Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:08, курсовая работа
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада
Введение
Теоретическое обоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманных отношений у дошкольников
1.2 Влияние игры на формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений
II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Библиография
Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами. В игре принимало участие 6 детей:
Трошина ЮляКазанцева Лена
Ветрова ОляШебаева Ксения
Хализов МишаНовиков Роман
Анализируя отношения
детей в игре, можно сказать, что
они качественно отличаются от тех
отношений, которые были до эксперимента.
Дети не только соблюдают правила
нравственного поведения (благодарят
за услугу, становятся в очередь), но
их отношения строятся на чувственной
основе, они переживают, сочувствуют
беде другого (пропускают без очереди
маму с "больной дочкой"). Внимательно
относятся к состоянию
Ярко проявилось заботливое
отношение к пациентам у
Лена К.: "Чтобы горло не болело, нужно пить молоко с медом…"
Оля В.: "Нужно поставить горчичники и пить разные травы…"
Ксения Ш.: "Рома, я провожу тебя домой, а по дороге зайдем в аптеку и купим лекарства…"
Таким образом, в игре детей мы наблюдали проявление разнообразных гуманных отношений: внимательность, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сочувствие, взаимовыручка, желание помочь другим людям.
Эти отношения являются не единичными проявлениями, они наблюдаются у большинства играющих детей.
Состояние проблемы сформированности
у детей представлений о
Таблица № 3
Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей. (контрольный этап)
Количество детей |
Уровни | ||
I |
II |
III | |
10 |
6 |
4 |
_ |
Голограмма № 2
Выводы по результатам контрольного этапа:
1. У детей стали преобладать
такие гуманные
2. Повысился уровень
3. Появилась дифференциация
гуманных отношений, дети
Сравнительный анализ результатов
Для того, чтобы выяснить эффективность проведенного нами эксперимента, необходимо сравнить уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей на констатирующем и контрольном этапе.
Голограмма № 3
Динамика развития сформированности гуманных отношений детей в сюжетно-ролевых
Сопоставление показателей сформированности гуманных отношений констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод:
Проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Выводы.
Анализ психолого-
1) Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения". Исходя из понятия гуманность - (человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения - (взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу"), мы определили, что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.
2) Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные проблемы должны решаться в игровой деятельности.
3) Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).
4) Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
5) Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:
- от организации предварительной работы;
- от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;
- от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).
6) Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6
- расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;
- формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;
- осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих
Заключение
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.
В нашей опытно-
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада;
· экспериментальная игра "Секрет";
· педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:
1) организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:
· беседы с детьми;
· наблюдения;
· чтение художественной литературы;
2) использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
3) проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-
Создание данных условий может способствовать формированию:
· нравственных качеств;
· волевых качеств;
· этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
Библиография
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987
2. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, № 6.
3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.
4. Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.
5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.
6. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.
7. Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.
9. Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.
10. Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.
11. Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
12. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.
13. Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12.
14. Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, № 11.
15. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.
16. Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.
17. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7
18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
19. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.
20. Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.
21. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987.
22. Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12
23. Психологический словарь. / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.
24. Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
25. Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.
26. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.
27. Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.
28. Советский энциклопедический словарь. / Под ред.А.М. Прохорова. - М.: "Советская энциклопедия", 1987.
29. Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.
30. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: "Радяньска школа", 1985.
31. Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.
32. Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. - 1964, № 5