.

31.  Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.

32.  Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. - 1964, № 5

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх