Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования: проведение сравнительного анализа.
Задачи исследования:
Изучить эмоциональное развитие в онтогенезе;
Изучить эмоциональное развитие у детей с УО;
Рассмотреть особенности понимания эмоциональных состояний человека;
Провести исследование;
Проанализировать результаты исследования;
Разработать методические рекомендации по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с УО.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы изучения процесса распознавания эмоциональных состояний 6
1.1.Эмоциональное развитие в онтогенезе 6
1.2.Эмоциональное развитие умственно отсталых детей 9
1.3.Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека 12
Глава 2.Особенности распознавания эмоциональных состояний детьми с интеллектуальной недостаточностью 22
2.1.Методики и организация исследования 22
2.2.Результаты экспериментального исследования и их анализ 24
2.3.Коррекционная работа по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
Следует учитывать и то обстоятельство, что внешние проявления эмоций, представляя собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в Позы, выражающие различные эмоции а — недоумения; б — независимого пренебрежения; в — смущения; г — независимости, гордости большей степени зависят от культурных особенностей данного народа. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои эмоции. То же наблюдается и у японцев.
У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции. О. Клайнбер (1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья.
Восприятие эмоционального состояния по речи
Т. В. Корнева и Е. Ф. Бажин (1977) установили, что различия в точности распознавания эмоций по голосу связаны в основном с модальностью эмоций.
Е. Ф. Бажин и др. (1976,
1977) установили, что при вербальном
распознавании голосов
Согласно С. Н. Колымба (1974), набор интонационных средств достаточен для различения отдельных групп эмоциональных состояний, однако вне связи с другими средствами (ситуации общения, мимики, жестами) недостаточен для дифференциации оттенков этих состояний внутри каждой группы.
А. А. Борисова (1989) изучала
успешность опознания эмоционального
состояния человека по интонационному
рисунку речи. Оказалось, что для
слушателей это довольно трудная
задача даже в том случае, когда
интонации подкреплялись содерж
Способность к распознаванию эмоций по речи зависит от особенностей личности. Т. В. Корнева (1978) и В. X. Манеров (1990) выявили, что сензитивные, тревожные, легко ранимые, проницательные, осторожные в контактах с людьми испытуемые лучше распознают эмоции в речи [2].
«Вербальные
эталоны» восприятия
Изучению индивидуальной избирательности в описании признаков экспрессии различных по модальности эмоциональных состояний, а также выявлению типов «вербальных эталонов» экспрессии посвящено исследование В. А. Лабунской (1998).
Полученные ею результаты свидетельствуют, что люди при опознании эмоций ориентируются на ограниченное число экспрессивных единиц, среди которых выделяются наиболее часто употребляемые [18].
Анализ содержания и структуры описаний экспрессии («вербальных эталонов»), проведенный Лабунской, позволил ей сделать следующие выводы:
длина словаря экспрессивных
признаков эмоциональных
каждый индивид обращает внимание на ограниченный набор, фиксируя признаки экспрессии;
чаще всего в эталоны включаются те признаки, которые относятся к мимике;
описания состоят, как
правило, из типичных признаков, следовательно,
эталоны экспресии маловариатив
отношения между элементами экспрессивного поведения, зафиксированного в описаниях, зависят от модальности состояния;
выделенные элементы экспрессивного поведения соответствуют известной классификации: мимика, пантомимика, жесты, интонация, вегетативные изменения [18].
в структуру «вербальных
эталонов» экспрессии входят суждения,
характеризующие общение
Итак, мимика выполняет
основную нагрузку в выражении состояний,
что нашло отражение в вербальн
Невербальное (образное) восприятие эмоций
Е. Ф. Бажин и др. (1981) отмечают, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном, образном уровне, что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест [15].
Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека
Понимание эмоций другого человека определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Так, В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [18].
Таким образом, ученые выделяют такие когнитивные составляющие, как эмоциональный интеллект, эмоциональная память, эмоциональный слух. Все эти когнитивные компоненты эмоциональной сферы осуществляют распознавание своих эмоций и эмоций других людей, что способствует процессу межличностной коммуникации.
Выводы по первой главе:
Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, появление высших чувств - медленный и сложный процесс.
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.
Поскольку эмоциональная сфера ребенка изменяется по мере его развития, то она может служить показателем становления личности, кроме того, гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является важным условием адекватного взаимодействия в процессе общения с окружающими людьми.
Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и качественного своеобразия структуры дефекта (принадлежности к определенному клиническому варианту олигофрении) и, конечно, от социальной среды, в которой он находится.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям.
В процессе взаимодействия с окружающей действительностью субъект стремится к удовлетворению своих мотивов и потребностей, и восприятие служит именно этой цели: приспособление субъекта к изменению окружающей среды. Наиболее оптимальное приспособление субъекта к условиям социальной среды будет зависеть от адекватного восприятия внешних сигналов, в виде вербальных и невербальных знаковых систем. Возможность адекватного восприятия знаковых систем различной модальности зависит от структурных характеристик сигнала, с одной стороны, и от индивидуальных особенностей субъекта восприятия, с другой стороны.
В процессе межличностного общения люди выделяют у друг друга те признаки, которые могут их информировать об эмоциональном состоянии, особенности профессиональной деятельности, личностных особенностях партнера по общению. Данную информацию человек получает в результате восприятия внешних признаков и выразительных движений, составляющих обобщенный сигнальный комплекс. Сигнальный комплекс включает в себя конкретные характеристики мимики лица, вокальной экспрессии, пантомимики и т.д., т.е. внешнюю экспрессию, которая информирует другого человека о психических процессах и эмоциональных состояниях его партнера по общению.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста – учащиеся начальных классов ГОУ «СШ № 13» г. Минска – 15 человек и воспитанники школы-интерната № 7 г. Минска - 15 человек.
Характеристика выборки:
Средний возраст испытуемых к моменту изучения составил: в группе детей с УО – 9 лет 11 месяцев; в группе нормально развивающихся детей - 9 лет 5 месяцев.
Среди 10 школьников с интеллектуальной недостаточностью 5 детей имели диагноз «легкая форма умственной отсталости» и 10 – «умеренная форма».
Цель эксперимента: выявить уровень сформированности компонентов процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний, а также уровень произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрения, зависть); объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений у детей.
Тестирование проводилось индивидуально.
Детям была предложена методика Изотовой Е.И. «Эмоциональная идентификация» [4,22].
Методика состоит из трёх диагностических серий:
Диагностическая серия № 1:
определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрения, зависть).
Инструкция:
Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках.
После каждого предъявления:
- Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми?
- Почему у них такие лица?
- Что они чувствуют?
- Как называется такое чувство (настроение)?
В процессе выполнения задания фиксируется точность (адекватность) идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определенную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.
Диагностическая серия № 2:
выявление сформированности процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний.
Человеческое лицо как объект восприятия представляет собой сложную, высоко дифференцированную форму гештальта. Наличие у изображения лица как пространственной структуры всех известных свойств гештальта (прегнантности, замкнутости, ограниченности, хорошей структурированности, субстанциональности, и т.д.) позволяет распространять на него как объект восприятия закономерности переработки информации, которые сопровождают восприятие и создание любой другой разновидности целостного образа. В то же время, высокая детализированность и связанность лиц с восприятием эмоциональности, предполагает некоторую обособленность их и отличия в специфике перцептивных процессов, связанных с их различением.
Восприятие эмоциональных выражений лица, прежде всего, определяется способностью зрения различать двигательные паттерны лицевой мускулатуры.
Стимульный материал:
пиктограммы (схематичное изображение эмоций различной модальности) (приложение 2).
Диагностическая серия № 3:
выявление объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений у детей.
Стимульный материал:
пиктограммы (6 шт.) с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение;
набор картинок (6 шт.) с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение).
Инструкция: Перед тобой с одной стороны лежат картинки с изображением разных ситуаций, а с другой — карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам.
Пиктограммы и картинки разложить перед ребенком с двух сторон — справа и слева. Ребенок должен соединить их попарно.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов по 1 серии – 10; по второй – 8 баллов; по третьей – 6 баллов.
По 1 серии:
Высокий уровень – 8-10 баллов;
Уровень выше среднего – 6-7 баллов;
Средний уровень – 4-5 баллов;
Уровень ниже среднего – 2-3 балла;
Низкий уровень – 0-1 балл.
По 2 серии:
Высокий уровень – 8 баллов;
Уровень выше среднего – 6-7 баллов;
Средний уровень – 4-5 баллов;
Уровень ниже среднего – 2-3 балла;
Низкий уровень – 0-1 балл.
По 3 серии: