Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 100.27 Кб (Скачать файл)

Введение.

Потребность современного общества в неординарной творческой личности высока, все более ценится интеллект  и креативность, которые позволяют  решать сложные задачи, создавать  новые технологии в разных сферах общественной деятельности.

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к восприятию нового. Предложите кому-нибудь назвать известных талантливых  людей прошлого или современников, наверняка вспомнятся такие яркие  личности, как Петр I, Леонардо да Винчи, М.И. Кутузов, И. Ньютон, Г. Галилей, М.В. Ломоносов, М.Л. Ростропович, Ю. Гагарин. Что объединяет талантливые личности? Исследователи, изучавшие биографии  выдающихся людей, пришли к выводу о  том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким  интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами, как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность [24,19].

Развитие детской одаренности  весьма перспективное направление. Ученых разных времен неизменно привлекал  вопрос возникновения гениев, развития талантов. Не утихают научные споры  о том, действительно ли все дети талантливы, почему угасают яркие  способности, которые были присущи  ребенку в детстве, помогают ли специальные  программы развитию детской одаренности.

Педагоги отмечают: если в системе  развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения  в его развитии. В силу разных условий воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает своего результата, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше. Осознание ребенком того, что он овладел определенным умением, решил поставленную задачу, окрыляет малыша и помогает ему достичь новых результатов.

Традиционно целям общественного  прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного  напряжения сил и максимального  использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики.

В связи с этим функционировала  достаточно эффективная система  выявления и обучения одаренных  детей. Современная личностно-ориентированная  тенденция связана с выходом  на первый план ценности личностного  развития и самореализации. Так, высокие  индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед [26,128].

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает  социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия  между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями  к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они  постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Выражение «одарённые дети»  употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные  успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаева, А. И. Савенкова, Ю.Д. Бабаевой, Н.С. Бурменской) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по  одарённым  и талантливым детям, который  координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их главных  проблем совершенствования системы  образования. Бытует мнение, что одаренные  дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны  к оценке их деятельности, поведения  и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше  понимают отношения и связи [14,24].

Семья является традиционно  главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано  с жизнью общества, государства, Поэтому,   важно уловить те моменты, те особенности  воспитания, которые способствуют развитию в семьях поистине творческих людей [14,19].

Все это обусловливает  актуальность исследуемой  проблемы.

Цель работы: рассмотреть проявления одаренности у детей дошкольного возраста и изучить особенности работы дошкольного образовательного учреждения с семьями одаренных детей.

Задачи:

- изучить литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;

-  раскрыть понятия: талант, гениальность, одаренность;

- выявить одаренных детей старшего дошкольного возраста;

- изучить особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей.

Гипотеза: развитие одаренных детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагоги активно участвуют в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучают семьи своих воспитанников, их воспитательные возможности; вовлекают родителей в образовательную работу детского сада.

Методы исследования и методология: Методологической базой исследования стали работы Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаева, А. И. Савенкова, Ю.Д. Бабаевой, Н.С. Бурменской, О.Н. Бакаевой и др. В процессе работы использовались следующие исследовательские методы: педагогический эксперимент в его констатирующей функции, беседа, тестирование, наблюдение.

Базой исследования послужило: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №65 «Колосок» города Старый Оскол Белгородской области. 47 детей старшей и подготовительной групп, 47 семей, 4 дошкольных работника.

Этапы работы: теоретический этап – изучение литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам детской одаренности - январь – май 2011г., экспериментальный этап проходил с сентября по декабрь2011г.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Психолого - педагогические  основы проблемы детской  одаренности.

    1. Детская одарённость как  психолого – педагогическая проблема.

Наблюдения, свидетельствующие  о том, что возможности людей  неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому  выражению Гегеля, не только научные  теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в  науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между  выдающимся творцом (гением) и простым  смертным человеком. Также давно  было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве [7,112].

Естественно, что и самих  исследователей, и общество в целом  издавна волновал вопрос происхождения  и природы этих различий. Но человеческая психика из всех явлений действительности – наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей  было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних - счастливый избранник  богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления  и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию [7,119].

Минуя понятие «божественный  дар» объяснить достижения выдающихся художников, поэтов (а в последствии  ученых и общественных деятелей) в  ту пору возможным не представлялось. Так, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и  знания, а от божественного предопределения и одержимости»[7,212]. Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения.

Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений, и выявленных на их основе закономерностей. Однако разрабатывалось все то, что  автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально–педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики  способностей. В значительной мере поэтому к изучению природы гениальности исследователи вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку  это было необходимо для выяснения  общих проблем творчества.

Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших времен, вплоть до XIX в. (А.Баумгартен, Г.Гегель, И.Кант и другие) в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius – дух). Им обозначали явления, которые в более  поздние времена стали называть значительно скромнее – «субъектом творческой деятельности»[4,102].

Изначально в античной культуре «гений» - фигура мифологическая, соединяющая в себе божество бессмертное  и смертного человека. Именно эти  представления о сочетании божественного  духа с человеком и было основой  представлений о гении в обыденном сознании, вплоть до конца 19 в.

Как трактуется в БЭС, термин «талант» стал использоваться практически  одновременно с термином «гений». Но, в отличие от «гения» «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально словом талант (от греч. talaton) именовалась крупная мера золота [4,253].

Мы можем предположить, что появление термина «талант» в научном обиходе было связано  с представлениями о возможности  измерения степени гениальности, и, на этой основе, ранжирования гениев. Постепенно сформировалось представление  о таланте как о просто высокой  степени развития способностей к  определенному виду деятельности, в  то время как под «гением» стали понимать высший, максимальный уровень их проявления, расположенный, образно говоря, над талантом.

Важной особенностью представлений  о гении, с древнейших времен и  вплоть до XIX в., является то, что и  наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве. Одним из таких примеров может  служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая  связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная  деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного  творчества. Особый интерес представляют дифференцирование и ранжирование Аристотелем видов человеческой деятельности, требующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной [27,116].

Одной из первых попыток  глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху  Возрождения – Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения  могущества Испанской империи с  максимальным использованием на государственной  службе особо одаренных людей. Его  работа была одним из первых в истории  психологии трудов, где рассматривалось  в качестве основной задачи – изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора [27,117].

Х.Уарте ставит в своей  работе четыре вопроса, основных, по его  мнению, в данной проблеме: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке  и не способным к другой; какие  виды дарований имеются в человеческом роде; какие искусства и науки  соответствуют каждому дарованию  в частности; по каким признакам  можно узнать соответствующее дарование.

Эпоху Возрождения сменил период классицизма. В это время  все активнее обсуждался вопрос о  происхождении гениальности. Разногласия  возникали по поводу того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, поэтический и др.) даром божественным или он имеет земное происхождение. Русский философ, поэт В.Тредиаковский  отмечал, что мудрые люди «начало  поэзии сводят с неба», утверждая, что  она влита в человеческий разум  от Бога, «а сие всеконечно есть праведно»[27,119].

Информация о работе Особенности работы ДОУ с семьями одаренных детей старшего дошкольного возраста