Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования: проведение сравнительного анализа.
Задачи исследования:
Изучить эмоциональное развитие в онтогенезе;
Изучить эмоциональное развитие у детей с УО;
Рассмотреть особенности понимания эмоциональных состояний человека;
Провести исследование;
Проанализировать результаты исследования;
Разработать методические рекомендации по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с УО.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы изучения процесса распознавания эмоциональных состояний 6
1.1.Эмоциональное развитие в онтогенезе 6
1.2.Эмоциональное развитие умственно отсталых детей 9
1.3.Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека 12
Глава 2.Особенности распознавания эмоциональных состояний детьми с интеллектуальной недостаточностью 22
2.1.Методики и организация исследования 22
2.2.Результаты экспериментального исследования и их анализ 24
2.3.Коррекционная работа по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
ОГЛАВЛЕНИЕ
Резкие изменения ценностных
ориентации в обществе, психическая
дезадаптация значительной части населения,
снижение нравственных норм негативно
сказались на всем процессе социализации
детей с интеллектуальными
Выпускники специальных (коррекционных) школ могут представлять собой потенциальный наполнитель криминогенной среды, так как преступность напрямую связана с уровнем занятости молодых людей, а их конкурентоспособность в новых условиях - возникновения рынка труда, оказывается очень низкой.
Социальная адаптация этих детей в значительной степени зависит от коррекции их эмоционально-поведенческих расстройств и эффективности системы педагогических мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в развитии личности.
Установлено, что одним
из ведущих факторов, определяющих
выраженность и стойкость эмоционально-
Неадекватные формы поведения, особенно выраженные у учащихся с органическим поражением центральной нервной системы, сочетаются со стойкими нарушениями внимания, памяти, умственной работоспособности. У детей, находящихся в ситуации хронического неуспеха, нередко формируются вторичные формы агрессивного поведения, с помощью которых ребенок пытается утвердить себя в окружающем мире.
Комплексные проблемы, существующие сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей без попечения родителей с недостатками умственного развития, способствуют стойкому проявлению у них социальной неустойчивости и тревожности.
Дети с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.
Особое место в межличностном взаимодействии в аспекте социальной перцепции занимает тема невербальной коммуникации. По определению В.А.Лабунской, невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.
Потенциальные возможности невербального
поведения как
Познание, взаимовлияние и
Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением общающихся субъектов. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения внешней экспрессии общающихся, неправильной интерпретацией информации друг о друге. На первый план в восприятии человека выступают те качества, которые в данный момент являются наиболее значительными и наиболее информативными. Такой способностью обладают невербальные средства общения личности: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.
Актуальность темы исследования:
Умственно отсталые дети испытывают трудности в понимании эмоциональных состояний, что в свою очередь отрицательно отражается на качестве процесса взаимодействия с окружающими людьми и затрудняет их социальную адаптацию.
Под воздействием эмоционального фактора знания быстрее приобретают личностный смысл, что способствует их закреплению и использованию при решении проблемных ситуаций этического порядка. Ребенку, особенно умственно отсталому, мало знать, как надо или не надо поступать в том или ином случае, ему необходимо понимание того, к каким последствиям для окружающих приведет его поступок. А для этого учащиеся должны научиться понимать эмоциональные состояния окружающих людей, уметь прочитать страх, недовольство, благодарность и другие чувства по мимике и внешнему облику человека. Поэтому особенно важным для умственно отсталых детей является развитие у них понимания эмоциональных состояний людей: эмоциональной отзывчивости, сочувствия, чувства уверенности в себе и самоутверждения.
В дефектологии проблема понимания
собственных эмоциональных
Таким образом, теоретическая
неразработанность проблемы в сочетании
с ее практической значимостью определяют
актуальность нашего исследования.
Цель исследования: проведение сравнительного анализа……..
Задачи исследования:
Методы и методики:
анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования;
наблюдение;
тестирование по методике «Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотовой;
методы математической статистики.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: процесс распознавания эмоциональных состояний детьми с интеллектуальной недостаточностью.
База исследования: школа-интернат №7 г.Минска и УО «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Минска.
Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, появление высших чувств - медленный и сложный процесс [7]. Так же, как и в поведенческой адаптации, маленький ребенок не может быть самостоятельным в регуляции своих аффективных отношений с окружающим миром. Поэтому аффективную адаптацию ребенка на ранних этапах развития можно рассматривать лишь внутри единой системы его взаимоотношений с матерью и другими близкими людьми. Взрослый помогает ему регулировать и упорядочивать аффективные взаимодействия со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации поведения, стабилизации аффективных процессов.
Как известно, младенцы с рождения очень чувствительны к физическим воздействиям окружающей среды и с изменением интенсивности воздействия связан целый ряд их приспособительных реакций. В первом полугодии жизни формируются механизмы, обеспечивающие ребенку стабильное взаимодействие с окружающей средой. И если одни сенсорные раздражители с рождения воздействуют на новорожденного по закону силы, т.е. количественно, то другие имеют сигнальное, т.е. качественное значение и в отношении последнего он активен. Мать является носительницей ряда наиболее существенных этологических сигналов (особенно значимы ее голос, прикосновения, её запах, звук шагов), с которыми связано переживание сильных сенсорных ощущений (тепла, сытности, тактильных контактов), дающих ребенку ощущение безопасности и надежности. В результате формируется первый аффективный опыт активных контактов маленького человека с окружающим миром [1].
Правильность чередования фаз эмоционального развития в первые месяцы жизни расценивается некоторыми психологами как результат эмоционального созревания.
В результате эмоционального созревания происходит развитие эмоций, которые зависят от характерных для каждой из них автоматизмов в поведении индивидуума. Эти автоматизмы формируются в результате спонтанного развития нервных структур. В процессе обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений, которые для каждой эмоции соответствуют определенному типу ситуаций.
Эмоции формируются в тесной связи с усложнением потребностей и качеством их удовлетворения. По мере усложнения и появления новых потребностей возникают другие формы эмоционального реагирования [6].
Ко второму месяцу у ребенка
формируется специфическая
Улыбка - способ реагирования, благодаря которому расширяется сфера восприятия ребенком окружающей среды. Это одна из первых форм эмоциональных экспрессии, служащих для коммуникации с внешним миром [3].
Таким образом, начинается отработка способов непосредственного эмоционального общения и из примитивных механизмов аффективного заражения вырастает подражание эмоциональным реакциям взрослых; совершается постепенный переход от имитации эмоциональных состояний к адекватному эмоциональному реагированию.
Если органические потребности являются основой физического развития ребенка, то потребности в контакте, общении образуют фундамент психического развития. Около полугодовалого возраста ребенок начинает дифференцировать и прочно усваивает различные формы контакта с членами ceмьи. Постоянная отработка способов эмоционального реагирования с ориентацией на реакцию взрослого приводит к тому, что младенец к 7-8 месяцам приобретает определенную эмоциональную стабильность в контактах. Это период эмоциональной уравновешенности [20].
К восьми месяцам у него в основном сформирован нервный аппарат для выражения эмоций и вначале диффузные, недифференцированные эмоциональные проявления становятся все более специфичными и разнообразными. Сигнальная функция эмоций, коммуникативная сторона эмоционального выражения расширяют контакты ребенка с окружающей средой, служат основой для взаимодействия с ней.
К концу первого года в поведении ребенка наблюдаются первые попытки преодоления боязливости, страха, которые отражаются в исследовании им ближнего пространства.