Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Объект: развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет: развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза: развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
учитывать уровень речевого развития учащихся;
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретические основы развития монологической речи учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня……………………………………………..7
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в научной литературе………………………………………………………………………..7
Формирование связной монологической речи в онтогенезе…………………...11
Особенности развития монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня………………………………………. ……………..16
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………………………………………………………………….22
2.1 Описательно – повествовательная монологическая речь и ее особенности развития у учащихся начальной школы с ОНР III уровня………………………22
2.2 Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня. ……………………………………………………………………...26
2.3 Методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня……………….34
Заключение……………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………
– Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Целью данного задания является выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.
– Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. (Осень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.
– Составить рассказ – описание любимой игрушки или той игрушки, какую хочешь получить в день рождения.
К рассказам детей младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
Таким образом, так как дети с ОНР III уровня испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке, можно выделить основные направления коррекционной работы:
1) Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)
2) Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).
3) Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)
4) Отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и конец.
Предложенные приемы способствуют
повышению уровня речевого развития
детей, формированию у них умений
вербализации производимых действий и
отдельных видов деятельности в
форме развернутых связных
Заключение
В настоящее время необходимость более глубокого изучения вопросов речевого развития детей с ОНР связана с их обучением в школе и дальнейшей успешной социализации.
Важность развития умений
и навыков связного рассказывания
обусловлена тем, что этот вид
речевой деятельности вызывает наибольшие
затруднения у младших
Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на материале теоретической и практической психолого – педагогической литературы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР III уровня.
Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
Гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования подтвердилась в результате проведенного исследования как теоретически, так и практически.
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей
№ п\п |
ФИО ребенка |
Класс |
Логопедическое заключение |
Экспериментальная группа | |||
1. |
Анна Н. |
1 А |
ОНР III уровня |
2. |
Сергей Ф. |
1 А |
ОНР III уровня |
3. |
Павел Д. |
1 Б |
ОНР III уровня |
4. |
Алексей В. |
1 Б |
ОНР III уровня |
5. |
Марина С. |
1 А |
ОНР III уровня |
6. |
Карим А. |
1 В |
ОНР III уровня |
7. |
Никита О. |
1 В |
ОНР III уровня |
8. |
Маша Б. |
1 В |
ОНР III уровня |
9. |
Александр С. |
1 Б |
ОНР III уровня |
10. |
Юлия П. |
1 А |
ОНР III уровня |
Контрольная группа | |||
Игорь М. |
1 Б |
Речевые нарушения отсутствуют | |
Ваня П. |
1 Б | ||
Антон Э. |
1 Б | ||
Наташа Н. |
1 Б | ||
Анна М. |
1 Б | ||
Егор П. |
1 Б | ||
Витя И. |
1 Б | ||
Лена М. |
1 Б | ||
Вова С. |
1 Б | ||
Валерия Д. |
1 Б |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Серия сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом
ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол выполнения детьми задания 1
Экспериментальная группа |
Составление рассказа по сюжетным картинкам |
Контрольная группа |
Составление рассказа по сюжетным картинкам | ||||||||
Критерий смысловой целостности |
Критерий лексико – |
Критерий самостоятельного выполнения |
Всего баллов |
Критерий смысловой целостности |
Критерий лексико – |
Критерий самостоятельного выполнения |
Всего баллов | ||||
Анна Н. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Игорь М. |
5 |
5 |
5 |
15 | ||
Сергей Ф. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ваня П. |
5 |
5 |
2,5 |
12,5 | ||
Павел Д. |
1 |
2,5 |
2,5 |
6 |
Антон Э. |
2,5 |
2,5 |
5 |
10 | ||
Алексей В. |
2,5 |
2,5 |
5 |
10 |
Наташа Н. |
5 |
5 |
2,5 |
12,5 | ||
Марина С. |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
7,5 |
Анна М. |
5 |
5 |
2,5 |
12,5 | ||
Карим А. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Егор П. |
5 |
5 |
5 |
15 | ||
Никита О. |
2,5 |
2,5 |
1 |
6 |
Витя И. |
5 |
2,5 |
2,5 |
10 | ||
Маша Б. |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
7,5 |
Лена М. |
5 |
5 |
5 |
15 | ||
Александр С. |
5 |
2,5 |
5 |
12,5 |
Вова С. |
5 |
2,5 |
5 |
12,5 | ||
Юлия П. |
2,5 |
1 |
2,5 |
6 |
Валерия Д. |
5 |
5 |
2,5 |
12,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Протокол выполнения детьми задания 2
Экспериментальная группа |
Пересказ текста |
Контрольная группа |
Пересказ текста | |||||||
Критерий смысловой целостности |
Критерий лексико – |
Критерий самостоятельного выполнения |
Всего баллов |
Критерий смысловой целостности |
Критерий лексико – |
Критерий самостоятельного выполнения |
Всего баллов | |||
Анна Н. |
2,5 |
1 |
1 |
4,5 |
Игорь М. |
2,5 |
5 |
5 |
12,5 | |
Сергей Ф. |
0 |
1 |
1 |
2 |
Ваня П. |
5 |
5 |
5 |
15 | |
Павел Д. |
2,5 |
1 |
1 |
4,5 |
Антон Э. |
2,5 |
5 |
2,5 |
10 | |
Алексей В. |
2,5 |
2,5 |
5 |
10 |
Наташа Н. |
5 |
5 |
5 |
15 | |
Марина С. |
2,5 |
2,5 |
5 |
10 |
Анна М. |
5 |
5 |
5 |
15 | |
Карим А. |
2,5 |
2,5 |
1 |
6 |
Егор П. |
5 |
5 |
5 |
15 | |
Никита О. |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
7,5 |
Витя И. |
2,5 |
2,5 |
5 |
10 | |
Маша Б. |
2,5 |
2 |