Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Объект: развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет: развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза: развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
учитывать уровень речевого развития учащихся;
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития монологической речи учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня……………………………………………..7
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе………………………………………………………………………..7
Формирование связной монологической речи в онтогенезе…………………...11
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня………………………………………. ……………..16
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………………………………………………………………….22
2.1 Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня………………………22
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. ……………………………………………………………………...26
2.3 Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………….34
Заключение……………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………
И та и другая системы представляют собой определенную иерархию, поскольку в рассказе важно не только выделить указанные элементы, но и соединить их в речевое сообщение.
Для разработки специальной методики, ориентированной на коррекцию недостатков речевого развития, весьма важным является утверждение Н.И. Жинкина о том, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно – схемного или предметно – изобразительного кода.[7]
Таким образом, первоначально содержание связного речевого сообщения предстает во внутренней речи в виде системы чувственных образов, которые в дальнейшем оформляются языковыми знаками.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста). Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов. Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.
Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.
Т.А. Ладыженская выделила семь умений, необходимых для развития связной речи, четыре из которых - умение определять объем содержания и границы темы, умение подчинять речевое сообщение основной мысли, умение собирать материал и умение систематизировать собранный материал — подготавливает содержательную сторону высказывания; два других — умение строить сочинения разных видов и умение точно, правильно и, по возможности, ярко выражать свою мысль — направлены на обучение оформлению найденного содержания; последнее умение — это умение осуществлять контроль за собственной речью.[14]
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».
Как продукт речемыслительной деятельности текстовое сообщение выступает в единстве двух планов — внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.
Внутренний план, отражая содержание, заданное интеллектом, представляет собой совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения, и программы каждого отдельно взятого предложения. Нарушение цельности внутреннего плана приводит к разрывам мысли и непониманию такого сообщения партнером по коммуникации.
Внешний план монологического высказывания представляет собой линейную последовательность предложений, организованных по правилам языка в группу. Этот план характеризуется признаком связности, проявляющейся в зависимости коммуникативно слабых предложений от коммуникативно сильных.
Таким образом, можно сказать, что проблема речевого развития у учащихся младших классов освещена достаточно подробно, и позволяет нам узнать механизмы и этапы развития речи.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога переходит к формам монологической речи: повествованию, а затем к описанию и рассуждению [2]. Высшая форма связной речи – письменная речь.
А.П. Лурия также прослеживает онтогенез речевого высказывания у ребенка. Он говорил, что формирование речевого высказывания у ребенка проходит несколько этапов от появления изолированных слов, а затем изолированных самостоятельных фраз, до сложнейшего развернутого высказывания [18]. Таким образом, даже на доязыковой стадии развития речи лепет ребенка служит простейшей формой коммуникации, основанной на интонационных компонентах и понятной лишь признаний практической ситуации.
Связная речь представляет
собой наиболее сложную форму
речевой деятельности. Она носит
характер последовательного
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.[27]
На первом году жизни, в
процессе непосредственного
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.
Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте
большое влияние на развитие связной
речи оказывает активизация словаря,
объем которого увеличивается примерно
до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только
понимает, но и начинает употреблять
в речи прилагательные для обозначения
признака предмета, наречия – для
обозначения временных и
Основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи конкретной. Появление конкретной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а также средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4 – 5 годам. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными [32].
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи для нее характерны непонимание, неопределенно – личные предложения, состоящие часть из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.
С 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова и др.) [4, 29].
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.
Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища.
Появляется умение довольно
последовательно и четко
Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.
К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Л.П. Федоренко, И.А. Зимняя и др.) [30, 11]. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.) [3, 19, 21].
Вопросы формирования связной монологической речи детей школьного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Т.А. Ладыженской [14].
Основы речевого навыка закладываются
в начальной школе: именно здесь
дети впервые сталкиваются с литературным
языком, с письменным вариантом речи,
с необходимостью совершенствовать
речь.
Современная школа ставит своей целью
повышение уровня нравственного воспитания
учащихся, подготовки их к активному участию
в общественной и трудовой деятельности.
Формирование духовно богатой активной
личности помогает и предусматривает
в качестве одной из задач владение языком,
как средством общения в различных сферах
жизнедеятельности. Указанную задачу
нельзя решить без своевременного и адекватного
возрастным особенностям школьников формирования
различных речевых умений, позволяющих
детям осуществить доступную своему возрасту
учебную, общественно-полезную, трудовую
и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями
в формировании личности обладают уроки
развития речи.
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряж конкретных умений:
1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения.
2. Умение подчинить свое сочинение
определенной (основной) мысли.
3.Умение собирать материал для рассказа,
сочинения или другого связного текста.
4.Систематизация материала, расположение
его в нужной последовательности, умение
составлять план предстоящего связного
текста и писать, придерживаясь намеченной
последовательности и составленного плана.
5. Умение использовать средства языка
в соответствии с литературными нормами
и задачами высказывания, т.е. умение правильно
выражать свои мысли.
6. Умение писать сочинение, составлять
устный или письменный текст, т.е. подводить
итог всей подготовительной работы. Умение
начать, не упустить важного, использовать
материал, подготовленный к сочинению,
подобранные слова, все записать с соблюдением
полей, красной строки, каллиграфически
правильно, без грамматических ошибок
. Умение завершить, закончить сочинение.
7. Умение совершенствовать написанное,
редактировать собственный текст также
доступно младшим школьникам и поэтому
включается в список обязательных умений.
Это умение воспитывается на основе самокритического
отношения к своему творчеству. Опыт показывает,
что учащиеся третьего класса при соответствующей
подготовке или в результате специального
обучения делают по 3 – 4 исправления, улучшающих
написанный текст.
Каждое упражнение в составлении связного
текста предполагает использование всех
этих умений в той или иной степени. Но
учить всем умениям сразу в одинаковой
степени невозможно. Поэтому на каждом
уроке, где составляется учащимися какой
– то текст, будь то изложение или сочинение,
рассказ или пересказ, письмо или отзыв
о прочитанной книге, должна быть четко
определена главная учебная задача.
Школьники овладевают умениями, последовательно
продвигаясь от простейших к более сложным,
устанавливая связи между ними. Осознание
связей и зависимости между фактами, событиями,
явлениями развивает мышление школьников.
Успех дела будет обеспечен тогда, когда
каждое упражнение, каждое новое умение,
которым овладеют учащиеся, будет представлять
собой необходимое звено в цепи упражнений,
в их системе. Необходимо предусмотреть
постепенное расширение, обогащение всех
тех умений, о которых было сказано выше.
Таким образом, связная речь у детей младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо. Они могут самостоятельно составлять различные рассказы, вычленять главное, составлять сложные предложения, правильно использовать грамматические конструкции.