Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
5. Об окружающей
1.3 Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста
Существует множество
определений понятия «
Во-первых, это процесс
целенаправленного воздействия.
Это воспитание начинается
с воспитания у ребенка
Яркие зрительные образы
живописных произведений
По мнению Н.А. Ветлугиной,
благодаря взаимодействию
Многочисленные проблемы,
которые стояли и стоят перед
исследователями проблем
Воспитание эстетического
вкуса – одна из наиболее
сложных задач, успешное
Эстетический вкус
и создаваемые на его основе
продукты составляют
Основными категориями
эстетического сознания
Рассмотрим содержание
понятия «эстетический вкус».
Эстетический вкус
по своей сущности выступает
как своеобразный регулятор
Вкус представляет
собой устойчивую систему
Эстетические потребности
составляют основу
На развитие эстетических
потребностей влияют предметы
эстетического восприятия: произведения
искусства и литературы, архитектура
и музыка, народное творчество, самодеятельное
искусство. Важнейшее место
Человек, воспринимая
графику, живопись, архитектуру,
скульптуру видит их
В словаре по эстетике
«вкус эстетический»
Художественным вкусом
должен обладать в первую
А.К. Дремов полагает, что «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [11].
Конкретное выражение
эстетического вкуса – оценка!
Эстетический вкус относится
к разряду духовных ценностей
личности. Вкус – это культура
выбора. Художественный вкус является
основой в определении
Вкус есть мерило
выбора и критерий меры. В нем
есть важное, принципиальное, устойчивое
и переходящее, временное,
Критерием хорошего или дурного вкуса, как верно отмечает Л.Н. Столович, «выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или не соответствие ее с этой ценностью» [43].
Истинные образцы хорошего
вкуса, учили французские
Эту мысль в XIX веке неоднократно повторяли художники – реалисты, связывая «здоровье вкуса» со следованием логике самой жизни. «Красота – дело вкусов; для меня она вся в правде,- писал И.Репин. – Жизнь, свет, солнце, движение, драматизм всегда имели, и всегда будут иметь за собой самый большой контингент потребителей. А большинство, особенно если оно разумно и здорово, - великая сила» - в этих словах художника отчетливо выражена великая идея о прекрасном, коренящемся в жизни, в действительности [32].
Когда истинная ценность
смещена в представлении людей,
Немецкие просветители XVIII века рассматривали вкус как одну из познавательных способностей человека. «Вкус, - подчеркивает один из них, - соединяя все силы души, воспринимает сразу все, что относится к сущности вещи, поскольку она чувственно познаваема» [29].
В искусстве критерий
красоты произведения не
- критерий правдивости художественного отражения;
- значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения;
- художественного мастерства,
воздействия искусства на
Эстетический критерий
является важным, но не единственным
критерием в сфере оценки
Развитие эстетического
вкуса является необходимой
Исследователи
Процесс «всматривания»,
затем «созерцания» и позднее
«любования» картиной – важный
процесс формирования
Вместе с тем художественный вкус служит основой для развития вкуса эстетического. Тот, кто постиг красоту искусства, тоньше и глубже воспримет красоту природы, красоту окружающих нас вещей, красоту человека [31].
Именно поэтому
Таким образом, эстетический вкус не выступает как изолированное от других явление эстетического сознания, осуществляя многообразные связи и взаимосвязи с другими его структурными элементами [40].
На наш взгляд, особенно
важен вопрос о взаимодействии
эстетического вкуса и
Искусство – это
наиболее характерный и
Хорошо развитый эстетический вкус необходим для восприятия и понимания произведений искусства. С другой стороны постоянное общение с искусством, чтение художественной литературы, посещение театров и концертов, картинных галерей и художественных выставок являются мощным средством воспитания, совершенствования эстетического вкуса [11].
Искусство для ребенка
должно быть
Гёте говорил, что
посредственные вещи не
Высокое качество искусства для детей является обязательным требованием отечественной педагогики и деятелей искусства. Правильная подача искусства детям, умение раскрыть произведение перед ребенком – важнейшая задача воспитателя [44].
По мнению А.Ф. Мерзлякова, автора статей «Замечания об эстетике», «Об изящном», «О прекрасном», чувство красоты свойственно природе человеческой, но не меньшую роль играет вкус. С помощью образования и воспитания вкус, может быть «приводим в совершенство» [50].
Жан Жак Руссо пишет: «… хороший вкус чрезвычайно редкая вещь, так как, будучи дарован всем от природы он становится действительным лишь в результате воспитания и воздействия социальной среды» [40].
Формирование эстетического
вкуса, и прежде всего
Эстетический вкус
способен развиваться не
В.В. Колокольникова
видит главную цель в том,
чтобы в процессе
По отношению к детям
дошкольного возраста можно
Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А.Флерина, Н.П. Сакулина, Н.В. Ветлугина и др.) [38].