Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
Е.А. Флерина в книге "Эстетическое
воспитание дошкольника" указывает,
что в эстетическом воспитании ребенка
значительным средством является красота
в окружающей жизни (в природе, быту,
общественной жизни). Опрятный и красивый
вид помещения, светлая, спокойная
окраска стен, удобная и красивая
мебель, посуда, игрушки, цветы, картинки,
скульптура, опрятный вид детей и
взрослых - все это не только радует
ребенка, но и воспитывает в нем
культурно - эстетические привычки, развивает
вкус. Она считает глубоким и ярким
средством эстетического
Концепция нашего исследования строится на признании положения о том, что важнейшим средством эстетического воспитания является искусство. Произведения искусства, благодаря художественно - образной форме отражения действительности не только глубоко волнуют человека, вызывают сопереживания, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и выражать в суждениях свои впечатления,помогает формированию эстетического вкуса.
Итак изучение псхолого-педагогической
литературы позволило нам ознакомиться
с сушностью эстетического
1.2 Произведения
живописи как средство
Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.
Изобразительное искусство
носит ярко выраженный творческий характер.
Оно основано на творческой деятельности,
в процессе которой создаются
конкретно-чувственные
Рассмотрим подробнее живопись.
Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.
Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости.
Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.
Выделяется монументально-
Название «станковая живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в мастерской художника.
Живопись как вид
· пейзаж,
· натюрморт,
· портрет,
· сюжетно-тематические картины.
Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.
Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.
В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи.
Пейзаж ярче других жанров живописи выражают различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение.
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.
Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывают определенные переживания – чувства грусти или радости, любви к Родине.
Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем все монументально, написано ярко, звучно.
Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциируется с чувствами человека.
В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства.
Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание .
Портрет – изображение какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Своеобразные отличительные
особенности портретов
Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.
Главное в портрете – лицо, глаза и губы. Лицо раскрывает духовный мир человека. Дополняют представление руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Существенное значение имеет поза и жест. Немалую роль играет костюм и фон портрета. В портретной живописи имеет значение и размер холста, его выбор зависит от позы человека.
Вертикально вытянутый холст подчеркивает величие и мощь, холст
квадратной формы несет более интимный характер.
Особенность портретной живописи – один художник воспроизводит черты конкретного человека, а другой – обобщенный образ современника, его социальную принадлежность, национальность, возраст.
Мир сверстников близок детям по чувствам и мыслям, вызывает у них адекватные ассоциации. Детский портрет позволяет понять и проникнуть в мир чувств взрослого человека, соразмерность его частей, что с трудом ими передается в рисовании и лепке.
Дети любят рисовать портрет по памяти и портрет литературного героя.
Распространенным видом станковой живописи является сюжетная композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический. Определяя специфические особенности жанровой живописи, коснемся лишь одного жанра – бытового, поскольку он доступен пониманию детей дошкольного возраста, близок опыту ребенка.
Жанровая живопись рассказывает
о труде и быте разных людей, об
их успехах и невзгодах. Художник
с помощью выразительных
Жанровая живопись отражает один жизненный момент, но художник воссоздает его так, что мы воспринимаем изображенное действие как длительное событие, ассоциативно воспроизводим предшествующие и последующие картине события. Такое быстрое прочтение содержания жанровой живописи обусловлено композиционным построением картины, где смысловой, композиционный центр сразу привлекает наше внимание.
Жанровой картине художник пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему образы, предметы более обобщенно. Логику восприятия произведения художник указывает либо жестами, движениями изображенных образов, либо цветом и светом.
Цвет в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и интенсивный, привлекает наше внимание. Чем дальше от композиционного центра, тем цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как искорка, в какой-нибудь детали.
Колорит картины всегда соответствует
изображенному моменту реальной
действительности. Он отвечает времени
года, состоянию погоды, освещенности,
настроению и состоянию изображенных
людей. Цвет в жанровой картине по
сравнению с пейзажем выступает
как бы ярким эмоциональным
Целостность произведения достигается художником посредством упорядочения и соразмерности всех элементов произведения между собой и в соотношении с целым, т.е. композиционно. Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы, отделение же их друг от друга приводит к нарушению этой целостности.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним.
Натюрморт – первый жанр
живописи, с которым, как показывают
исследования педагогов и психологов,
нужно знакомить дошкольников, ибо
он не только вызывает эмоциональный
отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации
с их собственным жизненным опытом,
он и привлекает внимание детей к
средствам выразительности
Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.
Детям старшей группы дают
для рассматривания разнообразие натюрмортов;
особенности средств
Основными компонентами содержания произведений искусства является тема и идея. Тема картины раскрывает жизненные явления, чувства, мысли, все то, о чем рассказал художник, что составляет сюжетную ситуацию. Бывают разные темы картин: о природе, быте детей, труде и быте взрослых; антивоенные темы. В идее выражается сущность и оценка действительности с позиций нравственно-этического идеала. Идея в произведении изобразительного искусства понимается как оценочный план содержания, как целостный обобщенный смысл картины. Именно познание идеи произведения подводит каждого из нас к нравственным, этическим и эстетическим выводам.
Неразрывно связанной
и взаимообусловленной с
Форма – это способ существования и выражения содержания. Основные компоненты художественной формы – цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция и пр. или иначе говоря, средства выразительности, язык искусства.
Главным средством выразительности в живописи является цвет. Цвет в живописи используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное. Используя цвет как средство изобразительное, художник передает предметы, объем, материал, пространство, состояние освещенности. Одновременно цвет воспринимается и как выразительное средство, его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают чувства, создают разные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное, беспокойное и т.д. Благодаря цвету, живописное произведение начинает «звучать», создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки.
Важнейшим способом взаимодействия цвета в живописи выступают контрасты – противопоставления. Они позволяют художнику подчеркнуть главное в содержании произведения, усилить эмоциональное звучание картины, сильнее действовать на зрителя.
Светотень - это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные свойства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается композиционной и световой гармонии, равновесия, а также отражения эмоционального настроения в картине.
Важным средством живописи является рисунок, с помощью, которого художник обозначает границы предметов, фигур, форм окружающей среды.
Рисунок - изображение реальной действительности посредством линий, штрихов, пятен, в разной степени констатирующих с белой поверхностью бумаги.
Качество рисунка зависит от выразительности в передачи формы, объема, строения, движений, пропорций человеческой фигуры, соотношения частей картины. Он может быть легким, изящным и тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом, рисунок – основа живописи.