Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня культуры общения детей
2.2 Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
В результате исследования мы провели формирующий этап по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью повысить уровень культуры общения дошкольников. Контрольный этап исследования показал эффективность выбранных нами методик работы с детьми по воспитанию культуры общения. Для наглядности мы сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно, результаты контрольной группы заметно превосходят результаты экспериментальной, но тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня культуры общения.
Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая культуру общения детей старшего дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк ответов к методике "Тест Кеттеля"
a |
b |
c |
79. |
Итог |
Среднее значение |
Пояснение | ||||||
Проверка результатов (в баллах)
b1 |
c1 |
b1 |
c1 |
a1 |
c1 |
79. |
b1 | ||||||
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
||||||||
b1,c2 |
b1,c2 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
||||||||
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
||||||||
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
||||||||
a2,b1 |
a2,b1 |
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
||||||||
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
b1,c2 |
a2,b1 |
a2,b1 |
||||||||
b1,c2 |
a2,b1 |
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
||||||||
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
||||||||
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
b1,c2 |
a2,b1 |
||||||||
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
||||||||
a2,b1 |
a2,b1 |
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
b1,c2 |
||||||||
a2,b1 |
b1,c2 |
b1,c2 |
a2,b1 |
b1,c2 |
a2,b1 |
Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень культуры общения детей на констатирующем этапе
№ |
Ф.И. |
Оценка |
Уровень культуры общения |
Инна К. |
2 |
Ниже среднего | |
Лида М. |
5 |
Очень высокий | |
Сергей С. |
4 |
Средний | |
Олег С. |
1 |
Низкий | |
Саша Х. |
4 |
Высокий | |
Саша Ю. |
3 |
Средний | |
Лена В. |
4 |
Высокий | |
Саша Ц. |
5 |
Очень высокий | |
Надя Г. |
2 |
Ниже среднего | |
Аня Г. |
3 |
Средний | |
Лада К. |
4 |
Средний | |
Маша Л. |
3 |
Средний | |
Света Р. |
3 |
Средний | |
Таня С. |
3 |
Средний |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Показатели личностных особенностей в экспериментальной группе
Ф.И. |
B |
C |
E |
G |
H |
J |
K |
L |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 | |
Инна К. |
4 |
8 |
5 |
10 |
7 |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
4 |
4 |
4 | |
Лида М. |
1 |
9 |
9 |
8 |
11 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 | |
Сергей С. |
3 |
10 |
11 |
3 |
10 |
1 |
5 |
7 |
3 |
5 |
4 |
2 |
4 | |
Олег С. |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
7 |
3 |
4 |
2 |
2 |
1 | |
Саша Х. |
1 |
7 |
9 |
9 |
10 |
5 |
6 |
8 |
9 |
7 |
6 |
7 |
7 | |
Саша Ю. |
3 |
9 |
9 |
9 |
8 |
2 |
7 |
4 |
8 |
7 |
4 |
7 |
5 | |
Лена В. |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
8 |
5 |
5 |
4 |
2 |
1 | |
Саша Ц. |
1 |
8 |
10 |
7 |
9 |
2 |
7 |
8 |
8 |
7 |
2 |
6 |
2 | |
Надя Г. |
4 |
6 |
9 |
8 |
7 |
5 |
6 |
6 |
9 |
6 |
5 |
6 |
6 | |
Аня Г. |
3 |
8 |
8 |
8 |
6 |
6 |
5 |
8 |
4 |
7 |
1 |
6 |
6 | |
Лада К. |
4 |
4 |
8 |
8 |
10 |
4 |
8 |
8 |
8 |
4 |
6 |
4 |
7 | |
Маша Л. |
4 |
9 |
5 |
7 |
7 |
8 |
5 |
8 |
10 |
8 |
3 |
2 |
7 | |
Света Р. |
5 |
4 |
8 |
6 |
4 |
6 |
6 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
7 | |
Таня С. |
3 |
4 |
7 |
8 |
6 |
3 |
3 |
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Показатели уровня культуры общения в экспериментальной группе (контрольный этап эксперимента)
№ |
Ф.И.О. |
Оценка |
Уровень культуры общения |
Инна К. |
3 |
Средний | |
Лида М. |
5 |
Очень высокий | |
Сергей С. |
3 |
Средний | |
Олег С. |
3 |
Средний | |
Саша Х. |
5 |
Очень высокий | |
Саша Ю. |
4 |
Высокий | |
Лена В. |
5 |
Очень высокий | |
Саша Ц. |
5 |
Очень высокий | |
Надя Г. |
3 |
Средний | |
Аня Г. |
3 |
Средний | |
Лада К. |
4 |
Высокий | |
Маша Л. |
4 |
Высокий | |
Света Р. |
3 |
Средний | |
Таня С. |
4 |
Высокий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сводная таблица уровней культуры общения в экспериментальной группе, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни культуры общения |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
Кол-во учащихся |
% |
Кол-во учащихся |
% | |
Очень высокий |
2 |
14,3 |
4 |
28,5 |
Высокий |
3 |
21,4 |
4 |
28,5 |
Средний |
6 |
43 |
6 |
43 |
Ниже среднего |
2 |
14,3 |
- |
0 |
Низкий |
1 |
7 |
- |
0 |