Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня культуры общения детей
2.2 Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Раннее коррекционное  вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

В результате исследования мы провели формирующий этап по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста с целью  повысить уровень культуры общения  дошкольников. Контрольный этап исследования показал эффективность выбранных нами методик работы с детьми по воспитанию культуры общения. Для наглядности мы сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно, результаты контрольной группы заметно превосходят результаты экспериментальной, но тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффективность общения, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня культуры общения.

Следовательно, можно  утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая  культуру общения детей старшего дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически  оправданной.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
  2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М.Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
  5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94с.
  6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи [Текст] /Т.Г.Винокур// Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с.
  7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
  8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В.Гербова. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
  9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
  10. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
  11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
  12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
  13. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
  16. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
  17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов – н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.
  18. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
  19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст] / А.И.Максаков– М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
  21. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Просвещение, 1974. – 148с.
  22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими [Текст] /Л.А.Пеньевская// Дошкольное воспитание. - 1963. - № 2. - С. 13-17.
  23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
  24. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
  25. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
  26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
  27. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К.К.Радина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
  28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду[Текст] /О.И.Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 175с.
  29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] /Ф.А.Сохин// Вопросы психологии. – 1989. - №3. – с. 21-24.
  30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника[Текст] /О.С.Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии. - 2001. – 237с.
  32. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А.Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
  33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А.Леонтьев [Текст] / Л.П.Якубинский. - М.: Наука, 1986. С. 17–58.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Бланк ответов к методике "Тест Кеттеля"

a

b

c

79.

Итог

Среднее значение

Пояснение

     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       
     
       

 

Проверка результатов (в баллах)

b1

c1

b1

c1

a1

c1

79.

b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

a2,b1

a2,b1

b1,c2

   

a2,b1

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

a2,b1

   

b1,c2

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

b1,c2

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Уровень культуры общения  детей на констатирующем этапе

Ф.И.

Оценка

Уровень культуры общения

Инна К.

2

Ниже среднего

Лида М.

5

Очень высокий

Сергей С.

4

Средний

Олег С.

1

Низкий

Саша Х.

4

Высокий

Саша Ю.

3

Средний

Лена В.

4

Высокий

Саша Ц.

5

Очень высокий

Надя Г.

2

Ниже среднего

Аня Г.

3

Средний

Лада К.

4

Средний

Маша Л.

3

Средний

Света Р.

3

Средний

Таня С.

3

Средний


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Показатели личностных особенностей в экспериментальной группе

 

Ф.И.

B

C

E

G

H

J

K

L

O

Q1

Q2

Q3

Q4

Инна К.

4

8

5

10

7

3

6

7

8

7

4

4

4

Лида М.

1

9

9

8

11

5

5

4

5

5

1

3

5

Сергей С.

3

10

11

3

10

1

5

7

3

5

4

2

4

Олег С.

4

6

5

3

4

3

6

7

3

4

2

2

1

Саша Х.

1

7

9

9

10

5

6

8

9

7

6

7

7

Саша Ю.

3

9

9

9

8

2

7

4

8

7

4

7

5

Лена В.

3

6

7

8

7

6

7

8

5

5

4

2

1

Саша Ц.

1

8

10

7

9

2

7

8

8

7

2

6

2

Надя Г.

4

6

9

8

7

5

6

6

9

6

5

6

6

Аня Г.

3

8

8

8

6

6

5

8

4

7

1

6

6

Лада К.

4

4

8

8

10

4

8

8

8

4

6

4

7

Маша Л.

4

9

5

7

7

8

5

8

10

8

3

2

7

Света Р.

5

4

8

6

4

6

6

8

9

6

7

5

7

Таня С.

3

4

7

8

6

3

3

3

4

6

4

3

4


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Показатели уровня культуры общения в экспериментальной группе (контрольный этап эксперимента)

Ф.И.О.

Оценка

Уровень культуры общения

Инна К.

3

Средний

Лида М.

5

Очень высокий

Сергей С.

3

Средний

Олег С.

3

Средний

Саша Х.

5

Очень высокий

Саша Ю.

4

Высокий

Лена В.

5

Очень высокий

Саша Ц.

5

Очень высокий

Надя Г.

3

Средний

Аня Г.

3

Средний

Лада К.

4

Высокий

Маша Л.

4

Высокий

Света Р.

3

Средний

Таня С.

4

Высокий


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Сводная таблица уровней  культуры общения в экспериментальной группе, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни культуры общения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во

учащихся

%

Кол-во

учащихся

%

Очень высокий

2

14,3

4

28,5

Высокий

3

21,4

4

28,5

Средний

6

43

6

43

Ниже среднего

2

14,3

-

0

Низкий

1

7

-

0

Информация о работе Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста