Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с О

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект: развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет: развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза: развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
учитывать уровень речевого развития учащихся;
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития монологической речи учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня……………………………………………..7
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе………………………………………………………………………..7
Формирование связной монологической речи в онтогенезе…………………...11
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня………………………………………. ……………..16
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………………………………………………………………….22
2.1 Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня………………………22
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. ……………………………………………………………………...26
2.3 Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………….34
Заключение……………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 736.78 Кб (Скачать файл)

– Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Целью данного задания является выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

– Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. (Осень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.

– Составить рассказ – описание любимой игрушки или той игрушки, какую хочешь получить в день рождения.

К рассказам детей младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

Таким образом, так как  дети с ОНР III уровня испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке, можно выделить основные направления коррекционной работы:

1) Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

2) Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

3) Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

4) Отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать  предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем  определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить  собственное сообщение, которое  должно иметь начало, продолжение  и конец.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них умений вербализации производимых действий и  отдельных видов деятельности в  форме развернутых связных высказываний.

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время необходимость  более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР  связана с их обучением в школе  и дальнейшей успешной социализации.

Важность развития умений и навыков связного рассказывания  обусловлена тем, что этот вид  речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников с ОНР III уровня и при спонтанном развитии не достигает того уровня развития, который достигается благодаря специальному обучению. Большое количество разработок в области формирования связной речи указывает на то, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков  связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на материале теоретической и практической психолого – педагогической литературы.

В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие  о значительных трудностях в составлении  рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР III уровня.

Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР  этого уровня было характерно нарушение  логики, наличие аграмматизмов, использование  формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических  средств.

Гипотеза, выдвинутая нами в  начале нашего исследования подтвердилась  в результате проведенного исследования как теоретически, так и практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М., 1989.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2007.
  3. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Собр. соч. Т. 4. - М., 1982.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  5. Глухов В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.
  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1956.
  7. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.
  8. Жукова Н.С. Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. — Преодоление и речевого развития у дошкольников. — М., 1973).
  9. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
  10. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 1976. — С. 57—64.
  11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М., Воронеж, 2001.
  12. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. — М., 1978.
  13. Корицкая ЕГ. и Шимкович ТА. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития //
  14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. -210с.
  15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.- М., 1968 г.
  16. Леонтьев АА. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969.
  17. Леонтьев АА. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - С. 241-254.
  18. Лурия А.Р. Речь и мышление. — М., 1975.
  19. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
  20. Мастюкова ЕМ. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1971. — Т. 31 (71). — Вып. 10.-С. 1512-1517.
  21. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с нарушениями  речи:  Автореф.  канд.  дис.  М.,   1963.   Н)  i ИСБН
  22. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974. 225 с. ИСБН.
  23. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной, - 2-е изд., доп. — М., 2003.
  24. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа).
  25. Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Под ред. Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф. - М., 1985.)
  26. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 1.).
  27. Сохин Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. канд. дис. М., 1955. 27 с. ИСБН.
  28. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи.— В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1976, с. 4—16. ИСБН.
  29. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.:ВЛАДОС, 2004
  30. Федоренко Л.Л. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // РЯШ. — 1978. — № 3. — С. 47-52.
  31. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  32. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  33. Якубинский Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков. - Т. 1. Пг. - 1923. - С. 96-195

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список детей

№ п\п

ФИО ребенка

Класс

Логопедическое заключение

Экспериментальная группа

1.

Анна Н.

1 А

ОНР III уровня

2.

Сергей Ф.

1 А

ОНР III уровня

3.

Павел Д.

1 Б

ОНР III уровня

4.

Алексей В.

1 Б

ОНР III уровня

5.

Марина С.

1 А

ОНР III уровня

6.

Карим А.

1 В

ОНР III уровня

7.

Никита О.

1 В

ОНР III уровня

8.

Маша Б.

1 В

ОНР III уровня

9.

Александр С.

1 Б

ОНР III уровня

10.

Юлия П.

1 А

ОНР III уровня

Контрольная группа

Игорь М.

1 Б

Речевые

нарушения

отсутствуют

Ваня П.

1 Б

Антон Э.

1 Б

Наташа Н.

1 Б

Анна М.

1 Б

Егор П.

1 Б

Витя И.

1 Б

Лена М.

1 Б

Вова С.

1 Б

Валерия Д.

1 Б


 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Серия сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом 

ружье и выстрелил. Три  горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро  он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

       

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Протокол выполнения детьми задания 1

Экспериментальная группа

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Контрольная группа

Составление рассказа по сюжетным картинкам

 

Критерий смысловой целостности

Критерий лексико – грамматического  оформления

Критерий самостоятельного выполнения

Всего баллов

 

Критерий смысловой целостности

Критерий лексико – грамматического  оформления

Критерий самостоятельного выполнения

Всего баллов

Анна Н.

1

1

1

3

Игорь М.

5

5

5

15

Сергей Ф.

0

0

0

0

Ваня П.

5

5

2,5

12,5

Павел Д.

1

2,5

2,5

6

Антон Э.

2,5

2,5

5

10

Алексей В.

2,5

2,5

5

10

Наташа Н.

5

5

2,5

12,5

Марина С.

2,5

2,5

2,5

7,5

Анна М.

5

5

2,5

12,5

Карим А.

1

1

1

3

Егор П.

5

5

5

15

Никита О.

2,5

2,5

1

6

Витя И.

5

2,5

2,5

10

Маша Б.

2,5

2,5

2,5

7,5

Лена М.

5

5

5

15

Александр С.

5

2,5

5

12,5

Вова С.

5

2,5

5

12,5

Юлия П.

2,5

1

2,5

6

Валерия Д.

5

5

2,5

12,5


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Протокол выполнения детьми задания 2

Экспериментальная группа

Пересказ текста

Контрольная группа

Пересказ текста

 

Критерий смысловой целостности

Критерий лексико – грамматического  оформления

Критерий самостоятельного выполнения

Всего баллов

 

Критерий смысловой целостности

Критерий лексико – грамматического  оформления

Критерий самостоятельного выполнения

Всего баллов

Анна Н.

2,5

1

1

4,5

Игорь М.

2,5

5

5

12,5

Сергей Ф.

0

1

1

2

Ваня П.

5

5

5

15

Павел Д.

2,5

1

1

4,5

Антон Э.

2,5

5

2,5

10

Алексей В.

2,5

2,5

5

10

Наташа Н.

5

5

5

15

Марина С.

2,5

2,5

5

10

Анна М.

5

5

5

15

Карим А.

2,5

2,5

1

6

Егор П.

5

5

5

15

Никита О.

2,5

2,5

2,5

7,5

Витя И.

2,5

2,5

5

10

Маша Б.

2,5

2

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с О