Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель исследования: проведение сравнительного анализа.
Задачи исследования:
Изучить эмоциональное развитие в онтогенезе;
Изучить эмоциональное развитие у детей с УО;
Рассмотреть особенности понимания эмоциональных состояний человека;
Провести исследование;
Проанализировать результаты исследования;
Разработать методические рекомендации по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с УО.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы изучения процесса распознавания эмоциональных состояний 6
1.1.Эмоциональное развитие в онтогенезе 6
1.2.Эмоциональное развитие умственно отсталых детей 9
1.3.Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека 12
Глава 2.Особенности распознавания эмоциональных состояний детьми с интеллектуальной недостаточностью 22
2.1.Методики и организация исследования 22
2.2.Результаты экспериментального исследования и их анализ 24
2.3.Коррекционная работа по обогащению когнитивного компонента эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
Высокий уровень – 6 баллов;
Уровень выше среднего – 5 баллов;
Средний уровень – 4 балла;
Уровень ниже среднего – 3 балла;
Низкий уровень – 0-2 балл.
Эмпирическую базу исследования составили 30 детей – воспитанники школы-интерната № 7 г. Минска (15 человек) и их нормально развивающиеся сверстники - учащиеся начальных классов ГОУ «СШ № 13» г. Минска (15 человек).
Целью экспериментального исследования являлось выявление уровня сформированности компонентов процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний, а также уровень произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрения, зависть); объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений у детей.
Результаты диагностики по методике Изотовой Е.И. «Эмоциональная идентификация» следующие:
1 серия:
Дети с интеллектуальной недостаточностью
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 0 %;
Средний уровень – 20 %;
Ниже среднего – 13,3 %;
Низкий уровень – 66,7%.
Дети с нормальным развитием
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 13,3 %;
Средний уровень – 53,3 %;
Ниже среднего – 33,3 %;
Низкий уровень – 0 %.
2 серия
Дети с интеллектуальной недостаточностью
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 0 %;
Средний уровень – 26,7 %;
Ниже среднего – 6,7 %;
Низкий уровень – 66,7%.
Дети с нормальным развитием
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 13,3 %;
Средний уровень – 46,7 %;
Ниже среднего – 33,3 %;
Низкий уровень – 6,7%.
3 серия
Дети с интеллектуальной недостаточностью
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 0 %;
Средний уровень – 6,7 %;
Ниже среднего – 20 %;
Низкий уровень – 73,3%.
Дети с нормальным развитием
Высокий уровень – 0 %;
Выше среднего – 20 %;
Средний уровень – 40 %;
Ниже среднего – 33.3 %;
Низкий уровень – 6,7%.
Сравнение результатов диагностики
Рис. 1. 1 серия
1 ряд – УО
2 ряд – норма
Шкалы:
1- Высокий уровень;
2 -Выше среднего;
3 - Средний уровень;
4 -Ниже среднего;
5 -Низкий уровень.
Рис. 2. 2 серия
1 ряд – УО; 2 ряд – норма
Шкалы:
1- Высокий уровень; 2 -Выше среднего;
3 - Средний уровень; 4 -Ниже среднего;
5 -Низкий уровень.
Рис. 3. 3 серия
1 ряд – УО; 2 ряд – норма
Шкалы:
1- Высокий уровень; 2 -Выше среднего;
3 - Средний уровень; 4 -Ниже среднего;
5 -Низкий уровень.
Анализируя данные, полученные в исследовании, можно сделать следующие выводы:
следующие выводы по трем сериям:
Дети с нормальным психическим развитием - вся выборка характеризуется средним (46,7 %) и довольно высоким уровнем (15,3 %) дифференциации эмоций других людей, достаточно низкий уровень составил 33,3 %.
Дети с умственной отсталостью - вся выборка характеризуется низким (82,2 %) и средним уровнем (17,8 %) дифференциации эмоций других людей.
Наибольшие трудности дети испытывали в идентификации следующих эмоциональных состояний: печаль, отвращение, стыд/вина, удивление, презрение.
Сначала даже большинство школьников с нормальным развитием не смогли точно определить данные эмоциональные состояния, но при включении в контекст они более точно определяли состояние.
Наибольшую трудность вызвала 3 серия: при выполнении данного задания нужно было включать мыслительные процессы, поэтому результаты умственно отсталых детей очень низкие.
В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, направленный на выявление различий в уровне исследуемого признака.
Результаты следующие:
U |
Z |
p-level |
Z |
p-level | |
УО и норма по 3 серии |
1,000000 |
2,065591 |
0,038868 |
2,147699 |
0,031738 |
Результаты свидетельствуют о значимых количественных различий в объеме эмоционального опыта и эмоциональных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью и их нормально развивающимися сверстниками (U = 1; р < 0,038).
Таким образом, в эмпирической части исследования мы выявили, что уровень сформированности компонентов процесса опознания эмоций восприятия и понимания эмоциональных состояний, а также уровень произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрения, зависть); объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Упражнение «Мое настроение». Возьмите цветные шариковые ручки или карандаши, фломастеры. Нарисуйте что-либо, что можно назвать «Мое настроение». Рисуйте все, что придет в голову, не задумываясь над тем, хорошо это или плохо, красиво или некрасиво, получается или не получается. Выбирайте цвет, какой придется по душе, и проводите линии, которые хочется провести. Рисуйте увлеченно, самозабвенно и эмоционально.
Когда рисунок будет готов, посмотрите, что получилось. Если это радостное и яркое полотно, поместите его на какое-то время на самом видном месте у себя дома. Каждый раз, когда будете смотреть на свое художество, у вас будет улучшаться настроение и подниматься жизненный тонус.
Если же получилось что-то мрачное и безрадостное, порвите свой рисунок и выбросите его в урну. При помощи рисования вы «перенесли» свои эмоции на листок бумаги, точнее, на то, что нарисовали, и, избавляясь от рисунка, вы избавляетесь от дурного настроения.
Упражнение «Лето». Где вы отдыхали этим летом? Остались ли приятные воспоминания об отдыхе? Если такие воспоминания есть, возьмите летние фотографии и положите рядом с собой. В те минуты, когда будете ощущать усталость, раздражение, берите фотографии и оживляйте свои летние воспоминания — до мелочей, до запахов и случайно сказанных слов... Вспомните, как плавали в море, реке или бассейне, как нежились на солнце, медленно и неторопливо ходили, наслаждались покоем и отсутствием спешки, самозабвенно отплясывали на дискотеке. Вспомните все самое приятное, углубитесь в свои воспоминания...
Упражнение «Водопад». После напряженного учебного дня встаньте под душ. Направьте сильную струю воды на себя сверху вниз, закройте глаза и представьте, что вы на берегу горного озера, под струями водопада. В своем движении сверху вниз вода смывает с вашего тела и вашей души все тяжелое, что было в течение дня, — неприятности, чьи-то резкие слова или несправедливые замечания.
Через 20-30 минут выйдите из ванной и не вспоминайте трудности прошедшего дня. Они ушли, исчезли с потоками воды, и теперь вы — новый человек, готовый к завтрашнему дню.
Упражнение «Горная речка». В течение учебного дня, при возникновении неприятностей, если вы не можете быстро успокоиться, зайдите в туалетную комнату и подставьте руки под струю холодной воды. На минуту представьте, что ваши руки погружены в прохладную воду стремительной горной речки. Вода смывает с ваших рук все тяжелые переживания...
Упражнение «Убежище». Вечером сядьте в кресло и закройте глаза. Представьте, что у вас есть свое убежище, о котором никто не знает. Это может быть маленький домик где-то в деревне или высоко в горах, на украинском хуторе или в лесу. Как можно более детально, во всех мелочах представьте внутреннее убранство этого домика. Что стоит слева, когда вы только входите в дом? Что справа?
Что вы делаете в минуты отдыха в этом домике, о котором никто не знает? Валяетесь на диване и смотрите телевизор? Слушаете музыку? Копаетесь в саду? Играете с любимой собакой?
Занятия по развитию эмоциональной сферы
Занятие № 1
Тема: «Знакомство со слугой по имени Вина».
Цели занятия: снятие эмоционально-психологического напряжения и телесного зажима; воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; учить осознанию, что каждая сказочная ситуация есть жизненный урок.
Оборудование: фигурка Вины, веточки цветов, листьев, волшебная палочка, осколки вазы в шкатулке, фигурки дочери Короля, собаки; аксессуары костюмов.
Ход занятия
1. Ритуал входа. Восстановление
сказочной страны. (Дети входят
в сказочную страну с
2. Сказка о Вине. (Все
действия показываются в
- Вот мы опять в
нашей Сказочной стране. Пока
нас здесь не было, здесь произошла
такая история. В королевстве,
в тронном зале было много
гостей, Король пригласил друзей
отдохнуть, потанцевать. Все
3. Обсуждение.
-Почему у девочки испортилось настроение?
- Как ей нужно поступить?
- Релаксация.
- Представим состояние девочки.
(Под музыку дети
опускают плечи, склоняют
-А как бы вы поступили? Что бы вы посоветовали девочке, чтобы она как прежде была радостная и веселая? (Введение чувства Меры.) «Милая, славная девочка», - сказала Мера, - а дальше она что-то долго ей тихо говорила и девочка становилась все веселее и увереннее, сделала поклон, и ни побежали к Королю.
- Что сказала Мера
девочке? Почему она стала
-Действия в песочнице:
Тут все зашумели, повернулись в одну сторону... и увидели, как в зал вбежала дочка Короля, пес вилял хвостом и, ласково повизгивая, шел рядом с Королем. В руках у дочки Короля что-то ярко блеснуло, она взмахнула волшебной палочкой, (что означало, что девочка призналась в своем поступке). Король ласково гладил ее по голове, пес лег к ногам Короля возле осколков вазы. Не было только Вины, она исчезла. А люди говорили о том, что надо уметь признавать свою вину, чтоб был мир и покой.
Звучала музыка и гости продолжали танцевать. Давайте и мы, дети, поиграем в игру.
4. Игра «Бал принцессы». (Дети наряжаются, используя элементы костюмов, аксессуары и танцуют под музыку.)
-Дорогие друзья! Сегодня мы познакомились со слугой Короля по имени Вина. Надо уметь признавать свою вину, тогда будет добро и покой.
-Король часто приглашал в свой дворец гостей на бал, а гости дарили красивые подарки, а та маленькая дочка выросла и стала взрослой.
5. Ритуал выхода из сказки.
Занятие № 2
Тема: Знакомство со слугой по имени Радость.
Цели занятия: настроить детей на общую игру. Закрепить умение различать эмоцию радость и связанное с ней состояние, продолжать воспитывать уверенность в себе, знакомство с чувством меры.
Оборудование: атрибутика ритуалов «входа» и «выхода», аудиозапись, фигурка, символизирующая Меру, цветок (подарок).
Ход занятия
1. Ритуал входа.
2. Восстановление Сказочной страны с дворцом Короля и домом Радости.
3. Проживание- обсуждение.
- В прошлый раз мы
с вами познакомились со