Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Объект: развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет: развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза: развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
учитывать уровень речевого развития учащихся;
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития монологической речи учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня……………………………………………..7
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе………………………………………………………………………..7
Формирование связной монологической речи в онтогенезе…………………...11
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня………………………………………. ……………..16
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………………………………………………………………….22
2.1 Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня………………………22
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. ……………………………………………………………………...26
2.3 Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………….34
Заключение……………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………
Рассказ – описание малодоступен
для них. Отмечаются значительные трудности
при описании игрушки или предмета
по плану, данному логопедом. Обычно
дети подменяют рассказ
Творческое рассказывание
детям с ОНР дается с большим
трудом. Дети испытывают серьезные
затруднения в определении
В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно – педагогической работы.
Описательная речь является
одним из базовых компонентов
в составлении связных
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речи.
Критериями развития связной повествовательной речи у детей младшего школьного возраста является: связность, последовательность, логичность. Показатель связности речи – использование звуковых средств связи; показатель последовательности – соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; логичность – соответствие текста теме картинок, правильная композиционная структура, соответствующая законом построения правильного суждения.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи. Развивать необходимые навыки помогает составление рассказов по сериям сюжетных картинок. Задачей ребёнка является осмысление фрагментов события и объединения их в целую историю. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, ребёнок учится логически организовать своё повествование и согласовывать его с изображённым на картинках.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформулированных в трудах О.С. Ушаковой [29]. Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующие его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Полноценное овладение детьми
навыками связной повествовательной
речи возможно только в условиях целенаправленного
обучения. К необходимым условиям
успешного овладения связной
повествовательной речью
Формирование навыков
Работа выстраивается на основных методах и приёмах, сформулированных В.П. Глуховым, О.С. Ушаковой, помогающих реализовать возможность использования серии сюжетных картинок по развитию связной повествовательной речи детей [5, 29].
Формирование связной
повествовательной речи у детей,
имеющих нарушения речевой
Систематическая работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи повествовательной речи позволит сформировать у детей навыки выявления временной и логической последовательности событий, изображенный на картинках серии и умение составлять на этой основе устный рассказ. Это, в свою очередь, создаст условия для успешной адаптации детей в школе.
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. Анализ полученных результатов
Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием (Приложение 1).
На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно – повествовательной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР нами была взята методика Фотековой Т.А., пособие И.Н. Садовниковой.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Бобик нашел друзей». (приложение 2)
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико – грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий рассказ «Горошины» из пособия И.Н. Садовниковой (Приложение 3).
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
2) Критерий лексико – грамматического оформления:
5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ не доступен.
3) Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов самостоятельный
пересказ после первого
2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1 – 2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
В каждом из двух заданий суммировались баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складывались и представлялись в процентном выражении.
Анализ результатов исследования
После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной монологической речи у этих детей:
Таблица 1. Анализ полученных результатов.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Пересказ текста |
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Пересказ текста | |||||
Уровни |
Количество детей |
Количество детей |
Количество детей |
Количество детей | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Высокий |
2 |
50 |
3 |
50 |
8 |
80 |
8 |
80 |
Средний |
5 |
30 |
4 |
30 |
2 |
20 |
2 |
20 |
Низкий |
3 |
20 |
3 |
20 |
- |
- |
- |
- |
Проводимое нами исследование включало в себя два этапа. На I этапе мы проводили диагностику связной речи в экспериментальной группе, в которую вошли дети с ОНР III уровня.
После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями мы получили результаты, которые отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.Состояние связной речи детей в экспериментальной группе.
Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам 2 ребенка находятся на высоком уровне успешности (20% от общего числа детей), на среднем уровне – 5 детей и на низком уровне 3 ребенка, что составляет соответственно 50% и 30%.
При пересказе текста на высоком уровне находятся 3 ребенка. На среднем уровне 4 ребенка (40 %), на низком – 3 ребенка, что соответствует 30%.
Проводя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинно – следственных связей. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания.